Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) на основе данных из открытых источников и маркетинговых исследований приводит комплексную оценку состояния ключевых сегментов транспортного комплекса РФ по итогам 2021 года и прогноз по динамике их развития.
Авиация
Российский рынок пассажирских авиаперевозок в минувшем году увеличился на 60% – до 111 млн человек и достиг почти 90% от уровня докризисного 2019 года. При этом внутрироссийские перевозки превзошли показатели 2019 года на 20%. Это лучшая в мире динамика восстановления региональных авиаперевозок. Среди топ-5 авиакомпаний «Сибирь» и «Победа» по итогам 2021 г. уже перевезли пассажиров больше, чем в докризисном 2019 г.
В 2022 году ожидается рост объема пассажирских авиаперевозок в мире почти на 50% – до 3,4 млрд человек, в России на 4,5% – до 116 млн человек. Такая разница в динамике объясняется низкой базой мировых авиаперевозок. В долгосрочной перспективе драйвером авиарынка в России останутся внутренние перевозки в то время, как в качестве барьеров могут выступить следующие факторы: подорожание авиакеросина, возможные ограничения, связанные с COVID-19, повышение аэропортовых сборов.
Железнодорожный транспорт
Темпы погрузки на сети РЖД в 2021 году выросли, по отношению к 2020 году и находятся почти на одном уровне с объемами 2019 года – 1,283 млрд тонн. Наибольший рост наблюдался в сегментах каменного угля, черных металлов, цемента и контейнеров. При этом в числе аутсайдеров оказались сегменты строительных грузов, химикатов, соды и зерна, которые просели по итогам года. Российский парк грузовых вагонов по итогам года вырос на 3%. На фоне роста спроса производители выпустили на 10% больше вагонов, чем в 2020 году – 60 тыс. ед. Значительный интерес для покупателей на рынке представляли полувагоны (37%) и фитинговые платформы (36,5%). Наибольшее количество подвижного состава за год было списано в полувагонах (8,5 тыс. ед.), платформах (3,8 тыс. ед.) и цистернах (3,7 тыс. ед.).
В 2022 году ожидается рост погрузки на сети РЖД на уровне прошлого года – в районе 2-3%, при этом локомотивом рынка останутся контейнерные перевозки. Потребность в закупках вагонов в России на горизонте 2022-2024 гг. может составить около 140 тыс. ед. с учетом умеренного списания вагонов.
Водный транспорт
Грузоперевозки внутренним водным и морским транспортом в России показали отрицательную динамику по отношению к 2020 году. Активному развитию перевозок внутренним водным транспортом мешает техническое состояние судоходных гидротехнических сооружений, обилие мелководных участков и сильная конкуренция с автомобильным и железнодорожным транспортом. Грузооборот морских портов заметно упал по нескольким категориям: зерно (-15,8%), руда (-9,6%) и пищевые грузы (-7,9%), но вырос в части черных металлов (7,8%), угля (7,6%), грузов в контейнерах (6,1%). Вместе с тем рост продемонстрировали пассажирские перевозки внутренним водным транспортом, которые увеличились на 16% к 2020 году.
Согласно Транспортной стратегии РФ объем перевозок грузов внутренним водным транспортом должен вырасти к 2035 году более чем в 2 раза к 2019 году – со 108 до 222 млн тонн. Аналогичный рост ожидается в пассажирских перевозках, объём которых должен увеличиться с 11 млн до 21 млн человек к 2035 году.
Автотранспорт
Грузовые автоперевозки в России остались на уровне 2020 года, в то время как пассажирские перевозки автобусами выросли на 10% – до 7,42 млн человек, но еще не восстановились до показателей 2019 года. Объем продаж грузовых автомобилей вырос, реагируя на повышенный спрос на рынке, прибавив более 30% к 2020 году – до 98 тыс. ед. Автобусы также пользовались популярностью на рынке, но их по показатели оказались скромнее – плюс 4% к 2020 году (13,6 тыс. ед.) и максимальное приближение к значениям 2019 года.
В ближайшей перспективе сдерживать авторынок может подорожание техники и дефицит автокомпонентов. Наряду с этим поддержку спроса на городской пассажирский транспорт в 2022 году окажет старт реализации комплексной программы по модернизации общественного пассажирского транспорта в регионах и запланированное введение ограничений на возраст эксплуатации транспортных средств.
Основным механизмом для обновления парков по программе модернизации городского пассажирского транспорта может стать инструмент лизинга, уже доказавший свою эффективность в ходе реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (БКД). В рамках программы ГТЛК финансирует поставку техники, городские перевозчики получают новый транспорт на льготных условиях с 60%-ной скидкой, а региональные власти избавлены от необходимости увеличивать долговую нагрузку за единовременную покупку транспорта. За два года ГТЛК поставила по нацпроекту БКД 1131 ед. техники в 18 регионов. Общий объем инвестиций в приобретение транспорта в 2020-2021 гг. составил 18,2 млрд рублей, в том числе 10,1 млрд рублей из федерального бюджета.