В этом году День работников морского и речного флота в нашей стране отмечается в 42–й раз
Этот день является праздничным для всех моряков и речников пассажирского, торгового и ледокольного флотов, портовиков, судоремонтников, гидротехников и многих других специалистов, благодаря которым обеспечивается деятельность морских и речных путей.
За последние годы в водной отрасли было сделано очень много. Стали активно строиться гражданские и грузовые суда. Круизный флот пополнился двумя долгожданными круизными теплоходами класса река–море. Первым действительно масштабным проектом нового пассажирского круизного судна стал «Мустай Карим», построенный на заводе «Красное Сормово» (входит в ОСК). Судно такого уровня стало первым за 60 лет, вышедшим на линию Единой глубоководной системы европейской части России. Еще одно судно – пятизвездочный круизный лайнер «Петр Великий» – будет сдано в эксплуатацию в ближайшее время. Четырехпалубный круизный теплоход проекта PV300VD построен на заводе «Лотос» по заказу Московского речного пароходства и будет эксплуатироваться круизной компанией «Мостурфлот». Разработчик проекта – Морское инженерное бюро.
До недавнего времени суда такого уровня в России не строились. Новый российский круизный лайнер будет работать на популярных туристических направлениях в Черном и Каспийском морях, с заходом в морские порты иностранных государств. Оба круизных маршрута рассчитаны на 12–14 дней плавания.
Четырехпалубный «Петр Великий» рассчитан на 310 пассажиров. Ожидается, что круизы на «Петре Великом», так же как и на лайнере «Мустай Карим», будут пользоваться огромным спросом у российских туристов. Безусловно, реализация подобных грандиозных проектов способствует популяризации и развитию морской и речной отрасли страны.
Помимо этого, завод «Лотос» передал в эксплуатацию другой круизный теплоход проекта ПКС 180 «Золотое кольцо», который отличается сравнительно малой осадкой и предназначен для использования на участках Единой глубоководной системы европейской части России с недостаточными глубинами (в том числе – на «Московской кругосветке»). Судно способно перевозить до 180 пассажиров. В настоящее время на Средне–Невском судостроительном заводе (входит в ОСК) идет строительство двух круизных пассажирских судов проекта А45–90.2 для работы на Енисее, где существует необходимость замены судов проекта 588 типа «Родина», работающих с середины 50–х годов. Данный проект является социально значимым для Красноярского края.
Необходимо отметить, что в Стратегии развития внутреннего водного транспорта на период до 2030 года Правительством РФ был разработан комплекс мер по финансированию строительства пассажирского флота при поддержке субъектов Российской Федерации. Разработаны меры государственной поддержки обновления туристического флота, строительства судов для использования на туристских маршрутах. Обозначена необходимость обеспечения соответствия поставляемых новых транспортных средств стандартам в области транспортной безопасности, в том числе международным, внесения в технические регламенты изменений в части создания условий для инвалидов и маломобильных групп граждан при строительстве и эксплуатации пассажирских судов.
В последние годы все больше расширяется и география маршрутов, как морских, так и речных. Ведущие судоходные компании страны активно внедряют новые интересные направления для путешествий. У компании «ВодоходЪ» появился амбициозный проект – путешествие по Енисею от Красноярска до плато Путорана. До 2030 года Росморречфлот планирует улучшить судовые ходы для движения туристских пассажирских судов по новым маршрутам. Реализуется проект на реке Волхов для захода судов в Великий Новгород. Предусматривается создать улучшенные судоходные условия по Приладожским и Онежским каналам, на реке Ока с возобновлением маршрута «Золотое кольцо». Туристическая компания «Созвездие» планирует организовать круизы по Байкалу. Силами канала имени Москвы восстановлен дебаркадер в центре Рязани, что позволило возобновить прервавшиеся 20 лет назад речные круизы в этот древний город.
Отдельно нужно сказать про развитие Арктики, которое активно ведется в последние годы. Северный морской путь – это важный национальный проект России. В общей сложности на его реализацию до 2024 года заложено более 711,3 млрд руб. из бюджетных и внебюджетных источников. Отдельно финансируются строительство и модернизация аэропортов, железных дорог и многое другое, что стало частью других федеральных проектов. Результаты реализации проекта по развитию Северного морского пути должны в корне изменить Арктику, существенно расширить ее инвестиционный потенциал и, что самое важное, создать мощнейшую транспортно–логистическую инфраструктуру. Ключевая цифра, на которую мы сегодня равняемся, – 80 млн тонн грузов в год, перевезенные по Северному морскому пути к 2024 году.
Нельзя не отметить значительные изменения в арктической транспортной системе, которые начали проявляться в первую очередь в резком возрастании интенсивности судоходства, увеличении доли крупнотоннажных судов, расширении сети судоходных маршрутов и увеличении площади акватории, на которой стал использоваться режим круглогодичной навигации.
Был введен в эксплуатацию самый мощный и большой в мире атомный ледокол «Арктика» проекта 22220. Атомные ледоколы проекта 22220 призваны обеспечить лидерство России в Арктике. Суда подобного класса проводят караваны судов, пробивая лед толщиной до трех метров.
Меняются к лучшему и качество внутренних водных путей, и береговая инфраструктура. Отрадно отметить, что в 2020 году на Неве в Санкт–Петербурге начали работу два новых причала для круизных речных судов, которые расположены к востоку от центра города, ниже моста Александра Невского, на левом и правом берегу Невы. Причал на левом берегу Невы находится на Синопской набережной, причал на правом берегу – на Малоохтинской набережной. Причалы построены компанией «Конт» в соответствии с программой «Развитие транспортной системы Санкт–Петербурга на 2015–2020 годы».
В Перми реконструируют причалы речного вокзала за 405 млн. руб. Предусматривается, что цикл работ, начавшихся в конце 2021 года, завершится 20 декабря 2022 года. Комплексная модернизация речного вокзала – один из приоритетных краевых проектов в сфере речного транспорта.
После реконструкции был введен в эксплуатацию гидроузел «Белоомут» на реке Оке, что позволило вернуть на реку большое судоходство. Канал имени Москвы завершает реконструкцию Яхромского гидроузла.
В Волжском бассейне завершена реконструкция шлюзов № 13–16 Городецкого гидроузла. Реконструировано электрооборудование механизма привода нижних голов шлюзов. Проведена модернизация гидросистем верхних рабочих ворот шлюзов. Началось строительство низконапорного гидротехнического сооружения в Багаевском районе Ростовской области, что позволит ликвидировать лимитирующие участки, стабилизировать уровни и глубины на участке от Кочетовского гидроузла до устья реки Дон. Это необходимые меры для обеспечения надежного и безопасного судоходства крупнотоннажного флота с полной загрузкой на нижнем Дону, для обслуживания международных грузовых перевозок, а также в целях повышения транспортной доступности и улучшения водохозяйственного комплекса в регионе. Еще один важный проект, который планируется реализовать до 2024 года, – это строительство Нижегородского низконапорного гидроузла. Проект предусматривает проектирование и строительство комплексного низконапорного гидроузла на Волге, в нижнем бьефе Городецкого гидроузла. Протяженность реконструируемого участка – 41 км по судовому ходу. Основные задачи реализации этого проекта – сохранить сквозное судоходство по Волге как водной трассе международного значения, создать условия для открытия Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации для международного судоходства, ликвидировать инфраструктурные ограничения на основных направлениях грузо– и пассажиропотоков на Волге.
Также не может не радовать тот факт, что отрасль в последние годы стала заметно омолаживаться. На флот приходят все больше выпускников морских и речных вузов. Подготовка кадров для реки и моря в нашей стране всегда была одной из лучших в мире. Как заявляют крупные рекрутинговые компании, за российскими специалистами всегда выстраивалась очередь из отечественных и зарубежных работодателей.
Благодаря усилиям многих поколений российских моряков и речников наш флот успешно конкурирует на водных просторах мира с крупными морскими державами. Развитие гражданского, грузового и технического флота сегодня идет семимильными шагами. Вместе с количеством кораблей растет и их качество.
В последние годы наша страна активно занимается строительством «зеленого судоходства», то есть судов на сжиженном природном газе. Первый российский нефтеналивной танкер с двухтопливной главной энергетической установкой, позволяющей работать, кроме традиционного топлива, и на сжиженном природном газе (СПГ), получил название «Владимир Мономах» и передан заказчику – АО «Роснефтефлот» в декабре 2020 года.
ФГУП «Росморпорт» заказал два двухтопливных автомобильно–железнодорожных парома для линии Усть–Луга – Балтийск «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский», которые работают как на СПГ, так и на низкосернистом дизельном топливе. Паром «Маршал Рокоссовский» уже спущен на воду. Кроме того, Росморпорт объявил конкурс на постройку двух двухтопливных ледоколов мощностью 12–14 МВт, также способных работать и на газе, и на низкосернистом топливе.
Морской и речной флот России сегодня – это одна из передовых отраслей экономики, позволяющая доставлять грузы и осуществлять пассажирские перевозки в самых труднодоступных уголках страны и обеспечивать преобладающую часть международного товарооборота. Поздравляем всех работников морского и речного флота, ведь ваш профессионализм обеспечивает залог успешной морской политики, экономического развития и процветания нашей страны.
Ольга Овсянкина, обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.