Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление о внесении изменений в правила обмена электронными перевозочными документами, которые расширяют функционал государственной информационной системы электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД)
Теперь в системе перевозчики (собственники транспортных средств) в добровольном порядке могут формировать путевой лист, договор фрахтования и заказ (заявку).
Использование электронного путевого листа помогает оптимизировать бизнес-процессы, сделать их более прозрачными, как внутри компании, так и при взаимодействии с контрольно-надзорными органами, а также повысить уровень безопасности на дороге за счет исключения человеческого фактора и верификации данных. Переход на электронный документооборот на транспорте – это прежде всего удобно, в том числе за счет отказа от бумажных документов, сообщается на сайте Минтранса.
Дмитрий Баканов, заместитель министра транспорта Российской Федерации:
«Минтранс продолжает планомерную работу, направленную на повышение скорости, прозрачности оформления документов для всех участников рынка и безопасности перевозок. Переход на электронный путевой лист – еще один шаг в этом направлении. Цифровой документ можно будет предъявлять сотруднику ГИБДД в виде QR-кода на дороге в любом месте, даже там, где нет покрытия сетей связи. С 2024 года Минтранс России вместе с Минцифры и ФНС будут работать над введением обязательных требований к использованию электронного документооборота на транспорте. Это позволит убрать с рынка бумажные документы».
Вступление в силу изменений в законодательство касается пассажирских и грузовых автомобильных перевозчиков. Переход на электронный документооборот начался с 1 сентября 2022 года, когда для участников рынка грузовых автомобильных перевозок появилась возможность формировать электронную транспортную накладную, электронную сопроводительную ведомость и электронный заказ-наряд с последующей их передачей в государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД).
Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы России Алекандр Егоричев:
«В ходе подготовки к переходу на электронный путевый лист, электронный договор фрахтования и электронный заказ (заявку) ФНС России утвердила форматы соответствующих документов. Наш общий подход – переход на электронный документооборот – должен помогать бизнесу высвобождать время и ресурсы на расширение основного бизнеса, таким образом, электронный документооборот будет способствовать росту реального сектора экономики и экономики страны в целом».
Участники рынка могут работать с ГИС ЭПД через аккредитованных Минтрансом России операторов ИС ЭПД, их список опубликован на сайте Министерства.
Генеральный директор одного из аккредитованных операторов ИС ЭПД ООО «Такском» Денис Булкаев:
«Путевой лист считается внутренним документом организации и служит для учёта контроля работы транспортного средства и водителя. Реализация и внедрение внутреннего электронного документооборота упрощает и систематизирует процесс. В среднем на 30% сокращается время проставления всех отметок в путевом листе. Кроме временных затрат, снижаются издержки, связанные с распечаткой, передачей, хранением документов. Развитие ГИС ЭПД и массовый переход бизнеса на ЭДО позволит одновременно и сделать процессы прозрачнее, и упростить регулирование в сфере перевозок».
О преимуществах перехода на электронный документооборот рассказал Кирилл Каликин, операционный директор группы компаний «Монополия»: «Внедрение ЭПЛ – еще один шаг в сторону обеления рынка, что, безусловно, является стимулом развития добросовестной конкуренции на рынке транспортной логистики. Уход от бумажного документооборота ускоряет ведение отчетности и помогает точнее рассчитывать затратную часть компании. Со своей стороны можем сказать, что активно готовимся к внедрению функционала на платформе, который обеспечит возможность оформления электронных документов».
С 1 сентября 2023 года вступают в силу нормы Федерального закона от 29.12.2022 № 629-ФЗ, позволяющие на добровольной основе при оформлении электронного путевого листа использовать данные прохождения предрейсового и послерейсового осмотра водителей с применением телемедицинских технологий.
Максим Владимиров, исполнительный директор компании MedPoint 24, которая более пяти лет организует услуги автоматизированных осмотров для российских компаний во всех отраслях, отметил:
«Принятие закона, официально разрешающего проведение дистанционных медицинских осмотров – важный драйвер для цифровизации транспортной отрасли, который уже сейчас меняет рынок. Интерес к проведению медицинских осмотров в дистанционном формате существует давно. Наш опыт показывает, что автоматизация и цифровизация услуги предрейсового осмотра дает более объективные показатели, которые нельзя исказить и всегда можно проверить. Кроме того, дистанционный формат значительно сокращает временные затраты: в среднем один осмотр на наших программно-аппаратных комплексах занимает 3-4 минуты, что в 3 раза быстрее по сравнению с процедурой очного осмотра у медика».