Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

У нас все получится

Возможности отечественного судостроения позволяют с оптимизмом смотреть в будущее

В сегодняшнее непростое время, когда эмоции порой захлестывают, реальность видится искаженной, самыми убедительными аргументами являются сухие цифры и факты. Вот и обратимся к итогам работы Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) за прошедший 2021 год. С учетом ее веса в судостроении России можно судить о состоянии отрасли в целом.

Итак, за 2021–й были сданы шесть новых боевых кораблей, в том числе три атомные подводные лодки «Князь Олег», «Казань» и «Новосибирск». Подобное событие – сдача трех атомных крейсеров в течение столь короткого промежутка времени – ранее происходило только в советские годы.

Военно–морскому флоту были также переданы новейший корабль противоминной обороны «Георгий Курбатов», очередная дизель–электрическая субмарина проекта 636 «Магадан» и судно тылового обеспечения «Всеволод Бобров». Состоялась закладка атомных подводных ракетных крейсеров стратегического назначения «Дмитрий Донской» и «Князь Потемкин» проекта «Борей–А», корветов «Грозный», «Бравый» и «Буйный» на Амурском судостроительном заводе и корабля противоминной обороны «Афанасий Иванников».

Коммерческие заказчики за минувший год получили 12 судов. Особое место среди них занимает второй в семействе мощнейших в мире атомоходов (и первый серийный) ледокол «Сибирь». Теперь он, как и его «старший брат» «Арктика», будет работать на трассах Севморпути.

Рыболовецкую флотилию пополнили новые крупнотоннажные траулеры–процессоры «Баренцево море» и «Норвежское море». Был передан заказчику паром проекта PV22 «Павел Леонов».

Успешно прошел испытания в фарватере Волги и готовится к своему первому туристическому сезону в 2022 году четырехпалубный круизный теплоход «Петр Великий» проекта PV300VD.

На Невском судостроительно–судоремонтном заводе заложили два научно–исследовательских судна проекта 17050 «Профессор Анатолий Елизаров» и «Профессор Петр Моисеев», а на СНСЗ – пассажирское судно проекта А45–90.2 «Виктор Астафьев».

Стоит отметить, что в 2021 году доля выручки ОСК от гражданской продукции составила около 22%, что позволяет говорить о неуклонном росте этого показателя. К 2030 году корпорация должна получать 50% дохода за счет коммерческих заказов, что вероятно при существенном увеличении инвестиций в модернизацию производства и программы поддержки отечественного судостроения.

На начало 2022 года на российских верфях заказаны и находятся в стадии строительства более 550 кораблей и судов совокупной стоимостью более 3,1 трлн руб. и совокупным тоннажем более 7,3 млн тонн. Согласно базе данных «Заказы на строительство судов на верфях России» тройку крупнейших заказов 2022 года по стоимости возглавляет контракт на строительство линейного дизельного ледокола проекта 21900М2 (на 18 мегаватт) ледового класса Icebreaker7, подписанный ФГУП «Росморпорт» и ПАО «Выборгский судостроительный завод». Второе место принадлежит контракту стоимостью 18,5 млрд руб. на строительство двух двухтопливных ледоколов проекта 23620 (мощностью 12–14 МВт) ледового класса Icebreaker 7, подписанному ФГУП «Росморпорт» и АО «Онежский судостроительно–судоремонтный завод» (контракт по субподряду будет передан турецкой верфи Kuzey Star Shipyard). Замыкает тройку крупнейших заказ на строительство многофункционального аварийно–спасательного судна мощностью 7 МВт MPSV06M стоимостью около 7 млрд руб., размещенный на АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь». Так что заказы у отечественных заводов есть, финансирование открыто, договоры исполняются и работа идет.

По заявлению главы ОСК Алексея Рахманова, на строящихся в России судах будет не менее 50% отечественного оборудования. И это не декларативное заявление.

Уже в 2020 году Россия вышла на второе место в мире по объемам судостроения. Об этом свидетельствует рейтинг международного агентства Clarkson Research по итогам 2020 года (отметим: признанного зарубежного агентства). Российские судостроители вошли в тройку мировых лидеров впервые. Такие результаты были достигнуты благодаря количеству построенных гражданских судов, в том числе ледоколов. Первое место традиционно досталось Южной Корее: в третьем квартале на ее долю пришлись 45% всего мирового судостроения.

После сдачи ледоколов «Урал» и «Сибирь» Россия вполне сможет претендовать и на первое место. Сейчас, по словам руководителя корпорации, для ОСК одной из главных задач стал запуск производства отечественных аналогов иностранного судового комплектного оборудования (СКО). К настоящему моменту корпорацией созданы проекты судов, которые на 50% будут укомплектованы российским оборудованием. К примеру, перспективный сухогруз «Финвал–8000» или модульное судно «Соталия». Также продолжается формирование панели поставщиков, ориентированной на отечественные компании.

Таким образом, до двадцатых чисел февраля 2022 года отечественное гражданское судостроение развивалось, и развивалось неплохо, используя все преимущества международной кооперации и собственные наработки. Но после начала военной операции последовали санкции, в том числе со стороны стран, поставляющих необходимое для судов оборудование.

Жесткие меры, а всеобъемлющие санкции можно отнести к таковым, вызывают первоначальный шок, но затем наступает время поиска и принятия конструктивных решений. Постараемся именно с позиций договоренностей и компромиссов оценить возможности отечественного судостроения в нынешней ситуации.

Основными в поставках из стран Евросоюза для строительства наших гражданских судов являются двигатели высокой мощности и процессоры. В первую очередь речь идет о дизель–генераторах, которым практически нет альтернативы. У нас изготавливают аналоги небольшой мощности, но когда требуются мощности от мегаватта, с этим действительно возникают проблемы.

Двигатели на наши суда поставляют в основном финская Wartsila, немецкий MAN, на третьем месте китайская WinGD. WinGD уже сейчас может полностью заменить первых двух, если речь идет о контейнеровозах и больших балкерах.

Что касается финских и немецких судоверфей, то вряд ли они рады введению ограничений. Портфели заказов на такого рода оборудование формируются на несколько лет вперед. Под них берутся кредиты, выстраиваются отношения с поставщиками комплектующих, заключаются договоры. Сегодня цепочки поставок нарушаются, а это неизбежные убытки. Нужно искать новые рынки сбыта своей продукции, а это не так просто с учетом специфики оборудования. Все–таки Россия – слишком большой сегмент мирового судостроения, чтобы всерьез и надолго отказаться от ее заказов и сотрудничества в совершенно мирной области – строительстве гражданских судов.

У России есть свой сильный козырь – строительство и обслуживание ледоколов.

Атомные реакторы, турбогенераторы, электродвигатели и даже валы, на которые передается вращение, делают в России. Тут нет проблем – в производстве ледоколов мы практически не зависим от иностранных производителей. Единственная проблема – поставки комплектующих.

На ледоколах – отечественная судовая электроника от НПО «Аврора». Она справляется с поставленными задачами, но вопрос в объемах и масштабах поставок, то есть справится ли «Аврора» с поставками на все суда России.

Общей проблемой для всех без исключения высокотехнологичных производств является запрет на поставку процессоров. Ведь система управления судном – это по сути тот же персональный компьютер. Так, две ведущие компании – АMD и Intel объявили о приостановке поставок микрочипов. Но некоторые компоненты (сапфировые подложки, химикаты, редкоземельные металлы) для этих процессоров поставляет главным образом только Россия. Зеркальный ответ России на запрет этих компонентов может привести к тому, что поставлять иностранцам будет нечего...

Наконец, судостроение, как тот же авиапром, всегда было отраслью двойных технологий. И отечественные технологии нашего ВПК без ложного патриотизма признаны во всем мире. Так что военные наработки при соответствующей адаптации могут быть использованы и в гражданском сегменте.

Ограничения в финансовой сфере, в частности в валютных расчетах, которые, естественно, коснулись и судостроения, – это тема для отдельного разговора. И, скорее всего, они первыми станут предметом торга, так как паралич финансовой системы ощущается в первую очередь и бьет в обе стороны. Поживем – увидим.

Самым сильным ответом на вызовы санкций, безусловно, является налаживание отечественного производства важнейшего оборудования, узлов и деталей. Возможности для этого есть – примером служит то же военное судостроение, строительство ледоколов. Так что и в гражданском сегменте у нас все получится.

Ирина Полякова,

обозреватель «ТР», кандидат экономических наук


просмотры:

3488

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться