Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Каналу имени Москвы – 85!

Благодаря ему за столицей закрепилось название «Порт пяти морей»

На протяжении 85 лет канал имени Москвы снабжает Москву водой, обеспечивает подачу электроэнергии на предприятия Московской области, а также обеспечивает кратчайшую воднотранспортную связь Москвы с Верхней Волгой и Единой глубоководной системой. Благодаря каналу за столицей закрепилось название «Порта пяти морей» – Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Черного.

Немного истории

Строительство канала Москва – Волга длилось 4 года и 8 месяцев. Постановлением Народного комиссариата внутренних дел СССР от 9 апреля 1937 года было создано управление эксплуатации канала. В постоянную эксплуатацию канал Москва – Волга был принят 15 июля 1937 года.

В 1945 году в состав предприятия вошел Вышневолоцкий техучасток.

Со строительством Угличского и Рыбинского гидроузлов в 1941 году был обеспечен выход из портов столицы в сформировавшуюся позднее Единую глубоководную систему европейской части России. В честь 800–летия столицы, которое отмечалось 7 сентября 1947 года, канал Москва – Волга был переименован в канал имени Москвы. Водные пути Угличского и Рыбинского водохранилищ с Угличским и Рыбинским шлюзами были переданы в ведение предприятия в 1950 году.

Передача предприятию водных путей и гидросооружений на реке Оке в 1958 году завершила формирование зоны деятельности Федерального государственного бюджетного учреждения «Канал имени Москвы».

Оглядываясь на прошедшие годы, можно сказать, что технические решения инженеров–проектировщиков канала имени Москвы по габаритам искусственного водного пути, по конструктиву сооружений, по механическому оборудованию судоходных шлюзов, по агрегатам насосных станций и ГЭС прошли проверку временем.

3 октября 1977 года Президиумом Верховного Совета СССР за достигнутые успехи в обеспечении перевозок народнохозяйственных грузов и в связи со 100–летием со дня ввода в эксплуатацию искусственных водных путей на реке Москве Управление канала имени Москвы было награждено орденом Трудового Красного Знамени.

Архитектура

Архитектура канала Москва – Волга строилась в виде цепи сменяющихся ансамблей, разнообразных, но связанных единым характером. Большое внимание уделялось не только функциональности, но и эстетике. Канал органично вписался в подмосковную природу, а его гидротехнические сооружения были оформлены очень красиво. Результат был достигнут благодаря огромному таланту архитекторов. Старший архитектор А.М. Рухлядев спроектировал и построил Московский (Химкинский) речной вокзал, 9–й шлюз, Карамышевскую железобетонную плотину и электростанцию. Для большинства сооружений, таких как ансамбль Яхромского шлюза № 3 (В.Я. Мовчан), Икшанского шлюза № 5 (Д.Б. Савицкий), ансамбль шлюзов № 7 и 8 (В.Ф. Кринский), авторы нашли тактичную меру применения пластических форм, сообщавших гидротехническим комплексам разнообразие архитектурного облика.

Военное время

В 1941 году канал Москва – Волга сыграл важную роль в защите столицы от немецко–фашистских захватчиков. Группой специалистов канала Москва – Волга (Д.Ф. Агафонов, Л.С. Кусков, Б.М. Фрадкин, А.А. Ярустовский, И.Н. Дымент, В.С. Жданов) было внесено предложение о создании дополнительной водной преграды врагу с использованием гидротехнических сооружений. В конце ноября 1941 года немецкие части, продвигаясь от города Калинина в направлении Большой Волги, начали форсировать замерзшее Иваньковское водохранилище, двигаясь по достаточно прочному льду. Работники Иваньковской ГЭС начали интенсивный сброс воды через плотину. Уровень воды в водохранилище понизился на 2 м, лед стал оседать и ломаться. Войска и техника противника были вынуждены повернуть назад.

В этот же период немецкие войска начали наступление на участке Клин – Рогачево – Дмитров. Командующий Западным фронтом Г.К. Жуков отдал распоряжение о затоплении поймы рек Сестры и Яхромы. Несмотря на налеты вражеской авиации, к 1 декабря 1941 года был осуществлен сброс воды из канала Москва – Волга в реку Сестру через водосброс Сестринских сооружений. Через водосброс

№ 51 вода из канала имени Москвы сбрасывалась в реку Яхрому. В результате на пути гитлеровской армии был поставлен непроходимый водный заслон.

Канал Москва – Волга выполнил роль мощного оборонительного и напорного рубежа и тем самым вписал яркую страницу в историю победы советского народа в битве под Москвой. В память об этом на Перемиловских высотах под Дмитровом в 1966 году был сооружен монумент воинской славы. Отсюда началось наступление наших войск в начале декабря 1941 года.

В годы Великой Отечественной войны канал Москва – Волга ни на один день не прекращал своей деятельности. Подавая около 80% питьевой воды, он имел важное стратегическое значение для жизнедеятельности Москвы. Гидроэлектростанции канала Москва – Волга составляли существенную долю от мощности энергосистемы, помогая в энергоснабжении региона. По каналу Москва – Волга перевозились военные грузы.

В результате военных действий многие гидротехнические сооружения сильно пострадали. Для своевременной организации перевозок, улучшения водоснабжения и энергоснабжения предприятий Москвы и области Государственный комитет обороны вынес решение о восстановлении канала Москва – Волга и его пуске к навигации 1942 года.

19 мая 1942 года было открыто сквозное движение по каналу Москва – Волга.

Дела и люди

Жук Сергей Яковлевич (1892–1957). Академик, Герой Социалистического Труда, дважды лауреат Государственной премии СССР, генерал–майор инженерно–технической службы. С 1932 по 1937 год в должности главного инженера руководил проектированием и строительством канала Москва – Волга. Возглавлял созданный им на базе проектного управления строительства канала Всесоюзный ордена Ленина проектно–изыскательский и научно–исследовательский институт «Гидропроект», которому было присвоено его имя. Награжден тремя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.

Рухлядев Алексей Михайлович (1882–1946). Русский и советский архитектор, педагог, один из основателей советской архитектурной школы. В 1920–х годах представитель рационализма – авангардистского течения в скульптуре. Занимался проектированием административных и жилых зданий, промышленных предприятий. В 1936 году был назначен старшим архитектором Волгостроя. За проектные работы по каналу Москва – Волга награжден орденом Ленина, за проект Химкинского речного вокзала на Парижской Международной выставке искусств и техники был награжден дипломом Grand Prix.

Вихляев Иван Иванович (1896–1965). Профессор. Почвовед. Основатель Центральной торфяной станции (ЦТБОС) в Дмитрове. Преподаватель ТСХА. Специалист по торфу на строительстве канала Москва – Волга.

Агафонов Дмитрий Филиппович (1897–1970). Инженер–путеец, генерал–директор речного флота 3–го ранга. С 1939 по 1951 год – начальник Управления канала Москва – Волга (С 1947 – канала имени Москвы). В годы Великой Отечественной войны, в период оборонительных боев, при его участии был разработан план использования сооружений канала как оборонительного рубежа Москвы. За эти операции в составе группы работников канала отмечен правительственной наградой.

День сегодняшний

На сегодняшний день ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом, выполняющим функции органа государственного управления на внутренних водных путях 12 субъектов Российской Федерации. Это город Москва, Московская, Тульская, Тверская, Вологодская, Ярославская, Новгородская, Рязанская, Владимирская, Калужская, часть Нижегородской, а также Ивановская области.

Объекты учреждения включают 233 гидротехнических сооружения: 20 судоходных шлюзов, 5 насосных станций (перекачивают около 1,5 млрд куб. м воды в год), 7 гидроэлектростанций суммарной мощностью 66 мегаватт (эти ГЭС ежегодно могут вырабатывать 215 млн киловатт–часов энергии), 29 плотин, 12 земляных дамб, а также каналы, причалы и другие гидротехнические сооружения.

Учреждение эксплуатирует 3840 км водных путей, образующих Московский бассейн внутренних водных путей, из них с гарантированными габаритами – 2114 км, с освещаемой обстановкой – 1123,3 км, с отражательной обстановкой – 677,7 км, с неосвещаемой обстановкой – 313 км, без средств навигационного оборудования – 1726 км.

Основные судоходные трассы проходят по Рыбинскому водохранилищу, реке Волге от Твери до населенного пункта Хопылево, по каналу имени Москвы, Москве–реке и реке Оке от Калуги до входа в канал Сейма.

Технический флот учреждения насчитывает 200 единиц судов различного назначения.

Основными функциями ФГБУ «Канал имени Москвы» являются:

– обводнение рек Москвы, Яузы, Учи, Клязьмы и других водоемов в целях улучшения их санитарного состояния в территориальных границах деятельности учреждения;

– водоснабжение города Москвы;

– содержание, эксплуатация и развитие внутренних водных путей и расположенных на них судоходных гидротехнических сооружений;

– обеспечение судоходства на внутренних водных путях, безопасности судоходных гидротехнических сооружений;

– государственный портовый контроль, диспетчерское регулирование движения судов в территориальных границах деятельности учреждения;

– выработка и передача электроэнергии.

Дополнительной и весьма существенной функцией является обеспечение условий для рекреационного использования водохранилищ канала. Все перечисленные функции с соблюдением установленных приоритетов выполняются на протяжении 85 лет работы канала имени Москвы.

Внутренний и речной туризм развивается с каждым годом. В навигацию 2021 года через шлюзы канала прошли 17 863 пассажирских судна. По внутренним водным путям Московского бассейна в навигацию 2021 года перевезен 1 678 801 пассажир.

Ввод в эксплуатацию гидроузла Белоомут в навигацию 2021 года улучшил ситуацию в устье реки Москвы, где увеличилась гарантированная глубина с 2,0 м до 2,2 м на участке общей протяженностью 15 км. Кроме того, была увеличена гарантированная глубина на участке реки Оки от населенного пункта Щурово до гидроузла Белоомут общей протяженностью 50 км с 2,0 м до 2,2 м, а также на участке реки Оки от гидроузла Белоомут до гидроузла Кузьминск с 1,8 м до 2,0 м.

В 2021 году повысилась категория содержания внутренних водных путей на участке от гидроузла Белоомут до гидроузла Кузьминск со 2–й светоотражающей на 1–ю освещаемую. Также улучшена навигационная обстановка на участке реки Волги от населенного пункта Мигалово до города Тверь протяженностью 10 км с 3–й неосвещаемой на 1–ю освещаемую.

Для обеспечения безопасного судоходства на внутренних водных путях Московского бассейна были задействованы 3487 знаков навигационного ограждения, в том числе 2098 плавучих навигационных знаков и 1389 береговых.

В навигацию 2022 года произошло улучшение качественных параметров участков ВВП (повышение категорий средств навигационного оборудования) с гарантированными габаритами и средствами навигационного оборудования на трех участках общей протяженностью 13 км с 7–й категории на 1–ю и 2–ю категории.

В настоящее время рассматривается обращение правительства Тверской области об изменении категории внутренних водных путей на реке Шоша протяженностью 2,5 км с 7–й категории на 1–ю категорию для обеспечения движения пассажирских судов в порт Завидово. Планируется обслуживание двух участков внутренних водных путей регионального значения, расположенных в г. Москва (водоотводной канал протяженностью 4,55 км и участок Кунцевской луки – 2,2 км).

Кроме того, на участке реки Москва от гидроузла Софьино до гидроузла Северка протяженностью 69 км увеличена гарантированная глубина с 2,0 м до 2,2 м.

Для обеспечения безопасного судоходства на внутренних водных путях Московского бассейна задействован 3501 знак навигационного ограждения, в том числе плавучих навигационных знаков – 2098 и 1403 береговых навигационных знака.

Ольга ОВСЯНКИНА, обозреватель «ТР»


просмотры:

2841

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться