Рынок услуг: новые вызовы, новые решения
По данным Национального рейтингового агентства (НРА) – компании, которая традиционно анализирует рынок лизинговых услуг, ожидается, что в рамках базового сценария в 2022 году количество новых лизинговых договоров сократится на 40–50%, а количество предметов лизинга – на 45–55%. Падение лизингового рынка продлится до первого квартала 2023 года.
Уменьшение количества передаваемых предметов лизинга произойдет в первую очередь в сегменте автотранспорта. Это связано с сокращением производства автомобилей в мире в связи с нехваткой полупроводников и комплектующих, санкциями и нарушением логистики. В этой группе спад может составить до 60%, компенсировать его можно развитием сегментов лизинга подержанных автомобилей и возвратного лизинга.
Есть ожидания, что лизинг железнодорожной техники все же будет продолжен, хоть и в меньших объемах, чем в прежние годы.
Сегмент высокотехнологичного оборудования сожмется на 40% из–за санкционных ограничений, несмотря на высокий восстановительный спрос.
Сегмент автолизинга (включая спецтехнику) всегда был и остается самым емким на лизинговом рынке и исторически показывает среднегодовой прирост порядка 21% (в период пандемии 2020 года рост составил 10%).
Причинами сохранения стабильных темпов роста являются регулярное обновление автопарков, которое происходит как минимум каждые 5 лет, отложенный спрос в период пандемии, реализация инфраструктурных проектов, в первую очередь «Безопасные качественные дороги», развитые программы субсидий как меры господдержки отрасли.
Сокращение объема нового бизнеса частично может компенсировать растущая инфляция, с ее учетом НРА ожидает снижения этого показателя на 30–35%.
Поддержать лизинговую отрасль могут стабилизация денежно–кредитной политики и постепенное снижение ключевой ставки ниже 10% годовых, но это вряд ли случится раньше середины 2023 года.
Кризис приведет к сжатию количественного состава рынка. По данным Росстата, в первом квартале этого года в России были 463 компании, которые совершали лизинговые сделки, к концу года их число может сократиться до 308.
А вот на уровень концентрации меняющиеся условия особого влияния не окажут: на Москву и Московскую область приходятся 80% лизинговых компаний, и эта доля, скорее всего, не изменится. Вот такие прогнозы. А что сегодня происходит на рынке лизинга?
Отечественный рынок лизинговых услуг столкнулся с новыми вызовами: из–за санкций и ухода западных компаний многие производители не поставляют технику и оборудование, нарушается логистика поставок и удлиняются сроки их исполнения. Как следствие, возникает дефицит отдельных позиций в номенклатуре машин и оборудования, растут цены. И в условиях неопределенности, резкого роста цен компании, чтобы не отвлекать средства на обновление подвижного состава, обращаются к универсальному механизму – лизингу техники. Лизинговые компании в свою очередь выстраивают новые партнерские отношения, подстраиваясь под запросы бизнеса, а также запускают собственные программы, позволяющие в сегодняшних непростых условиях обновлять материальную базу предприятий.
Неопределенность ситуации влияет как на поведение арендаторов и покупателей техники, так и на работу самих лизинговых компаний. Казалось бы, в условиях дефицита, когда на складах у дилеров техники остается на месяц–другой работы, спрос на услуги лизинговых компаний должен расти, но многие клиенты, по отзывам специалистов, встали на паузу – отложили покупку оборудования до прояснения ситуации, а именно установления приемлемых ставок финансирования, восстановления логистических цепочек и т. п.
Бизнес выбирает более доступную теперь технику. За последние два месяца произошло смещение спроса в сторону китайских брендов и автомобилей с пробегом. Так, в портфеле лизинговых компаний доля только спецтехники с пробегом увеличилась за март–апрель 2022 года на 6% – с 13% до 19%. Доля китайской спецтехники в лизинговых сделках сейчас составляет 32%. Она увеличилась за год на 30%. А ее средняя стоимость в I квартале 2022 года составила 9,8 млн руб., увеличившись по сравнению с I кварталом прошлого года на 50%.
При этом на фоне снижения ключевой ставки рефинансирования в последние недели наблюдается увеличение интереса к приобретению транспортных средств. Также набирает популярность возвратный лизинг – разновидность лизинга для клиентов с собственным автопарком. Наименьшее падение спроса ощущается в сегменте грузового коммерческого транспорта и спецтехники. Отчасти это связано с началом строительного сезона и текущим курсом рубля, напрямую влияющим на цены импортной спецтехники. Наибольшее падение ощущается в сегменте легкового автотранспорта, что связано с дефицитом поставок.
Лизинговым компаниям приходится перестраивать свою работу. Сейчас компании в первую очередь сосредоточены на поиске поставщиков техники в наличии, в том числе с пробегом, а также техники производства КНР. Лизинговые компании активно формируют партнерские программы с поставщиками техники и договариваются о скидках на федеральном уровне, чтобы сделать предложения для хозяйствующих субъектов доступными.
Лизинговые компании пересматривают продуктовую линейку, делая упор на финансирование грузовой, специальной техники и ликвидного оборудования. Разрабатываются альтернативные каналы продаж, совместные программы с дилерами китайской техники и, конечно, с заводами – изготовителями российской грузовой техники.
В свою очередь отечественные производители, пользуясь повышенным вниманием лизингодателей, активизировали маркетинговую политику. Так, в частности, по программе группы «ГАЗ» можно получить скидку на весь модельный ряд автомобилей в размере 10% при покупке у официальных дилеров. Финансирование лизинга доступно для юридических лиц и предпринимателей с авансовым платежом от 5% на срок от 6 до 60 месяцев.
Лизинговые компании, не дожидаясь дальнейших шагов от Центробанка, в индивидуальном порядке рассматривают предоставление финансирования по сниженным ставкам. Сложностей с получением финансирования от банков–партнеров они не наблюдают.
Участники рынка видят перспективы его развития и в нынешних условиях, в первую очередь в финансировании бэушной техники. Спрос на нее со стороны бизнеса будет расти, так как она, как правило, есть в наличии и доступнее по цене. Однако на бэушную технику более дорогое финансирование со стороны банков – увеличивается стоимость страхования, требуется проверка работоспособности и правовой чистоты при покупке.
В целом лучше на рынке сейчас себя чувствуют лизинговые компании универсальные, у которых бизнес диверсифицирован. Это позволяет минимизировать риски. Кроме того, для сохранения надежности портфеля и дальнейшего развития компания актуализирует продуктовую линейку.
Традиционно в процессе отбора клиентов и оценки их платежеспособности одним из критериев остается стабильность их положения на рынке даже при условии негативных воздействий.
В текущих условиях особое внимание обращается на модель бизнеса клиента, насколько она учитывает изменившиеся условия в экономике. Главной стимулирующей акцией для клиентов в текущих условиях является изменение ключевой ставки. наблюдается рост запросов на лизинг с каждым пунктом ее снижения.
Для клиентов либерализованы условия на приобретение автотранспорта и спецтехники, бывших в эксплуатации: они могут заключать договоры по плавающей ставке, привязанной к ключевой ставке ЦБ. Для возвратного лизинга упрощена процедура получения услуги: пакет документов для оформления требуется минимальный, первоначальный взнос не нужен.
Также для сохранения лояльности клиентов лизинговые компании разрабатывают собственные меры поддержки для малого и среднего бизнеса.
У компаний есть претензии к действующим программам льготного лизинга по линии Минпромторга России. Дело в том, что в 2021 году эта программа была переформатирована под федеральные компании. Не так давно Банк России включил лизинг в программу оборотного кредитования малого и среднего бизнеса (МСБ). В ее рамках лизинговые компании могут получить в банках финансирование для предоставления субъектам МСБ имущества в лизинг по льготной ставке. Но эта программа не решит проблем отрасли с фондированием, потому что она рассчитана на один год, то есть только на один год можно получить необеспеченный кредит, а лизинг – это долгосрочное финансирование.
Планы по продажам большинство лизинговых компаний пока не пересматривают, ожидая стабилизации ситуации и выстраивания новых логистических цепочек.
Проблемы обеспечения сегодняшнего рынка техники – это прежде всего проблемы логистики. В нынешних условиях обеспечить безопасную доставку в срок и с минимальными затратами – задача достаточно сложная. После 24 февраля, как известно, работу с нами прекратили многие морские перевозчики. Не обходится без перебоев даже на, казалось бы, благополучном восточном направлении. Хотя на этих маршрутах количество перевозчиков даже увеличилось за счет небольших китайских компаний, но качество их услуг пока еще низкое. В более выгодном положении оказываются те транспортно–логистические компании, которые доставляют грузы собственными судами из стран АТР в порты Дальнего Востока, из Турции – в порт Новороссийск. Естественно, бизнес будет в первую очередь сотрудничать с компаниями, которые осуществляют морской фрахт, перевалку груза в порту, вывоз на собственные площадки и дальнейшую отправку техники по железной дороге к заказчику, то есть работать по принципу «от двери до двери».
Выступая на конференции по проблемам арендованной спецтехники в нынешних условиях, которая прошла в рамках форума СТТ–22, представитель компании NAWINIA рассказал об опыте своей доставки 13 карьерных самосвалов по маршруту Тайвань (Бангкок) – Россия (Новокузнецк). Доставка осуществлялась морем собственным судном с перевалкой 2132 тонн груза (а именно столько весят самосвалы) в порту Находка на собственную площадку выгрузки и далее по Транссибу к месту назначения. Цепочка доставки сработала в штатном режиме благодаря выстроенной заранее независимой от внешних факторов логистике.
В условиях большого запроса на импортозамещение спрос на приобретение техники и оборудования будет сохраняться высоким. При этом компании рассчитывают на расширение мер поддержки для бизнеса, нуждающегося в обновлении материальной базы.
Хотелось бы отметить, что, как и в период пандемии, господдержку оказывают компаниям–лизингополучателям, преференции получают производители оборудования, а поддержка самих лизинговых компаний осуществляется точечно.
О необходимости серьезных комплексных мер поддержки лизинговых компаний говорил Евгений Дитрих, генеральный директор АО «ГТЛК», выступая на заседании Координационного совета Общероссийского народного фронта по вопросам общественного транспорта в мае этого года. Хотя вопрос касался общественного транспорта, но проблемы и пути их решения могут быть распространены на весь транспортный комплекс. Руководитель госкомпании отметил две негативные тенденции на рынке городского транспорта: увеличение стоимости техники из–за проблем с иностранными комплектующими и удорожание финансирования. По мнению руководителя ГТЛК, для нивелирования этих факторов и снижения возросших расходов лизингополучателей по контрактам целесообразно задействовать ряд дополнительных мер господдержки.
Во–первых, это запуск новой госпрограммы по обновлению городского транспорта по фиксированной льготной ставке с привлечением средств ФНБ, которая позволит расширить масштаб поставок и линейку транспортных средств. Сейчас программа проходит межведомственное согласование. Во–вторых, разработка отдельной госпрограммы на базе механизма некоммерческого лизинга ГТЛК по поставке оборудования для производственных линий российских промышленников. ГТЛК уже сейчас готова содействовать российским транспортным компаниям в импорте ключевых комплектующих из государств Азиатско–Тихоокеанского региона и других стран–партнеров. В–третьих, это увеличение объемов финансирования нацпроекта БКД, реализация мероприятий которого невозможна без надежного материально–технического обеспечения.
В–четвертых – предоставление льготного банковского финансирования для городских транспортных компаний, осуществляющих социальные перевозки.
Наибольший эффект предлагаемые меры будут иметь при использовании в комплексе.
Лизинг помог экономике в трудной ситуации 2014 года и в период пандемии, его услуги выручат предприятия и сейчас. Но надо понимать, что и он сам нуждается в поддержке.
Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель «ТР»,
кандидат экономических наук
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.