Модернизация аэропортов – ответ на современные вызовы
В 2022 году многие привычные западные поставщики ушли с российского рынка, поэтому в рамках программ модернизации импортозамещение систем управления играет особую роль.
Каким образом провести модернизацию аэропорта? Какие шаги нужно предпринять, чтобы эффективно решить вопросы внедрения новых систем управления? Какие препятствия могут встретиться на этом пути, как их преодолеть? Попытаемся ответить на эти вопросы.
Проблемы и решения
В связи с санкциями имеют место прекращение поставок целого ряда IT–продуктов и технологических решений, устройств и комплектующих, сужение возможностей использования IT–продуктов «по подписке», приостановка сервиса поддержки и обслуживания. Да и оставшийся сервис – под риском закрытия. В этих условиях аэропорты сталкиваются с рядом проблем: отсутствие на рынке ряда систем, высокая стоимость внедрения и поддержки альтернативных решений, проблемы совместимости систем между собой, вопросы безопасности данных.
В условиях санкций государством было организовано создание индустриальных центров компетенций (ИЦК) – когда ведущие игроки отрасли объединяются и вырабатывают общие требования к отечественным системам. Однако в одной и той же отрасли видение разными игроками того, какими должны быть эти системы, различно. Возьмем для примера авиаперевозки. Посмотрим на градацию аэропортов: в России без малого 150 гражданских аэропортов, около 60 из них обеспечивают существенный объем перевозок, около 40 из них принимают международные рейсы, порядка 10 из них могут считаться крупными, 4 из них представляют топ международных аэропортов страны: Шереметьево, Домодедово, Пулково, Внуково. Очевидны различия в объемах перевозок и уровне управления всеми этими аэропортами. Как следствие, требования разных аэропортов к системам управления будут отличаться. То есть для того, чтобы поддержку получила вся отрасль, необходимо эти требования консолидировать. Соответственно, решения для аэропортов должны быть масштабируемыми, быть способными собираться в различные наборы по функциональности, подходящие как для небольшого регионального аэропорта, так и для крупного хаба из первой четверки.
Александр Семенов, директор департамента транспорта и логистики компании «Рексофт», отмечает, что сложности усугубляются отсутствием ряда требуемых решений на рынке и фрагментарностью доступных. При этом аэропортам нужно продолжать свою операционную деятельность с сохранением ключевых показателей, обеспечивать непрерывность работы. Плюс к этому необходимо соблюдать требования по замене зарубежного ПО на отечественное.
К решению этих вопросов стоит подходить в тандеме с IT–партнером, хорошо зарекомендовавшим себя как в сфере разработки новых решений, так и в сфере отраслевого импортозамещения. При выборе поставщика систем управления нужно прежде всего учитывать его опыт разработки программного обеспечения и наличие квалифицированного персонала, а также конкретный опыт в предметной области.
Кроме того, сами аэропорты должны быть готовы к «лоскутной» автоматизации. Команды аэропортов на местах должны быть усилены специалистами, имеющими опыт в IT и ведении интеграционных проектов.
Примеры импортозамещения
Одним из показательных примеров в области комплексного импортозамещения для аэропортов можно назвать партнерство компаний «Конветроник» и «Рексофт».
Компании более пяти лет сотрудничают в сфере автоматизации аэропортов. В этом партнерстве «Рексофт» отвечает за разработку и поставку всего комплекса программного обеспечения, включая системы управления верхнего и нижнего уровней, а «Конветроник» – за проектирование, производство и запуск технологических решений, включая механическое оборудование и системы промышленной автоматики. Все решения, поставляемые в рамках партнерства, спроектированы и произведены в России.
На счету партнеров первый реальный случай полного импортозамещения систем управления аэропортом. «Рексофт» и «Конветроник» с нуля разработали и внедрили первую российскую систему обработки багажа для аэропорта Симферополь. Система произведена в России и обладает полной независимостью от зарубежных систем или сервисов. Система запущена в эксплуатацию в 2018 году и в настоящее время успешно работает.
Сейчас системы управления и технологические комплексы от «Рексофта» и «Конветроника» эксплуатируются в более чем 20 аэропортах России. Среди них Симферополь, Внуково, Оренбург, Грозный, Минеральные Воды, Владикавказ, Новый Уренгой, Новокузнецк, Геленджик, Казань, Кировск и другие. В настоящее время идут проекты по модернизации систем управления аэропортов ведущей четверки, а также производство и внедрение технологических комплексов для аэропортов Бегишево, Ставрополь, Нерюнгри, Кызыл.
Решения для аэропортов от компаний «Конветроник» и «Рексофт» были представлены на выставке NAIS, которая прошла в феврале 2023 года. Особенность этих решений в том, что они являются полностью отечественными и решают все основные задачи, стоящие сейчас перед аэропортами России:
– замещение систем иностранного производства;
– модернизация существующих систем в современных условиях;
– обеспечение непрерывности операционной деятельности;
– обеспечение высокого уровня оказания услуг.
Первый вопрос, с которого начинается любое общение между IT–компаниями и представителями отрасли, – это тема импортонезависимости и поддержки деятельности аэропортов. «Благодаря нашему решению аэропорты могут получить современные отечественные системы, не уступающие импортным аналогам, с гарантированной поддержкой их функционирования», – рассказывает Михаил Прохоров, коммерческий директор компании «Конветроник».
Важно отметить, что «Конветроник» и «Рексофт» устраивают референс–визиты, где можно увидеть нюансы работы таких систем вживую в аэропортах, а также поговорить с коллегами, эксплуатирующими комплексы, созданные партнерами.
Наш корр.