Что делает проезд пассажиров общественного транспорта комфортным?
В 2022 году многие отрасли российской экономики столкнулись со сложностями из–за санкций. В их числе и транспортная. Причем в сфере IT–технологий. Перед отечественными разработчиками встала задача ускорить процесс импортозамещения иностранного программного обеспечения. На сегодняшний день в стране уже есть достойные и конкурентоспособные решения, успешно показавшие себя не только в ходе тестов, но и в эксплуатации. К примеру, система биометрической оплаты проезда Face Pay.
Оплата… лицом
По итогам 2022 года система биометрической оплаты Face Pay (оплата лицом) в столичной подземке и МЦК была использована 32 млн раз. Ежедневно по биометрии в столичную подземку проходило около 120 тыс. пассажиров, за год в системе зарегистрировались более 220 тыс. пользователей, а с января 2023 года к системе начали подключать еще 330 турникетов метро. В итоге после завершения работ таких турникетов станет более 900, но с учетом того, что всего в московской подземке их несколько тысяч, то работы впереди еще много.
Москва – первый город в мире, где система распознавания лиц для оплаты проезда работает столь масштабно. Использование полностью бесконтактной оплаты проезда по биометрическим данным позволяет не только ускорить проход в метро, но и удешевить проезд.
Сервис Face Pay, кстати, полностью российского производства, был запущен в октябре 2021 года. Поначалу к нему подключили 250 станций метрополитена. В сентябре 2022 года сервис заработал и на всех станциях Московского центрального кольца. На данный момент к системе подключено 85 турникетов на 31 станции МЦК.
Если лет 10 назад пассажиру нужно было стоять в очереди в кассу несколько минут, то сейчас оплата проезда с помощью сервиса занимает считаные секунды.
Зарегистрироваться в системе просто: на свой телефон надо скачать специальное приложение «Метро Москвы», сделать селфи – фотография должна быть четкой, яркой, цветной – и отправить свой портрет в это приложение. Привязать к нему нужно также банковскую карту, карту «Тройка». Отныне лицо пассажира зафиксировано в информационной транспортной системе. Чтобы оплатить проезд с помощью Face Pay, нужно встать на специальный черный стикер перед турникетом, посмотреть в установленную камеру, после чего откроются створки, и пассажир может пройти на посадку.
Поначалу были опасения относительно того, что система может допускать ошибки во время распознавания лиц пассажиров. В процессе эксперимента на лицо участника процесса тестирования наносился грим, надевались маски, очки, шляпы. Если половина лица доступна для распознавания, то система узнает человека и пропустит его. Лицо «разбивается» на миллионы точек, связанных между собой, и они сравниваются с имеющимися в базе биометрическими ключами. По этой же причине не должно возникнуть проблем с близнецами: у них есть небольшие отличия и особенности – расстояние от одной точки до другой, форма бровей, морщинки, складочки.
Если человек как–то радикально поменял внешность или сильно травмировал лицо, фото в приложении всегда можно заменить, это сделать довольно просто.
Популярность системы неуклонно растет. Свидетельство тому – многочисленные отзывы пассажиров. В результате проведенных исследований 88% респондентов высоко оценили преимущества технологии и предпочитают эту систему другим способам оплаты. Так, ключевыми преимуществами системы являются: удобство – не нужно носить с собой проездной (44%), экономия времени – не нужно стоять в очереди к кассе или автомату по продаже билетов (38%), скорость – войти по лицу можно быстрее, чем достать и приложить билет к турникету (37%).
Использование сервиса Face Pay Московским метрополитеном ограничиваться не будет. Как отмечает заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов, пассажиры обращаются с просьбами внедрить проходы по Face Pay по социальным картам, в том числе для студентов и школьников. Прорабатываются вопросы продажи корпоративным клиентам абонементов с возможностью оплаты по биометрии. Некоторые компании закупают для своих сотрудников билеты на 30/90/365 дней, и, соответственно, им было бы удобно получить возможность прохода по Face Pay, а не покупать каждый раз билеты, развозить и раздавать их.
Сервис Face Pay может использоваться абсолютно добровольно. Он является дополнительным способом оплаты проезда в транспорте, причем самым технологичным и современным. Оплата по биометрии – надежная и удобная альтернатива Apple Pay и Google Pay. Алгоритмы распознавания лица внедряются, например, для получения услуг в налоговых органах или проверки личности дорожной полицией на случай отсутствия водительского удостоверения. И такое случается. Систему распознавания лица используют сегодня и многие сотрудники транспортного комплекса для быстрого доступа на работу.
Все используемое оборудование и программное обеспечение лицензировано и сертифицировано в полном соответствии с законами Российской Федерации. Система Face Pay прошла необходимую аттестацию, соответствует самым строгим российским требованиям по защите информации. Все, кто имеет отношение к функционированию системы оплаты по биометрии, обеспечены необходимыми сертификатами – от выдаваемых правоохранительными органами до платежных протоколов.
Очень важным является и то, что хранением всех платежных данных пользователей Face Pay занимается только российский банк. Данные защищены по строгому и общепринятому в мировой индустрии платежных карт протоколу безопасности. Помимо этого все серверы находятся исключительно на территории России, система находится под полным контролем правительства Москвы, отключить ее из–за рубежа невозможно. А еще биометрия безопаснее и надежнее, чем оплата банковской картой. Кредитку могут украсть или ее можно потерять. Пока клиент ее заблокирует, пройдет время, а лицо пассажира «украсть» невозможно.
Оплата по биометрии в московском метро, запущенная по поручению мэра Москвы Сергея Собянина, – важный этап развития билетной системы и удобный для пассажиров способ оплаты проезда, развитие которого будет осуществляться и дальше.
В планах Минтранса – создание глобальной системы цифровых профилей пассажиров для оплаты проезда на всех видах транспорта по биометрии к 2030 году.
Профиль в цифре узнаваем
Цифровые технологии без необходимой валидации довольно широко используются сегодня и на наземном пассажирском транспорте в различных городах России. К примеру, в Тверской области, Казани и Таганроге пассажиры оплачивают проезд бесконтактно с помощью транспортного мобильного приложения, к которому привязана банковская карта. В салоне транспортного средства находится QR–код, на который нужно навести камеру смартфона, подтвердить оплату и получить электронный билет.
Летом 2022 года апробацию новой технологии начал Нижний Новгород. Эксперимент по реализации проекта проходил в рамках тестирования новой маршрутной сети, которое завершилось 20 января 2023 года. Всего с августа по декабрь было введено пять новых маршрутов, еще шесть продлили, у трех оптимизировали трассы, на 13 маршрутах увеличили подвижной состав. Все это позволило «обелить» пассажирские перевозки, количество поездок увеличилось на 8,2%, льготники стали ездить чаще на 21,5%, а остальные нижегородцы – на 3%. При этом оплата электронным способом производится теперь в 80% случаев.
Одним из первых регионов, который внедрил цифровую систему управления общественным транспортом, стала Тверская область. Процесс внедрения был разделен на два этапа: переход на новую модель транспортного обслуживания населения и внедрение комплексного цифрового решения. На этой основе сейчас более 470 новых автобусов ежедневно перевозят около 200 тыс. пассажиров, а в региональный бюджет поступает порядка 4,2 млн руб. билетной выручки за день. Об этом на прошедшем в конце прошлого года форуме «Общественный транспорт – 2022» сообщил заместитель генерального директора ООО «Датапакс» Максим Исаев. Он также отметил, что на данный момент цифровые решения для пассажирских перевозок, разработанные компанией, внедрены в систему пассажирского транспорта более 40 регионов России. Это свыше 50 тыс. транспортных средств, что составляет четверть всего общественного транспорта России.
Еще один сервис – пассажирские перевозки по запросу – с 6 июля 2022 года стал доступен для жителей подмосковного Красногорска. Суть в том, что через мобильное приложение «Транспорт Подмосковья» можно заказать автобус и доехать от жилых комплексов «Изумрудные холмы» и «Земледелец» до станции МЦД Опалиха и обратно. Для тестирования эту территорию выбрали не случайно: из–за плотной жилой застройки, неравномерного пассажиропотока и низкой пропускной способности дорожной сети организация регулярных рейсов здесь была малоэффективна. Теперь с помощью мобильного приложения пользователи в зоне действия сервиса формируют заявки, указывая место и время прибытия и оплачивая заказ онлайн с помощью банковской карты, а сервис в ответ формирует оптимальный маршрут с учетом вместимости автобуса и спроса пользователей. Уже спустя месяц после начала работы сервиса были получены весьма обнадеживающие результаты: почти двукратное сокращение времени в пути для пассажиров и пятикратное снижение стоимости проезда в сравнении с ценой проезда на такси, которым чаще всего пользовались местные жители.
Если говорить о ближайших планах по цифровизации транспорта в нашей стране, то благодаря инициативе «Зеленый цифровой коридор пассажира», разработанной Минтрансом в рамках стратегии цифровой трансформации, к 2024 году 70% россиян (это в 10 раз больше, чем в 2020 году) смогут путешествовать по городам–миллионникам по цифровому профилю. То есть без физических документов. Проезд будет осуществляться на основе цифрового профиля пассажира с применением единой биометрической системы. При этом почти на четверть сократится время ожидания городского общественного транспорта, скорость перемещения пассажиров возрастет на 37%.
Как отметил заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Баканов в ходе панельной дискуссии в рамках конференции «Цифровая индустрия промышленной России–2022» (ЦИПР), системная работа ведется по 6 проектам и 3 ключевым инициативам, чтобы обеспечить повышение качества, надежности, безопасности и комфорта поездок людей и доставки грузов. Транспортные компании и ведущие цифровые экосистемы продолжают развивать сервисы, предлагая новые российские решения вместо сервисов, ушедших с отечественного рынка. При этом очень важно, что темп работы не снижается.
Валерий БУДУМЯН,
обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.