О тенденциях и перспективах транспортно–логистических услуг
Анализировать российский рынок логистики в 2021 году по традиционной методике вряд ли имеет смысл. Действительно, когда падают объемы перевозок, перекрываются долговременные каналы товародвижения, сроки доставки удлиняются из–за вводимых ограничений даже у самых добросовестных операторов, о преимуществах логистики можно говорить только с позиции фактора цены, опуская такую составляющую, как качество.
Подводить окончательные итоги транспортно–логистической деятельности ушедшего 2021 года еще рано. Пока с уверенностью можно говорить о его динамике: рынок после провального 2020 года подорожал. Причем подорожал существенно и именно в транспортной части. По итогам 2021 года тарифы на перевозку различными видами транспорта в среднем выросли от 20 до 50%, а по отдельным направлениям повышение стало еще более заметным. Если бы не было такого серьезного роста тарифов на перевозку, поставщики могли бы подождать какое–то время, не повышая цены в расчете на понижение. Но когда рост цен стал кратным, товары с высокой транспортной долей в цене отыгрывают ее стоимость и дорожают. Как известно, январь из–за большого количества праздничных дней для грузоперевозок месяц не лучший, поэтому в начале года, уже 2022–го, понижения тарифов ждать не стоит.
С большой долей вероятности можно предположить, что ставки на перевозку закрепятся на достигнутом уровне, возможно даже, произойдет незначительное снижение на 5–7,5% к июню – августу следующего года. Но это произойдет, если не появятся дополнительные негативные факторы с высокой неопределенностью и с таким же влиянием. Речь идет прежде всего о пандемийных ограничениях, которые в разных странах имеют различный уровень.
После Нового года должны снижаться прежде всего ставки на контейнерные перевозки, заторы в мировых портах уже сокращаются. Кроме того, не надо забывать про китайский Новый год – с 1 по 14 февраля. Взятый на это время мировым производителем всевозможных товаров тайм–аут позволит нормализовать обстановку на рынке контейнерных перевозок. Но по другим видам транспорта продолжится рост. Тарифы на железнодорожные перевозки на 2022 год планируется индексировать на уровне 5,8%. Продолжат также расти тарифы в первой половине 2022 года и в секторе автоперевозок.
Больше всего удорожание логистики скажется на недорогих товарах, в стоимости которых высока доля стоимости доставки. Например, это канцелярские товары, недорогой текстиль, средства гигиены или дешевые стройматериалы, такие как песок, щебень. По оценкам представителей транспортных компаний, конечная стоимость таких товаров может вырасти на треть или половину от увеличившихся тарифов на перевозку, то есть примерно от 3 до 10%. Так, только индексация тарифов на железнодорожную перевозку в 6,8% приведет к росту конечной стоимости товаров до 3%.
Но и на стоимости дорогих товаров, таких как автомобили, бытовая техника, мебель, ситуация в грузоперевозках также скажется: производство этих товаров, каналы поступления еще полностью не восстановились, что удлиняет сроки поставок, увеличивает расходы на хранение и перевозку. Транспортно–логистическая составляющая растет, что увеличивает конечную цену для потребителя.
Таким образом, потребитель в таких условиях однозначно проигрывает, а грузоперевозчик?
Российские транспортные компании, занимающиеся грузоперевозками, в отличие от большинства пассажирских перевозчиков пострадавшие не так сильно от пандемии коронавируса, продолжат наращивать прибыль в 2022–2023 годах. Так считают специалисты агентства, оценивающего кредитные рейтинги (НКР) крупнейших российских компаний, в том числе и транспортных.
Драйвером роста как для грузовых перевозчиков, так и для стивидорных компаний, занимающихся погрузкой и разгрузкой товаров в портах, стал несырьевой рынок – продовольствие, другие товары повседневного спроса, электроника, фармпрепараты и медицинские изделия. Их доходы растут в первую очередь благодаря увеличению тарифов на перевозку грузов: на железнодорожном и автомобильном транспорте в 2022 году они вырастут в пределах 10%. Тарифы будут увеличиваться из–за роста спроса на эти группы товаров и операционных расходов по большинству видов транспорта. Из–за роста тарифов и логистических проблем (как это было недавно на Дальнем Востоке) в выигрыше будут компании, предлагающие мультимодальные сервисы.
После падения в пандемийном 2020 году в первой половине 2021 года грузооборот железнодорожного транспорта составил 1304 млрд ткм и практически достиг уровня аналогичного периода допандемийного 2019 года, автотранспорта – 75 млрд ткм (+4%), водного (морского и речного) – 44 млрд ткм (+2%), авиации – 4 млрд ткм (+ 21%).
Операционная прибыль авиакомпаний от грузовых перевозок в 2020 году выросла на 982%, в первом полугодии 2021 года – на 1039%, морских перевозок – на 142 и 81% соответственно. При этом прибыль от перевозки грузов по железной дороге в прошлом году упала на 101%, в первом полугодии 2021 года – на 91%. Аналитики связывают это со снижением отгрузки угля, металлов, цемента и нефтепродуктов.
Активное развитие электронной коммерции и значительный рост продаж товаров повседневного спроса сказались положительно на автомобильных грузоперевозках. Так, по данным группы Globaltruck, крупнейшего автомобильного FTL–перевозчика, который осуществляет доставку грузов с полной загрузкой автомобиля на Урале и в Сибири, ее операционная прибыль увеличилась по итогам первой половины 2021 года на 60%.
По мнению экспертов, в последние годы менялась картина рентабельности грузоперевозок: если ранее показатели были выше для железнодорожных перевозок (16%), то в 2020 году на первое место по рентабельности вышли воздушный (25%) и морской транспорт (11%). А рентабельность продаж железнодорожных грузоперевозок стала отрицательной (–1%).
Насколько долговременной окажется эта тенденция, покажет время. Но не вызывает сомнения, что при нестабильной экономической ситуации в выигрыше будут мультимодальные перевозки, при которых убытки на одном виде транспорта перекрываются прибылью на другом.
Что же касается логистики как таковой, то при росте транспортной составляющей в цене товара как раз за счет правильной логистики можно оптимизировать транспортно–логистические расходы в целом. Главное – это выбрать правильное направление развития. До пандемии прогнозировать логистические тренды на ближайшую перспективу было достаточно просто – планируйте развитие и внедрение цифровых технологий, переход на IT–методы управления транспортными потоками, формируйте команды специалистов и бюджеты под эти направления и не ошибетесь: буквально до 2020 года так оно и было.
Цифровизация процессов на обозримую перспективу останется главным направлением развития транспортно–логистической деятельности. Более того, ее развитие даже опережает планируемые ранее темпы. Одновременно появились факторы, о которых раньше просто не задумывались. Например, такие, как постоянно меняющиеся ограничения в пунктах приема и отправки грузов из–за продолжающейся пандемии. А севшее на мель судно, которое парализовало движение по Суэцкому каналу, конечно, можно считать форс–мажором, но сам этот факт – доказательство того, насколько мировая транспортно–логистическая система зависима от таких обстоятельств. Так к чему надо быть готовым в 2022 году?
Рост рынка электронной коммерции, как в сегментах b2c (бизнес для конечного потребителя) и b2b (бизнес для бизнеса)
IT–сфера прочно вошла в нашу жизнь, и торговля «в реале» стремительно уходит. Уже сегодня до 70% всех сделок совершаются онлайн, причем это касается как b2c, так и b2b–сектора. По прогнозам аналитиков, до 2025 года взаимодействие между поставщиками и закупщиками на 80% перейдет в онлайн–сектор, а к 2027 году его капитализация превысит 20,9 трлн долл. В последующие годы этот рынок будет только расти, и его возможности еще далеко не исчерпаны. Электронная логистика в свою очередь потребует специалистов с соответствующими компетенциями, подготовку которых необходимо начинать как можно скорее.
Нехватка провозных мощностей
Острый дефицит контейнеров для большегрузов, случившийся в первой половине 2020 года, до сих пор далек от разрешения. В июле 2021 года стоимость контейнерных перевозок возросла на 339% по сравнению с июлем 2020–го, и сегодня наблюдается явный тренд на их дальнейшее подорожание. Уровень контейнеризации резко возрос, а дефицит провозных мощностей остался прежним. При этом ситуация в международных портах остается проблемной: задержки рейсов, перегруженные терминалы, полное отсутствие гарантий и т. д. В ближайшее время ситуация вряд ли изменится к лучшему, и эксперты прогнозируют повышение спроса на услуги международных интеграторов.
Так, большинство компаний сегодня предпочитают обращаться к грузоперевозчикам с собственными провозными мощностями, предпочитая перевозчиков–мультимодальщиков. Это снижает риски срыва сроков и нарушения транспортных цепочек. Грузовой авиатранспорт, несмотря на бурное развитие в последнее время, пока не способен решить проблему, так как пассажирские авиаперевозки до сих пор не стабилизировались, а грузовые напрямую связаны с ними.
Рынок услуг
Пандемия сильно повлияла на скорость доставки, которая с 1–2 дней уменьшилась до 15–30 минут. Так, сегодня при совершении онлайн–заказа его можно получить с доставкой на дом в самые короткие сроки. Курьерские службы работают максимально оперативно, компенсируя задержки в сфере глобальных грузоперевозок. Продавцы стремятся как можно быстрее избавиться от товаров и получить прибыль, конкурируя друг с другом в скорости выполнения заказов. При этом основная часть доставок осуществляется «до двери», и большинство покупателей в условиях пандемии предпочитают получать товары на дом – без посещения пунктов выдачи и постаматов. В дальнейшем эта тенденция будет лишь укрепляться, по крайней мере – в ближайшие год–два.
Онлайн–ритейлеры стремятся сократить плечо доставки и открывают мини–склады и мини–хабы как можно ближе к покупателям. Если раньше большинство поставок в удаленные регионы России осуществлялось из Москвы и области, то сегодня компании активно двигаются на восток, расширяя свои сети и складские мощности. Это значительно сократит среднее время доставки в ближайшей перспективе и сделает онлайн–покупки еще более привлекательными для конечных потребителей.
Сегодня подавляющее большинство компаний автоматизирует рабочие процессы, используя программное обеспечение и онлайн–возможности. Рассылка уведомлений, прием заявок, рекламирование акций и даже общение с клиентами – все это можно автоматизировать с использованием современного ПО. В 2022 году до 20–30% успеха компании будет зависеть от качества внедренных IT–технологий.
До недавних пор (до пандемии) ритейлеры главным образом конкурировали между собой ценами. То есть максимальным спросом пользовалась компания с самыми выгодными расценками на товары/услуги. Сегодня же эта конкуренция переместилась в сферу сервиса. Так, выигрывает тот ритейлер, который способен организовать быструю доставку и упрощенную схему возврата товаров. Дошло до того, что товар попадает к покупателю уже через 15–30 минут после оформления онлайн–заявки, и в этом смысле ритейлеры работают как никогда эффективно. Расширение сети региональных хабов и складов, ориентация на курьерскую доставку «до двери», введение новых инструментов онлайн–оплаты – все это в ближайшем будущем приведет к полной переориентации рынка на удаленные интернет–продажи. Если сегодня на них приходится до 70% сделок, то в 2022 году этот показатель составит уже 80–85%. Это ставит перед ритейлерами новые задачи, в частности – необходимость оптимизации курьерской службы. Таким образом, курьер становится полноправным звеном логистической цепочки.
Сегодня огромное внимание уделяется экологичности грузоперевозок и так называемой «зеленой» логистике. В будущем эта тенденция будет лишь укрепляться. Так, в 2022 году по возможности должна быть сделана ставка на электрический транспорт, «зеленые» склады и декарбонизацию. Это уже не дань моде, и многие мировые компании предпочитают работать с теми перевозчиками, которые заботятся об окружающей среде.
* * *
Подводя итог, можно сказать, что логистика образца 2022 года должна стать более экономной и динамичной, касается ли это сферы бизнеса или конечного потребления. Ее нынешнее положение, на первый взгляд более приземленное, тем не менее требует быстрого развития цифровых технологий. А стремление как можно скорее доставить груз в конечную точку и с наименьшими затратами должно нивелировать рост тарифов и те задержки, которые происходят с отправкой и транспортировкой грузов на глобальном уровне.
Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель «ТР»,
кандидат
экономических наук
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.