Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Многоликость сервисов

 |  IT-технологии

Что делает проезд пассажиров общественного транспорта комфортным?

В 2022 году многие отрасли российской экономики столкнулись со сложностями из–за санкций. В их числе и транспортная. Причем в сфере IT–технологий. Перед отечественными разработчиками встала задача ускорить процесс импортозамещения иностранного программного обеспечения. На сегодняшний день в стране уже есть достойные и конкурентоспособные решения, успешно показавшие себя не только в ходе тестов, но и в эксплуатации. К примеру, система биометрической оплаты проезда Face Pay.

Оплата… лицом

По итогам 2022 года система биометрической оплаты Face Pay (оплата лицом) в столичной подземке и МЦК была использована 32 млн раз. Ежедневно по биометрии в столичную подземку проходило около 120 тыс. пассажиров, за год в системе зарегистрировались более 220 тыс. пользователей, а с января 2023 года к системе начали подключать еще 330 турникетов метро. В итоге после завершения работ таких турникетов станет более 900, но с учетом того, что всего в московской подземке их несколько тысяч, то работы впереди еще много.

Москва – первый город в мире, где система распознавания лиц для оплаты проезда работает столь масштабно. Использование полностью бесконтактной оплаты проезда по биометрическим данным позволяет не только ускорить проход в метро, но и удешевить проезд.

Сервис Face Pay, кстати, полностью российского производства, был запущен в октябре 2021 года. Поначалу к нему подключили 250 станций метрополитена. В сентябре 2022 года сервис заработал и на всех станциях Московского центрального кольца. На данный момент к системе подключено 85 турникетов на 31 станции МЦК.

Если лет 10 назад пассажиру нужно было стоять в очереди в кассу несколько минут, то сейчас оплата проезда с помощью сервиса занимает считаные секунды.

Зарегистрироваться в системе просто: на свой телефон надо скачать специальное приложение «Метро Москвы», сделать селфи – фотография должна быть четкой, яркой, цветной – и отправить свой портрет в это приложение. Привязать к нему нужно также банковскую карту, карту «Тройка». Отныне лицо пассажира зафиксировано в информационной транспортной системе. Чтобы оплатить проезд с помощью Face Pay, нужно встать на специальный черный стикер перед турникетом, посмотреть в установленную камеру, после чего откроются створки, и пассажир может пройти на посадку.

Поначалу были опасения относительно того, что система может допускать ошибки во время распознавания лиц пассажиров. В процессе эксперимента на лицо участника процесса тестирования наносился грим, надевались маски, очки, шляпы. Если половина лица доступна для распознавания, то система узнает человека и пропустит его. Лицо «разбивается» на миллионы точек, связанных между собой, и они сравниваются с имеющимися в базе биометрическими ключами. По этой же причине не должно возникнуть проблем с близнецами: у них есть небольшие отличия и особенности – расстояние от одной точки до другой, форма бровей, морщинки, складочки.

Если человек как–то радикально поменял внешность или сильно травмировал лицо, фото в приложении всегда можно заменить, это сделать довольно просто.

Популярность системы неуклонно растет. Свидетельство тому – многочисленные отзывы пассажиров. В результате проведенных исследований 88% респондентов высоко оценили преимущества технологии и предпочитают эту систему другим способам оплаты. Так, ключевыми преимуществами системы являются: удобство – не нужно носить с собой проездной (44%), экономия времени – не нужно стоять в очереди к кассе или автомату по продаже билетов (38%), скорость – войти по лицу можно быстрее, чем достать и приложить билет к турникету (37%).

Использование сервиса Face Pay Московским метрополитеном ограничиваться не будет. Как отмечает заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов, пассажиры обращаются с просьбами внедрить проходы по Face Pay по социальным картам, в том числе для студентов и школьников. Прорабатываются вопросы продажи корпоративным клиентам абонементов с возможностью оплаты по биометрии. Некоторые компании закупают для своих сотрудников билеты на 30/90/365 дней, и, соответственно, им было бы удобно получить возможность прохода по Face Pay, а не покупать каждый раз билеты, развозить и раздавать их.

Сервис Face Pay может использоваться абсолютно добровольно. Он является дополнительным способом оплаты проезда в транспорте, причем самым технологичным и современным. Оплата по биометрии – надежная и удобная альтернатива Apple Pay и Google Pay. Алгоритмы распознавания лица внедряются, например, для получения услуг в налоговых органах или проверки личности дорожной полицией на случай отсутствия водительского удостоверения. И такое случается. Систему распознавания лица используют сегодня и многие сотрудники транспортного комплекса для быстрого доступа на работу.

Все используемое оборудование и программное обеспечение лицензировано и сертифицировано в полном соответствии с законами Российской Федерации. Система Face Pay прошла необходимую аттестацию, соответствует самым строгим российским требованиям по защите информации. Все, кто имеет отношение к функционированию системы оплаты по биометрии, обеспечены необходимыми сертификатами – от выдаваемых правоохранительными органами до платежных протоколов.

Очень важным является и то, что хранением всех платежных данных пользователей Face Pay занимается только российский банк. Данные защищены по строгому и общепринятому в мировой индустрии платежных карт протоколу безопасности. Помимо этого все серверы находятся исключительно на территории России, система находится под полным контролем правительства Москвы, отключить ее из–за рубежа невозможно. А еще биометрия безопаснее и надежнее, чем оплата банковской картой. Кредитку могут украсть или ее можно потерять. Пока клиент ее заблокирует, пройдет время, а лицо пассажира «украсть» невозможно.

Оплата по биометрии в московском метро, запущенная по поручению мэра Москвы Сергея Собянина, – важный этап развития билетной системы и удобный для пассажиров способ оплаты проезда, развитие которого будет осуществляться и дальше.

В планах Минтранса – создание глобальной системы цифровых профилей пассажиров для оплаты проезда на всех видах транспорта по биометрии к 2030 году.

Профиль в цифре узнаваем

Цифровые технологии без необходимой валидации довольно широко используются сегодня и на наземном пассажирском транспорте в различных городах России. К примеру, в Тверской области, Казани и Таганроге пассажиры оплачивают проезд бесконтактно с помощью транспортного мобильного приложения, к которому привязана банковская карта. В салоне транспортного средства находится QR–код, на который нужно навести камеру смартфона, подтвердить оплату и получить электронный билет.

Летом 2022 года апробацию новой технологии начал Нижний Новгород. Эксперимент по реализации проекта проходил в рамках тестирования новой маршрутной сети, которое завершилось 20 января 2023 года. Всего с августа по декабрь было введено пять новых маршрутов, еще шесть продлили, у трех оптимизировали трассы, на 13 маршрутах увеличили подвижной состав. Все это позволило «обелить» пассажирские перевозки, количество поездок увеличилось на 8,2%, льготники стали ездить чаще на 21,5%, а остальные нижегородцы – на 3%. При этом оплата электронным способом производится теперь в 80% случаев.

Одним из первых регионов, который внедрил цифровую систему управления общественным транспортом, стала Тверская область. Процесс внедрения был разделен на два этапа: переход на новую модель транспортного обслуживания населения и внедрение комплексного цифрового решения. На этой основе сейчас более 470 новых автобусов ежедневно перевозят около 200 тыс. пассажиров, а в региональный бюджет поступает порядка 4,2 млн руб. билетной выручки за день. Об этом на прошедшем в конце прошлого года форуме «Общественный транспорт – 2022» сообщил заместитель генерального директора ООО «Датапакс» Максим Исаев. Он также отметил, что на данный момент цифровые решения для пассажирских перевозок, разработанные компанией, внедрены в систему пассажирского транспорта более 40 регионов России. Это свыше 50 тыс. транспортных средств, что составляет четверть всего общественного транспорта России.

Еще один сервис – пассажирские перевозки по запросу – с 6 июля 2022 года стал доступен для жителей подмосковного Красногорска. Суть в том, что через мобильное приложение «Транспорт Подмосковья» можно заказать автобус и доехать от жилых комплексов «Изумрудные холмы» и «Земледелец» до станции МЦД Опалиха и обратно. Для тестирования эту территорию выбрали не случайно: из–за плотной жилой застройки, неравномерного пассажиропотока и низкой пропускной способности дорожной сети организация регулярных рейсов здесь была малоэффективна. Теперь с помощью мобильного приложения пользователи в зоне действия сервиса формируют заявки, указывая место и время прибытия и оплачивая заказ онлайн с помощью банковской карты, а сервис в ответ формирует оптимальный маршрут с учетом вместимости автобуса и спроса пользователей. Уже спустя месяц после начала работы сервиса были получены весьма обнадеживающие результаты: почти двукратное сокращение времени в пути для пассажиров и пятикратное снижение стоимости проезда в сравнении с ценой проезда на такси, которым чаще всего пользовались местные жители.

Если говорить о ближайших планах по цифровизации транспорта в нашей стране, то благодаря инициативе «Зеленый цифровой коридор пассажира», разработанной Минтрансом в рамках стратегии цифровой трансформации, к 2024 году 70% россиян (это в 10 раз больше, чем в 2020 году) смогут путешествовать по городам–миллионникам по цифровому профилю. То есть без физических документов. Проезд будет осуществляться на основе цифрового профиля пассажира с применением единой биометрической системы. При этом почти на четверть сократится время ожидания городского общественного транспорта, скорость перемещения пассажиров возрастет на 37%.

Как отметил заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Баканов в ходе панельной дискуссии в рамках конференции «Цифровая индустрия промышленной России–2022» (ЦИПР), системная работа ведется по 6 проектам и 3 ключевым инициативам, чтобы обеспечить повышение качества, надежности, безопасности и комфорта поездок людей и доставки грузов. Транспортные компании и ведущие цифровые экосистемы продолжают развивать сервисы, предлагая новые российские решения вместо сервисов, ушедших с отечественного рынка. При этом очень важно, что темп работы не снижается.

Валерий БУДУМЯН,

обозреватель «ТР»



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться