Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Вектор перемен

На вопросы «ТР» отвечает руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Андрей ЛАВРИЩЕВ

– Андрей Васильевич, последние два года выдались непростыми для всех. Значительные нагрузки испытывает экономика, и транспорт в том числе. Вы встали у штурвала Росморречфлота в январе прошлого года. С какими сложностями пришлось столкнуться?

– Так получилось, что я пришел в Федеральное агентство в разгар пандемии коронавируса, которая оказала сильное влияние на водный транспорт, его функционирование, грузовые и пассажирские потоки, исполнение планов, реализацию крупных проектов.

Конечно, тогда много внимания уделялось поиску решений, позволяющих смягчить для отрасли негативные финансово–экономические последствия коронавирусных «локдаунов».

Но те потрясения, при всей их масштабности, не идут ни в какое сравнение с задачами, которые поставила перед отраслью новая эпоха, начавшаяся после 24 февраля нынешнего года. На фоне объявленной нам санкционной войны происходит радикальное изменение направлений, содержания и конфигурации внешнеторговых потоков России, внутренней транспортно-экономической логистики, схем и конкретных проектов инфраструктурного развития.

Очевидно, что заметные изменения в этой связи претерпят и федеральные проекты модернизации транспортной инфраструктуры. Считаю, что нам никуда не деться также от решения проблемы возрождения мощного национального коммерческого флота, поиска новых торговых, инвестиционных и технологических партнеров.

Сегодня коллектив Росморречфлота под руководством Минтранса России вместе с отраслевыми организациями и экспертами активно участвует в этой ответственной подготовительной работе. Фактически речь идет о проектировании новой экономики Российской Федерации.

– Что из крупных отраслевых достижений 2021 года вы считаете важным отметить?

– Год был очень непростым для водного транспорта, и поэтому я считаю особенно ценным тот позитивный итог, который удалось обеспечить по ряду приоритетных направлений нашей деятельности. Так, объем перевалки грузов в морских портах России за 12 месяцев 2021 года вырос на 1,7% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составил 835,2 млн тонн.

Анализ перевалки в морских портах показывает, что ее объемы выросли по всем направлениям, кроме каботажного.

Доля экспортных грузов по итогам 2021 года составила 79,1% от общего грузооборота портов, импортных – 4,9%, транзитных – 7,7%, каботажных – 8,3%.

Планомерно шла реализация мероприятий по сокращению перевалки российских внешнеторговых грузов в морских портах Балтии, Украины и Финляндии. Объем упомянутой перевалки в морских портах этих стран сократился в 2021 году еще на 14,1%, составив 25,5 млн тонн.

В районы Крайнего Севера и местности, к ним приравненные, морским транспортом были завезены 8,6 млн тонн грузов, что составило 102,2% к уровню 2020 года.

Прирост производственных мощностей российских морских портов составил 19,1 млн тонн. Реализованы мероприятия в морских портах Усть–Луга (введена в эксплуатацию акватория специализированного терминала по перевалке минеральных удобрений «Ультрамар»), Восточный (реконструкция гидротехнических сооружений), Новороссийск (реконструкция зернового терминала), а также в морских портах Темрюк и Певек. А в январе 2022 года получил разрешительную документацию терминал навалочных грузов в морском порту Тамань (25 млн тонн).

Очень важно, что в 2021 году в морских портах РФ начал взиматься инвестиционный портовый сбор. Так, объем инвестсбора, полученного ФГУП «Росморпорт» за год, составил 4435 млн руб.

В рамках федерального проекта «Северный морской путь» начато строительство 14 единиц аварийно–спасательных и буксирно–спасательных судов, в том числе многофункциональных аварийно–спасательных судов высокого ледового класса различной мощности. Контрактный срок завершения строительства указанной серии судов – конец 2024 года.

Из крупных событий на речке упомяну запуск в апреле в эксплуатацию после реконструкции министром транспорта России гидроузла Белоомут на р. Ока, а в мае – завершение первого подготовительного этапа проекта строительства Багаевского гидроузла на р. Дон. Для ликвидации к концу 2024 года лимитирующего участка на нижнем Дону заключен государственный контракт на строительство объектов основного периода инвестиционного проекта.

Завершение строительства объекта позволит ликвидировать лимитирующий судоходство участок на Нижнем Дону, ограничивающий в настоящее время пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации.

И наконец, в 2021 году определено новое решение так называемой проблемы Городца путем строительства второй камеры шлюза № 15 и реконструкции судового хода на 40–километровом участке реки Волга перед Нижним Новгородом.

– Отличительными особенностями Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года являются формирование и развитие Единой опорной сети транспортного комплекса, которая включает опорную сеть внутренних водных путей и опорную сеть морских портов. Какие реперные точки выставлены на карте водных путей страны и какие меры предпринимаются для расшивки узких мест?

– В состав Единой опорной транспортной сети (ЕОТС) входит единая опорная сеть внутренних водных путей. Она представляет собой совокупность внутренних водных путей федерального значения с гарантированными габаритами судовых ходов, по которым проходят основные грузо– и пассажиропотоки, обеспечивающую устойчивую взаимосвязь крупнейших населенных, туристских, промышленных, логистических, экономических центров, а также районов Крайнего Севера.

На современном этапе протяженность единой опорной сети ВВП составляет 50,7 тыс. км, или почти 50% от всех внутренних водных путей. Эти водные магистрали обеспечивают экономические связи и развитие водного туризма на территории 39 субъектов РФ, в Сибири и на Дальнем Востоке, международные перевозки с 18 государствами, а также доставку жизнеобеспечивающих грузов в районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним, в условиях низкой плотности автомобильных и железных дорог.

Нашим приоритетом является обеспечение на Единой глубоководной системе европейской части страны гарантированной глубины 4 м вне зависимости от гидрологических условий. Реализация задачи устранения «узких мест» на ЕГС, как было отмечено выше, уже идет полным ходом.

При этом необходимо отметить, что на всю опорную сеть ВВП уже созданы электронные навигационные карты, которые оперативно корректируются при изменении условий судоходства.

– Для приведения инфраструктуры ЕОТС в нормативное состояние к 2035 году требуется полное обеспечение нормативов, включая нормативы финансовых затрат на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений, которые будут способствовать увеличению габаритов пути, обеспечению безопасного судоходства. Как продвигается работа в этом направлении?

– В Транспортной стратегии определены ключевые направления развития Единой опорной сети. Если брать задачи в части, касающейся нашей отрасли, наибольший вклад в достижение поставленных целей, в частности, в повышение пространственной связности, транспортной доступности территорий и мобильности населения, развитие внутреннего, а также въездного туризма, увеличение объема и скорости транзита грузов, будет внесен при помощи:

– развития участков международных транспортных коридоров (в составе объектов морских и речных портов, пунктов пропуска);

– устранения ограничений пропускной способности портовой инфраструктуры;

– развития опорной логистической инфраструктуры;

– ликвидации лимитирующих участков на внутренних водных путях.

Устранение уже названных «узких мест» между Городцом и Нижним Новгородом на Волге и Нижнем Дону также будет способствовать и увеличению перевозок внутренним водным транспортом в рамках развития международного транспортного коридора на направлении Север – Юг. Мы ждем полезного эффекта от поэтапного перехода на круглогодичную навигацию в направлении Каспий – Азов. Немаловажно, что всех этих результатов мы намерены достичь в том числе при оптимизации расходов на содержание бассейновых администраций.

– Сейчас доля судов старше 20 лет составляет 86% для пассажирских судов и 94% для грузовых. Средний возраст судов технического флота превышает 40 лет. Как обновляется рабочее ядро флота, как реализуется потенциал грузовых и пассажирских перевозок?

– Росморречфлотом на период 2021–2024 годов запланирована реализация мероприятий по строительству 72 речных судов технического флота.

Суда данного специализированного флота используются на внутренних водных путях РФ с целью их содержания и обеспечения безопасности судоходства, проведения необходимого комплекса путевых работ и обеспечения гарантированных габаритов судовых ходов.

Объем финансирования, направленного на выполнение указанного мероприятия, составляет 12,35 млрд руб. за счет средств федерального бюджета.

За 2021 год технический флот внутреннего водного транспорта пополнился землесосом проекта 4395 «Аркадий Кардаков» для работы в акватории Камского бассейна внутренних водных путей и для канала имени Москвы – промерным судном проекта 3330 «Промерный–9» и обстановочным судном проекта 3052 «Владимир Макаров».

В 2022 году осуществлена приемка законченных строительством промерных судов проекта 3330 «Изыскатель–1» и «Промерный» для Енисейского и Волго–Балтийского бассейнов соответственно, также продолжается строительство еще 8 судов данного проекта. В 2023 году Росморречфлотом планируется разместить заказ на строительство 5 промерных судов проекта 3330.

Также в части строительства промерных судов на мощностях ЗАО «Нефтефлот» продолжается строительство 8 промерных судов проекта RDB 66.62.

В высокой степени готовности находится серия из 2 несамоходных землесосов проекта 4395, которые планируются к передаче эксплуатирующим организациям в текущем году. А к 2024 году планируется принять в эксплуатацию серию из 4 законтрактованных землесосов данного проекта.

Одновременно для работы в различных акваториях внутренних водных путей продолжается строительство 22 обстановочных судов, из них 9 – проекта 3052, 13 – проекта 3050.1А. С 2023 года Росморречфлотом планируется начать строительство еще 21 обстановочного теплохода проекта 3050.1А.

На сегодняшний день по большинству законтрактованных заказов оборудование, комплектующие и материалы полностью закуплены и размещены на складах судостроительных заводов.

– По оценкам экспертов, цифровая трансформация отрасли лучше адаптируется на речном транспорте. Как внедряются технологии автономного транспорта? Появление беспилотников прогнозируется не только на внутреннем водном судоходстве, но и на море. Что вы думаете по этому поводу, согласны ли с такой точкой зрения?

– Новая модель отрасли – умный водный транспорт – неизбежно станет основой и мирового, и российского рынка. Ее ключевые направления – е–Навигация и а–Навигация, то есть электронные технологии судовождения и автономное судоходство. Их задачей является повышение безопасности судоходства как главного экономического фактора отрасли при одновременном сокращении себестоимости морских перевозок.

Активное продвижение России по этим направлениям позволит обеспечить:

– повышение пропускной способности и конкурентоспособности водной транспортной логистики: наши порты будут быстрее и дешевле обрабатывать грузы, наши суда будут безопаснее и дешевле перевозить грузы и пассажиров, наши администрации будут лучше обеспечивать навигацию и безопасность морских и речных перевозок; Россия сможет формировать сети современной глобальной логистики и играть в них ключевую роль;

– широкое применение российских технологий в России и на международном рынке: цифровизация водного транспорта неизбежна и те, кто первыми представят коммерческие продукты, сформируют свои стандарты, получат широкий практический опыт применения и значительную долю на этом рынке; а флагманские технологии е–Навигации и а–Навигации вытянут за собой связанные с ними приборостроение, судостроение, инженерные и транспортные услуги.

В настоящее время в рамках инициативы «Маяки развития технологий» реализуется проект «Автономное судовождение».

Проект направлен на создание и коммерческое использование сервисов (е–Навигации и а–Навигации) для автономного судовождения. Также проект обращен на создание стимулирующего эффекта для следующих технологий:

– микроэлектроника, электронная компонентная база и сенсорика;

– интернет вещей;

– технологии беспроводной связи;

– искусственный интеллект, обработка больших данных и другие.

Росморречфлотом и подведомственным ФГУП «Росморпорт» проведена работа по формированию контрольных точек и показателей паспорта федерального проекта «Автономное судовождение», создан консорциум по реализации проекта. В течение 2021 года при непосредственном участии ФГУП «Росморпорт» были разработаны и утверждены технические требования на инфраструктуру обеспечения автономного судовождения, судовое и береговое оборудование автономного судовождения, средства автономного портового флота и тренажеры для подготовки специалистов по а–Навигации и е–Навигации.

В декабре 2021 года паспорт федерального проекта «Автономное судовождение» был утвержден протоколом заседания проектного комитета по федеральному проекту «Автономное судовождение».

Результатом осуществления проекта–маяка «Автономное судовождение» станет разработанный набор технологий автоматического и дистанционного судовождения на маршруте м. п. Усть–Луга – м. п.

Балтийск за счет разработки и внедрения образцов судовых и береговых программно–аппаратных комплексов автономной и дистанционной навигации, создания береговой инфраструктуры электронной навигации и автономной навигации в морских портах Санкт–Петербург и Калининград.

– Самое пристальное внимание государство уделяет развитию Арктической зоны, Северного морского пути, учитывая, что вклад этого направления в экономику страны – 6,2% от совокупного дохода ВВП. Расскажите, пожалуйста, об основных направлениях развития транспортной инфраструктуры Арктической зоны.

– Полагаю, с моей стороны было бы некорректно рассуждать на темы развития Северного морского пути с учетом того, что инфраструктурным оператором Севморпути назначен ГК «Росатом», который является ответственным исполнителем соответствующего федерального проекта.

По нашей части ведутся строительство аварийно–спасательного флота для работы в акватории СМП, а также реконструкция объектов инфраструктуры базы технического обслуживания флота Северного филиала ФГБУ «Морспасслужба».

Эти работы направлены на создание современной площадки технического обслуживания флота, размещение служб, складских площадей для расположения технических средств, оборудования и материалов, необходимых для работы наших морских спасателей.

Также запланировано строительство двух береговых станций службы НАВТЕКС в портах Диксон и Певек, по которым завершаются проектные работы. Так, по объектам в порту Диксон по проектно–сметной документации получено положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России», а по объектам в морском порту Певек проектная документация находится в завершающей стадии.

Отмечу, что осуществлять работы по реконструкции и строительству указанных объектов будет ФКУ «Ространсмодернизация», определенное Минтрансом России единым заказчиком по строительству объектов транспортной инфраструктуры.

Также для обеспечения безопасности судоходства в акватории СМП запланировано строительство аварийно–спасательных и буксирно–спасательных судов различной мощности, о чем я также упомянул выше.

– По экспертным оценкам, доля водного транспорта, работающего на альтернативных видах топлива, в мире к 2035 году может вырасти до 10%. Как эта тенденция проявляется у нас в стране?

– Снижение выбросов парниковых газов с судов может быть достигнуто путем использования альтернативных видов топлива, таких как сжиженный природный газ (СПГ), хотя и не только его. По заказу ФГУП «Росморпорт» в 2021 году за счет собственных средств завершено строительство первого в России двухтопливного автомобильно–железнодорожного парома проекта CNF19M «Маршал Рокоссовский» с главной энергетической установкой, позволяющей работать как на низкосернистом дизельном топливе, так и на СПГ.

Эксплуатация парома в настоящее время осуществляется на стратегически важной линии Усть–Луга – Балтийск. Также для эксплуатации на указанном маршруте за счет средств федерального бюджета продолжается строительство второго парома проекта CNF19M «Генерал Черняховский», постановка которого планируется осенью 2022 года. Паромы отвечают самым высоким современным экологическим нормам и стандартам. Кроме того, ФГУП «Росморпорт» продолжается строительство двух инновационных двухтопливных ледоколов мощностью 12–14 МВт проекта 23620. Проект строительства ледоколов входит в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ). Дальнейшие темпы развития российского флота на СПГ будут зависеть от государственной поддержки проектов, связанных с использованием СПГ на морских и речных судах (строительство новых судов на СПГ, переоборудование имеющихся судов, строительство судов–бункеровщиков СПГ, строительство бункеровочных причалов и так далее).

– Внутренний водный транспорт завоевал статус одного из самых безопасных. Что предпринимается для того, чтобы это утверждение соответствовало всем кодексам и нормативным документам внутреннего водного транспорта? Какой вклад в это вносит команда инспекторов государственного портового контроля?

– Система государственного портового контроля на внутренних водных путях Российской Федерации введена с августа 2012 года. В систему включены 15 администраций бассейнов внутренних водных путей, обеспечивающих проверки судов внутреннего водного транспорта на всем протяжении судоходных путей РФ. Деятельность государственного портового контроля на внутренних водных путях регламентирована Кодексом внутреннего водного транспорта, а также соответствующими приказами Минтранса России.

Важным инструментом повышения безопасности судоходства на внутренних водных путях стало применение органами ГПК риск–ориентированного подхода.

Исходя из категории риска устанавливается интенсивность (формы, продолжительность, периодичность) проведения мероприятий по проверке судна или плавучего объекта. То есть суда с большим уровнем риска подвергаются проверкам чаще и тщательнее, чем суда с меньшим риском. Проверки могут осуществляться с частотой от одного раза в месяц до одного раза в год. Категория риска по каждому судну, а также плавучему объекту автоматически рассчитывается информационной системой государственного портового контроля (ИС ГПК) на основании параметров судна и результатов его проверки, занесенных в ИС ГПК лицом, осуществляющим государственный портовый контроль.

За период с января по июнь 2022 года инспекторами ГПК осуществлены 4037 проверок судов. При этом выявлены 7787 нарушений и задержаны 277 судов. Из них на пассажирские суда приходятся 725 проверок, 1454 нарушения и 48 задержаний судов.

– В последние годы становятся все более популярными круизы. Только по программе туристического кэшбека за «весеннее» окно продаж количество бронирований круизных туров по сравнению с прошлым годом выросло в семь раз. С начала года круизы с кэшбеком приобрели примерно 100 тыс. человек. По оценкам Ростуризма, в этом сезоне порядка 700 тыс. человек станут пассажирами круизных теплоходов. Что делается для развития береговой инфраструктуры? Как реализуется программа обновления круизного флота?

– Безусловно, круизный отдых и связанные с ним проекты, в особенности на внутренних водных маршрутах, – это естественное конкурентное преимущество нашей страны. В последнее время здесь при активном участии государства заметны позитивные тенденции, которые Росморречфлот, уполномоченный обеспечивать и контролировать безопасность судоходства, всеми силами поддерживает.

На сегодняшний день серьезным препятствием для развития круизных и водных туристических маршрутов служат отсутствие разветвленной пассажирской причальной инфраструктуры, наличие так называемых узких мест на ВВП и недостаточное количество пассажирских судов, отвечающих всем современным требованиям безопасности и комфорта.

В целях развития судоходства государством предприняты следующие меры государственной поддержки судоходных компаний в Российской Федерации:

– ряд налоговых и таможенных льгот для судоходных компаний;

– субсидирование части затрат судовладельцев на уплату процентов по кредитам и лизинговых платежей;

– судовой утилизационный грант – субсидия из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию.

Для обновления речного пассажирского флота с привлечением механизма финансовой поддержки государства ООО «ГАМА» строит два речных колесных судна «Золотое кольцо», которые могут эксплуатироваться на мелководье, пассажировместимостью по 180 человек. Преимуществом судов проекта является возможность подхода к необорудованному берегу для безопасной посадки–высадки пассажиров.

Одним из мощных стимуляторов развития пассажирских перевозок по воде является создание береговой инфраструктуры, поэтому субъекты Федерации, заинтересованные в развитии водного туризма на реке, заключают договоры с инвесторами на строительство современной причальной инфраструктуры.

Например, в Ленинградской области в 2021 году за счет средств инвесторов построены и введены в эксплуатацию пассажирские причалы в с. Дубровка и Кириши.

В 2022–2023 годах за счет средств инвестора планируется построить пассажирские причалы в Великом Новгороде (Новгородская область), Сортавале (Республика Карелия).

Все эти проекты будут способствовать развитию пассажирских перевозок внутренним водным транспортом.

– Функционирование и развитие морского и внутреннего водного транспорта, внутренних водных путей РФ невозможно представить без высококвалифицированных специалистов. Как вы оцениваете обеспеченность отрасли кадрами? Учитывая потребность в специалистах–гидротехниках, в августе 2020 года был принят отдельный федеральный государственный стандарт по направлению подготовки 26.03.03 «Водные пути, порты и гидротехнические сооружения». Какие направления деятельности нуждаются еще в кадровом подкреплении?

– Ежегодно Росморречфлот формирует предложения по приему на обучение в подведомственных образовательных организациях на основе потребности отрасли в подготовке высококвалифицированных кадров.

Так, в 2021 году в образовательные организации на обучение за счет средств федерального бюджета на уровень высшего и среднего профессионального образования были приняты почти 13 тыс. человек, из которых 5,5 тыс. – по профильным специальностям. В 2022 году планируется увеличение до 5,7 тыс. человек по профильным специальностям.

Таким образом, подведомственные Росморречфлоту образовательные организации наращивают подготовку по профильным направлениям подготовки.

При этом нельзя не сказать и о повышении квалификации, так как все специалисты должны время от времени совершенствовать свои знания и навыки. В 2021 году по программам дополнительного профессионального образования в вузах проведены более 106 тыс. подготовок.

На сегодняшний день стоит задача по развитию подготовки специалистов в области дноуглубительных работ в морских портах и на внутренних водных путях.

Прорабатываются технические и методические особенности подготовки в области дноуглубления в двух вузах: в Каспийском институте морского и речного транспорта имени генерал–адмирала Ф.М. Апраксина – филиале ВГУВТ в г. Астрахани и в Новосибирске на базе Сибирского государственного университета водного транспорта.

При определении потребности в кадрах нам активно помогают отраслевые работодатели и региональные власти. Мы хорошо понимаем также необходимость поддержки развития рабочих профессий и предпринимаем соответствующие шаги.

Например, в 2022 году два наших учебных заведения – Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского и Уфимский филиал Волжского государственного университета водного транспорта при поддержке Росморречфлота, органов власти регионов и отраслевых предприятий подали заявки в Министерство просвещения РФ на предоставление гранта на развитие рабочих профессий и программ среднего профессионального образования в интересах конкретных работодателей.

– На морском и речном транспорте, в береговых структурах, обеспечивающих его работу, трудятся люди многих профессий: судоводители, механики, портовики, путейцы и др. Какая для вас наиболее привлекательная, какую бы рекомендовали выбрать обратившемуся к вам за советом юноше, выбирающему свой путь?

– Практически любая флотская или береговая специальность, связанная с морским или речным транспортом, прежде всего открывает перед молодежью возможность войти в дружный коллектив крепких профессионалов, овладеть сложной современной техникой, увидеть самые живописные уголки нашей страны и мира, ко многим из которых иначе как по воде и не добраться.

Пользуясь случаем, хочу поздравить с профессиональным праздником всех работников водного транспорта страны, дорогих ветеранов и тех, кто придет на мостики и машинные отделения нашего флота завтра.

Мир сегодня уже необратимо изменился и продолжает меняться прямо на наших глазах. Задача сделать так, чтобы эти перемены дали нужные стране результаты в нашей сфере и также стали частью фундамента новой исторической победы России.

Уверен, совместными усилиями мы это сделаем!

Желаю коллегам крепкого здоровья, новых успехов в труде на благо нашей страны, благополучия, семейного счастья и, по традиции: 7 футов под килем и гарантированных габаритов судового хода!



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться