Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Инновации и искусственный интеллект

внесут весомый вклад в развитие дорожной отрасли

Перспективные направления научно–технического развития в дорожном хозяйстве стали предметом обсуждения на одном из недавних «круглых столов», в котором приняли участие представители органов управления дорожной отрасли, науки, общественных организаций и производственных предприятий.


«Сегодня в дорожном хозяйстве происходят позитивные перемены, причем работы ведутся на автодорогах как федерального, так и регионального и местного значений. Масштаб этой работы настолько большой, что без постоянного стимулирования отрасли новыми технологическими, техническими и научными решениями и развития кадрового потенциала достигнуть намеченных руководством страны результатов будет очень сложно», – отметил руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков. В 2022 году был утвержден пятилетний план дорожной деятельности, который сейчас скорректирован. Этот комплексный документ включает более 250 мероприятий, направленных на обеспечение качественными и удобными дорогами жителей всех без исключения регионов страны. Также в программе учитываются задачи по ликвидации узких мест, снижению аварийности, развитию дорожной инфраструктуры. Все это может решаться только одновременно со своевременной и комплексной научной и нормотворческой деятельностью, уверен Роман Новиков.

Он также напомнил, что в настоящее время каждый второй россиянин, согласно опросу ВЦИОМ, удовлетворен качеством и доступностью автомобильных дорог. Позитивная оценка пользователей дорог складывается из целого перечня различных факторов, в который входят не только качество дорожного полотна, но также доступность сопутствующих услуг, безопасность и даже эстетическая составляющая. «Это суть принципиально нового клиентоцентричного подхода к управлению дорожным хозяйством, при котором на первый план выходят повышение качества жизни человека, грамотная организация и проведение дорожных работ, формирование доступной среды для маломобильных групп населения, создание сети объектов дорожного сервиса и многофункциональных зон, принятие мер по охране окружающей среды», – объяснил руководитель Росавтодора.

Одной из существенных предпосылок подобного качественного скачка является политика Росавтодора в части применения новых научных разработок и подходов. Как рассказал начальник Управления научно–технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Росавтодора Сергей Гошовец, повышению качества выполняемых работ и внедрению новых достижений науки и техники способствуют развитие отраслевых стандартов, спецификаций и других нормативно–технических документов и их гармонизация друг с другом. «На сегодняшний день дорожное хозяйство страны обладает одним из самых современных фондов технических документов, которые соответствуют лучшим мировым практикам, – подчеркнул он. – Так, общий фонд документов, находящихся в сфере ответственности ТК 418 «Дорожное хозяйство», насчитывает более 430 наименований. Из них порядка 99% соответствуют всем современным требованиям». Согласно приведенным данным, за последние восемь лет новые технологии и материалы были применены на более чем тысяче объектов Росавтодора общей протяженностью свыше 8 тыс. км. Причем большинство внедренных в тираж научных разработок хорошо себя зарекомендовали на федеральных автомобильных дорогах.

Напомним: в Росавтодоре была утверждена стратегия инновационной деятельности до 2025 года, задачи которой на сегодняшний день выполнены более чем наполовину. Научные исследования, предусмотренные в стратегии, направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, создание комфортной инфраструктуры, повышение долговечности дорожных конструкций, рациональное использование ресурсов и совершенствование системы управления дорожным хозяйством на основе цифровизации. А с переходом ФАУ «РОСДОРНИИ» в ведение Федерального дорожного агентства потенциал научных исследований существенно повысился.
В числе показательных примеров – создание и внедрение в широкую практику симулятора колесной нагрузки «Циклос». Его функционал позволяет за несколько месяцев смоделировать приближенные к реальным условия эксплуатации автомобильной дороги в течение всего жизненного цикла и дать заключение о работоспособности исследуемой конструкции дорожной одежды. Это очень актуально, особенно для регионов, где необходимо создавать конструкции из местных материалов, пробовать внедрять новые технологии. Другой пример – система измерения прочности дорожного полотна «Эскандор». Она предназначена для сплошной безостановочной диагностики, паспортизации и оценки транспортно–эксплуатационного состояния автомобильных дорог методом синхронизированного измерения и контроля всех основных параметров. Лаборатория может оценить прочность асфальта, продольную и поперечную ровность, глубину и профиль колеи, сцепные свойства и др. Она уже применялась на автодорогах в десятках российских регионов и была высоко оценена специалистами.

Важным трендом научно–технической деятельности является внедрение технологии искусственного интеллекта в деятельность ФДА. К примеру, с применением искусственного интеллекта разработана и прошла испытания пилотная модель, предназначенная для оценки безопасности дорожного движения на отдельных участках федеральных автомобильных дорог. Она позволяет формировать рекомендации по повышению безопасности дорожного движения на основе анализа данных, полученных в результате диагностики с помощью видеокамер, установленных на диагностической машине при проездах.

Ряд научных исследований пока только находится в процессе разработки. К примеру, комплексное исследование, направленное на пересмотр расчета нежестких дорожных одежд. Кроме того, в настоящее время выполнен первый этап научных исследований, который направлен на реализацию отраслевого плана мероприятий по адаптации к изменению климата в зоне вечной мерзлоты. Также продолжаются работа по диверсификации материалов в мостостроении, внедрение инноваций и др.
Более подробно о масштабных исследованиях в области пересмотра методики расчета нежестких дорожных одежд напомнил генеральный директор АНО «НИИ ТСК» Евгений Симчук. Комплексная и во многом уникальная работа предусматривает экспериментальные исследования влияния современного грузового транспорта на дорожные конструкции, создание станций мониторинга напряженно–деформированного состояния дорожных одежд и изучение водно–теплового режима грунта земляного полотна. Для этого за последние несколько лет были установлены три станции мониторинга на участках федеральных трасс М–9 «Балтия» в Тверской области, М–5 «Урал» в Рязанской области и А–135 в Ростовской области. Для получения полной картины планируется обустроить еще две подобные станции. Ранее в оте-
чественной практике подобные исследования не выполнялись. Их итогом станет разработка современных стандартов, благодаря которым удастся повысить рациональность использования материальных ресурсов и качество проектирования конструкций нежестких дорожных одежд.

Генеральный директор ФАУ «РОСДОРНИИ» Александр Бедусенко отметил, что важной вехой во внедрении и мониторинге инноваций в дорожном хозяйстве является формирование перечня инновационных решений, материалов и технологий повторного применения в виде специального цифрового реестра. Он создается ФАУ «РОСДОРНИИ» в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» с целью повышения компетенций представителей региональных заказчиков и подрядных организаций. Опыт использования реестра выявил ряд ключевых направлений для дальнейшей модернизации. В их числе – совершенствование структуры и классификации технологий, материалов и изделий, внедрение системы ранжирования доступных технологий для определения наилучших по комплексу критериев, обеспечение удобства использования данного реестра всеми участниками и, наконец, интеграция всех данных с информационными системами федеральных органов исполнительной власти, которые регулируют процессы дорожной деятельности.

Чтобы эта масштабная работа была продолжена, а самое главное – нашла свое применение на практике, необходимо совершенствовать образовательные пространства и обеспечить преемственность в подготовке новых кадров, считает ректор РУТ (МИИТ) Алексей Климов.

«Кадровый потенциал является фундаментом функционирования и устойчивого развития всей отрасли, а модернизация системы высшего образования –
один из механизмов совершенствования кадрового обеспечения дорожного хозяйства, – отметила проректор вуза Татьяна Марканич. – В настоящее время действуют три основополагающих стратегических документа, которые являются основой кадрового и инновационного развития дорожного хозяйства как части транспортной системы Российской Федерации: Транспортная стратегия РФ, Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса и Концепция развития дорожного образования».
Она упомянула работу Учебно–методического центра образования в сфере дорожного хозяйства, созданного в 2022 году на базе Российского университета транспорта. В планах центра – дальнейшая разработка рекомендованных образовательных программ и учебно–методических комплексов по отдельным отраслевым дисциплинам, а также популяризация дорожных профессий в целом. Эта площадка призвана стать местом для конструктивного диалога всех заинтересованных образовательных организаций с целью координации совместных усилий для формирования конкурентной национальной системы профессионального образования в области дорожного хозяйства, резюмировала Татьяна Марканич.

Людмила ИЗЪЮРОВА,
обозреватель «ТР»


просмотры:

1011

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться