Им стал Центр развития цифровых платформ (ЦРЦП)
Соответствующее распоряжение подписал Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин.
Назначение национального оператора – необходимое условие для реализации Соглашения о применении электронных навигационных пломб в Евразийском экономическом союзе, подписанного в апреле 2022 года главами стран Союза. Соглашение направлено на развитие транзитного потенциала ЕАЭС, упрощение процедур международной торговли и повышение безопасности трансграничных поставок. На данный момент все страны, входящие в ЕАЭС, ратифицировали соглашение. Российская Федерация завершила процедуру ратификации 22 октября 2022 года.
Применение электронной навигационной пломбы позволит обеспечить контроль за транзитом грузов по территории ЕАЭС, сократить время прохождения таможенных процедур, повысить безопасность перевозок, улучшить сбор информационно-аналитических данных федеральными органами исполнительной власти и повысить эффективность принимаемых на их основе решений, в том числе для совершенствования инфраструктуры.
Пломбировать будут транспортные средства, которые передвигаются по двум и более странам и перевозят товары, подпадающие под процедуру таможенного транзита. При этом на транспортное средство будет навешена только одна пломба на всем маршруте следования через территорию ЕАЭС.
Мониторинг перевозок будет происходить в информационных системах национальных операторов, которые будут интегрированы между собой для обмена информацией о перевозках. Таким образом контрольно-надзорные органы будут видеть точное местоположение опломбированных транспортных средств, а также реагировать на нештатные ситуации в пути следования. Согласно распоряжению Правительства России, ЦРЦП уполномочен на взаимодействие с контролирующими органами Российской Федерации и уполномоченными операторами других государств – членов Евразийского экономического союза для контроля транзитных перевозок.
«Развитие логистики в рамках ЕАЭС – один из транспортных приоритетов нашей страны, нашедший свое выражение в стратегии цифровой трансформации отрасли. Мы активно работаем с участниками Союза для того, чтобы сократить время прохождения контрольных процедур на границе, увеличить объемы транзитных перевозок и прозрачность всех процессов. Назначение российской стороной национального оператора – это еще один шаг к созданию бесшовных логистических коридоров с государствами ЕАЭС. Мы уже отрабатываем механизмы по применению навигационных пломб для отслеживания перевозок на территории Союза. С февраля проходит российско-белорусский эксперимент по применению навигационных пломб для контроля за транзитом через территорию России лесоматериалов и продукции деревообработки, в рамках которого обеспечено взаимодействие контрольно-надзорных органов и уполномоченных операторов двух стран. В течение месяца планируем запустить новый проект с Казахстаном и Киргизией», – прокомментировал заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Баканов.
«Цифровой дистанционный контроль с использованием навигационных пломб – это уже апробированная технология, которая доказала свою эффективность и должна быть распространена не только в рамках ЕАЭС, но и для всех транзитных перевозок через Российскую Федерацию. Система позволяет оперативно получить информацию о несанкционированном вскрытии навигационной пломбы, отклонении транспортного средства от заданного маршрута. Сейчас можно с уверенностью сказать, что применение навигационных пломб обеспечивает надежный контроль за сохранностью грузов при перевозках, предотвращение возможных случаев противоправных действий и снижение вероятности их недоставки, ускорение процедур на границе», – сказал врио руководителя Федеральной таможенной службы Руслан Давыдов.
ЦРЦП также в качестве национального оператора пломбирования продолжит обеспечивать отслеживание транзитных перевозок санкционных групп товаров через территорию России. Всего с марта 2020 года осуществлен контроль за более чем 40 000 перевозок санкционных групп товаров.
«Центр развития цифровых платформ разработал и обеспечивает эксплуатацию системы контроля транзитных международных автомобильных и железнодорожных перевозок, предусматривающую применение навигационных пломб. ЦРЦП ведет свою деятельность в 17 автомобильных, 14 железнодорожных и 3 морских пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. Разработаны и утверждены регламенты взаимодействия с ФТС России, Ространснадзором, ОАО «РЖД», определяющие порядок действий при применении навигационных пломб. ЦРЦП участвует в проектах по ускоренной обработке грузов в порту Новороссийска, экспериментах по взаимодействию с уполномоченными операторами стран ЕАЭС и обладает всей необходимой материально-технической базой для выполнения функций уполномоченного национального оператора», – отметила генеральный директор ООО «ЦРЦП» Елена Игнатенкова.