Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Мечта, не ставшая явью

Как сложились судьбы участниц первого космического отряда

12 АПРЕЛЯ – ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ

Начало 60–х годов ХХ века. В нашей стране политическая оттепель, с попутным ветром стремителен в ней бег перемен. И тут событие планетарного масштаба – наш Юрий Гагарин стал первым человеком на Земле, побывавшим в космосе. Страна ждала новых захватывающих событий на этой ниве.

Жесткий отбор

Так на заре космической эры был сформирован секретный первый женский отряд, расположившийся в Звездном городке. Идея отправить на орбиту представительниц прекрасного пола принадлежала помощнику главкома ВВС по космосу генерал–лейтенанту Николаю Каманину. Уже 23 декабря 1961 года, всего через восемь месяцев после полета Юрия Гагарина, на заседании президиума ЦК КПСС было поддержано предложение о наборе будущих женщин–космонавтов. В начале следующего года начался отбор в аэроклубах девушек для фантастической по тем временам миссии. После изучения нескольких сотен личных дел летчиц и парашютисток около 60 спортсменок были направлены на медицинскую комиссию.

Интересно, что отбор кандидатки проходили такой же, как и мужчины–летчики до них. На испытаниях на вибростенде, на кресле Барани (для тренировки вестибулярного аппарата), на центрифуге не жалели никого. В этой группе первоначально была известная летчица Марина Попович – жена космонавта Павла Поповича. Она, увы, отбор не прошла, однако помогала неопытным девушкам справляться с непростыми тестами–испытаниями.

Например, по ее методу после тренировок вестибулярного аппарата в больших количествах нужно было есть лимоны.

В итоге путевки в отряд дали только пятерым. Кто же они?

Великолепная пятерка

Отбор проходил в два этапа. Первыми в отряд «прописались» трое. Это Татьяна Кузнецова – абсолютная чемпионка Москвы по парашютному спорту, член сборной страны, к моменту зачисления в отряд совершила более 250 прыжков. Ирина Соловьева совершила 700 прыжков и выполнила норматив мастера спорта. Валентина Терешкова в ярославском аэроклубе по количеству прыжков остановилась на отметке 90.

Во второй поток попали Жанна Еркина, пристрастившаяся к парашютному спорту еще студенткой в Рязанском аэроклубе, и единственная из всего отряда летчица Валентина Пономарева.

Конечно, надежды девушек питали. Ведь каждая из них могла стать всемирной знаменитостью, удостоенной высших правительственных наград.

Пока претендентки переживали, кому же достанется первый билет в космос, вопрос об их шансах на орбитальный полет волновал и высокое начальство.

Спустя годы стало известно, что наиболее высокие шансы были у двух Валентин – Пономаревой и Терешковой.

Первая была единственной из всей пятерки, владевшая навыками пилота. Окончив школу с золотой медалью, в 1957 году Валентина получила диплом МАИ по специальности «инженер–механик ЖРД». Еще будучи студенткой, в местном аэроклубе освоила самолет По–2, а затем и Як–18. Но на этом не остановилась: покорился ей и реактивный истребитель МиГ–15. Ответственных лиц смущало одно: она единственная, кто успел стать мамой. «Что же у нас незамужних не нашлось?». Но характера ей было не занимать. Когда отряд по путевкам отправился отдыхать в санаторий ЦК КПСС в Гаграх, она взяла с собой мужа и сына. Начальство почесало затылки и... разрешило.

Валентина Терешкова подкупала своей биографией. Родилась в маленькой деревеньке под Ярославлем. Рабочая косточка проявилась на Ярославском комбинате технических тканей. Потом показала и организационные способности – стала освобожденным секретарем комсомольской организации. Увлекалась музыкой (играла на домре), прыгала с парашютом. Да и в отряде космонавтов она была старшей. Все это привело к тому, что 16 июня 1963 года «Восток–6» стартовал с Байконура, унося на вершину славы жительницу Ярославля с позывным «Чайка».

Недетская считалка

ПЯТЬ. Уже первые тренировки на макете «Востока» показали, что в предстоящем полете надо учитывать все мелочи. Оказалось, что невысоким барышням сложнее из пристегнутого положения дотягиваться до тумблеров и рычагов управления. При снятии первых мерок для скафандров группу поделили на «коротких» и «длинных». Были и другие проблемы. Но к историческому старту готовились все.

ЧЕТЫРЕ. Несмотря на то, что почти у всех за плечами был огромный опыт парашютных прыжков, отряд летом 1962 года отправился на обучение, как этого требовали нормативы подготовки, с парашютистом–инструктором, заслуженным тренером СССР Николаем Никитиным. Он учил подопечных прыгать днем и ночью, с больших и малых высот, с затяжкой и без, на сушу и воду. К сожалению, сам он не дожил до полета Вали Терешковой всего 24 дня: разбился при затяжном прыжке.

Во время одного из прыжков Жанна Еркина неудачно приземлилась и сломала ногу. И как она ни старалась не отстать от группы, пробел в подготовке сказался. Так по сути остались четыре кандидатки.

ТРИ. 10 мая пришло время решать, кто конкретно полетит в космос. О том, какова была расстановка сил, рассказал в своем дневнике генерал–лейтенант Николай Каманин. Пономареву поддержали президент Академии наук Мстислав Келдыш и маршал авиации, тогда первый заместитель главкома ВВС Сергей Руденко. За Терешкову выступили председатель госкомиссии генерал–лейтенант Георгий Тюлин и сам Каманин.

Все решили выступившие единым фронтом за Терешкову Главный конструктор академик Сергей Королев и Юрий Гагарин.

ДВА. Итак, свершилось – официальным кандидатом на полет в космос названа Валентина Терешкова. Ее дублерами стали Валентина Пономарева и Ирина Соловьева. Дублеров было двое, так как медики опасались за особенности женского организма и решили подстраховаться. Запасные дружно переживали свою участь. Но тут нагрянуло новое испытание. При проверке герметичности выяснилось, что скафандр Терешковой был с браком. Ей отдали экипировку Соловьевой. В результате всех рокировок без скафандра осталась Пономарева. И дублер, по сути, остался один.

ОДИН. Счастливый билет достался Валентине Терешковой.

Если бы не смерть Королева...

Сергей Павлович хорошо понимал состояние своих подопечных. И всем обещал, что каждая из них непременно побывает в космосе. И это вполне могло стать реальностью. Полет первого женского экипажа на корабле «Восход» длительностью 15–17 суток был намечен на март 1966–го. Основной экипаж – Пономарева и Соловьева, дублирующий – Кузнецова и Еркина. Однако в январе того же года генеральный конструктор скончался на операционном столе. Сначала старты переносились, а потом от «Восходов» и вовсе отказались.

В 1969 году женская группа была расформирована. Но этот удар не сломил отважных женщин. Все они нашли свое место в жизни.

К сожалению, Татьяна Кузнецова и Жанна Еркина уже завершили свой жизненный путь.

«Время лечит, это правда, – говорила Жанна Дмитриевна. – Но горькую память о несбывшейся мечте, до которой, казалось, рукой подать, стереть все–таки никогда не удастся...».

Виктор ДМИТРИЕВ

На снимках: вверху (слева направо) – Татьяна Кузнецова и Валентина Пономарева; в центре – Валентина Терешкова; внизу (слева направо) Жанна Еркина и Ирина Соловьева


просмотры:

2561

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться