Во Владивостоке прошел Восточный экономический форум
Ключевым событием ВЭФ–22 стало выступление Президента России Владимира Путина с оценкой политической и экономической ситуации в стране и в мире. Продовольственный кризис и рост цен на глобальных рынках, санкционная лихорадка Запада и экономическая ситуация в России – вот лишь немногие темы, которых коснулся глава государства на пленарной сессии.
Параллельно с международной повесткой участники форума обсудили внутрироссийские темы. Большое внимание было уделено развитию транспортных коммуникаций на территории России, и в первую очередь на Дальнем Востоке. На полях ВЭФ–22 глава Минтранса России Виталий Савельев в интервью телеканалу «Россия 24» рассказал об основных направлениях развития транспортного комплекса в Дальневосточном регионе в условиях трансформации российской экономики.
Восточный полигон
В связи с глобальными процессами, происходящими в торговле, возрастает роль Восточного полигона железных дорог, включающего Транссибирскую и Байкало–Амурскую магистрали. Сегодня он особенно востребован ввиду изменившейся логистики в связи с ситуацией в мире. Для многих товаропроизводителей Восточный полигон является возможностью перераспределения грузопотоков, которые раньше шли в западном направлении, в Европу. Сейчас они идут на восток, в Юго–Восточную Азию.
В целом с начала модернизации в 2013 году Восточный полигон значительно изменился. Его провозная способность уже возросла в 1,5 раза, а по итогам 2024 года будет удвоена, сообщил глава Минтранса России. И это благодаря тому, что в его развитие были вложены большие федеральные средства – около полутриллиона рублей.
Если раньше по Восточному полигону перевозилось около 90 млн тонн грузов в год, то в прошлом году было перевезено уже 144 млн тонн. В текущем году провозная способность планируется на уровне 158 млн тонн, а в следующем – 173 млн тонн. Таким образом, в 2024 году мы выйдем на мощность, которая определена указом президента, – 180 млн тонн.
Морские порты
По словам Виталия Савельева, в рамках федерального проекта «Развитие морских портов» в 2030 году мощности портов Дальневосточного федерального округа планируется увеличить на треть. В настоящее время их мощности оцениваются в 290 млн тонн грузов в год, до 2025 года их предполагается увеличить на 60 млн тонн, к 2030 году – более чем на 100 млн тонн.
Среди ключевых проектов на Дальнем Востоке – создание угольных терминалов в Приморском и Хабаровском краях, строительство рейдового перегрузочного комплекса по хранению и перегрузке сжиженного природного газа в морском порту Петропавловск–Камчатский. На Сахалине планируется создать многофункциональный грузовой район в границах морского порта Корсаков. Кроме того, начинается работа по перепрофилированию существующих универсальных терминалов под наиболее востребованную номенклатуру грузов в связи с переориентацией грузопотоков.
«Многие владельцы, исходя из ситуации, которую мы сейчас видим, реконструируют свои порты. У нас серьезным образом наращиваются и контейнерные перевозки. Порты также идут в этом направлении, это и мировой тренд развития перевозок», – отметил министр.
Автомобильные дороги
Виталий Савельев рассказал также о приоритетах развития дорожного хозяйства в Дальневосточном федеральном округе. «У нас в стране 1,5 млн км дорог: 64 тыс. км федеральных,
503 тыс. км региональных и около 1 млн км муниципальных. На Дальнем Востоке, в ДФО, в целом 128 тыс. км дорог, довольно большая цифра. С удовлетворением можно сказать, что половина находится в нормативном состоянии», – сказал глава Минтранса России.
Он отметил, что работа по развитию дорожного хозяйства идет при федеральной поддержке во взаимодействии с региональными властями. «И Министерство транспорта, и власти субъектов – мы во взаимодействии, работаем вместе, смотрим на реализацию тех или иных проектов. Конечно, транспортная инфраструктура – это качество жизни, это мобильность, мы всячески это поддерживаем», – подчеркнул министр.
В частности, сейчас продолжается приведение к нормативному состоянию федеральных трасс «Лена», «Вилюй» и «Колыма», протяженность которых превышает 5 тыс. км. Пятилетним планом дорожной деятельности предусмотрены мероприятия по реконструкции их участков протяженностью 125 км. Кроме того, до 2024 года планируется отремонтировать более 850 км дорог. В числе значимых проектов – строящийся мост через реку Зея в Благовещенске, дорога от Владивостока к порту Восточный.
Этим летом введен в эксплуатацию автодорожный обход Хабаровска. Также в текущем году завершается разработка проектной документации на строительство моста через реку Лена в Якутске. Помимо этого, активно прорабатываются варианты строительства Владивостокской кольцевой автодороги.
Авиаперевозки
Территория Дальнего Востока составляет более 40% территории России, которая требует связанности, определенной подвижности населения. Многое здесь зависит от авиационной доступности регионов страны. И государством в этом плане делается немало. Благодаря поддержке Президента РФ в стране действует большая программа субсидирования авиаперевозок. Более 150 млрд руб. субсидий было выделено в этом году для поддержки авиакомпаний. На субсидируемые авиаперевозки на Дальний Восток направлено 18,7 млрд руб., сообщил Виталий Савельев.
В частности, значительные средства будут выделены единой дальневосточной авиакомпании «Аврора», осуществляющей перевозки преимущественно на внутрирегиональных линиях. В 2021 году она перевозила пассажиров по 20 социально значимым маршрутам, в этом году их число будет увеличено до 36. На поддержку таких маршрутов в 2022 году выделено почти 6 млрд руб. – в 5 раз больше, чем в прошлом году.
При федеральной поддержке также продолжается программа по развитию аэропортовой инфраструктуры Дальнего Востока, реконструкции взлетно–посадочных полос. «Развитие воздушных перевозок, связь с Москвой, другими крупными городами – это очень важный фактор для жителей Дальнего Востока, да и для всей страны», – подчеркнул глава Минтранса России.
Тема развития аэропортовой инфраструктуры Дальнего Востока и Арктики обсуждалась на одной из отраслевых сессий ВЭФ–22. Участник дискуссии, заместитель министра транспорта РФ Игорь Чалик напомнил, что с 2002 по 2021 год на территории ДФО были реконструированы 22 взлетно–посадочные полосы. А только за три года (2022–2024) предусмотрена реконструкция 25 таких объектов. На эти цели выделено 48 млрд руб. Кроме того, в связи с удорожанием ресурсов дополнительно направлено 8 млрд. 7 ВПП планируется завершить в текущем году, причем 6 из них находятся на территории Якутии. В 2025–2030 годах предусмотрена реконструкция 17 объектов.
Дискуссионная площадка ВЭФ–22 в очередной раз дала представителям бизнеса и власти, инвесторам возможность обсудить самые актуальные темы. В рамках форума прошли официальные встречи и переговоры, были заключены многомиллиардные контракты. Одно из таких соглашений о намерениях, подписанное генеральным директором ПАО «Аэрофлот» Сергеем Александровским и генеральным директором ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (входит в Ростех) Юрием Слюсарем, касалось приобретения 339 воздушных судов отечественного производства. Соглашение предусматривает передачу компаниям группы «Аэрофлот» на условиях аренды 210 самолетов МС–21, 89 самолетов Superjet–NEW и 40 Ту–214 в период с 2023 по 2030 год. Документ предполагает, что в 2023 году в компании группы поступят первые два Superjet–NEW, а начиная с 2024 года планируется поставка первых шести самолетов МС–21 и первых семи самолетов Ту–214.
От реализации этого соглашения во многом зависят транспортная доступность регионов и мобильность населения нашей страны. По словам Юрия Слюсаря, подписать первые твердые контракты на поставку самолетов в 2023–2025 годах ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» планирует уже до конца текущего года.
Севморпуть
В рамках VII Восточного экономического форума во Владивостоке состоялось первое заседание совета участников судоходства по Северному морскому пути (СМП).
В заседании приняли участие: председатель совета директоров ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк, генеральный директор – председатель правления ПАО «Совкомфлот» Игорь Тонковидов, генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев, специальный представитель госкорпорации «Росатом» по вопросам развития Арктики, заместитель председателя государственной комиссии по развитию Арктики Владимир Панов, заместитель председателя правления ПАО «НОВАТЭК», директор по морским операциям, транспортировке и логистике Евгений Амбросов, представители крупных добывающих и транспортно–логистических компаний («Норникель», СУЭК, «ГДК Баимская», «ФЕСКО», «Дело»), федеральных органов власти (Росморречфлот, Росморпорт, Росгидромет), научно–исследовательских и образовательных организаций.
Совет участников судоходства по СМП был создан в рамках исполнения поручений Президента России по итогам состоявшегося 13 апреля 2022 года совещания по вопросу развития Арктической зоны РФ. Председателем совета избран Сергей Франк.
«В текущих условиях актуальность вопросов развития судоходства в Арктике неизменно возрастает. Совет призван вырабатывать эффективные механизмы такого развития на основе координации позиций различных сторон: операторов флота, грузовладельцев и единого регулятора, Росатома. Первые шаги по установлению такого взаимодействия внушают оптимизм. Мы видим открытость Росатома к важным для других участников вопросам – в частности, теме совершенствования Правил плавания в акватории СМП. Эта открытость говорит о стремлении Росатома осуществлять регулирование в Арктике сбалансированным образом. Мы надеемся, что механизм обратной связи будет постоянным и действенным, ведь в конечном счете маркером эффективности работы регулятора будет гармоничное сосуществование и уверенное развитие всех участников хозяйственной деятельности в акватории СМП», – отметил Сергей Франк, открывая заседание совета.
«Судоходство по Северному морскому пути активно развивается в последние годы. Грузоотправители строят базовую инфраструктуру – порты, заказывают суда, осваивают месторождения. Количество судов на СМП и число участников судоходства все время растет. Сейчас мы понимаем необходимость координации действий для того, чтобы выстроить эффективную работу на СМП для выработки оптимальных механизмов по управлению арктическим судоходством между грузоотправителями, судоходными компаниями, государством и инфраструктурными операторами, обеспечивающими связь, данные о состоянии ледовых покровов, погодных условиях. Сегодня наша общая главная цель – это безопасность, вторая не менее важная составляющая – коммерческая привлекательность и устойчивая навигация по СМП. Для решения этих задач и создан Совет участников судоходства по СМП», – сказал Алексей Лихачев.
Соглашения
На форуме было подписано рекордное количество соглашений об инвестиционных вложениях, а также меморандумы и соглашения о намерениях. Всего было подписано 296 соглашений на общую сумму 3 трлн 272 млрд руб., среди которых – соглашения об инфраструктурных и транспортных проектах.
Так, заместитель председателя правительства Сахалинской области Вячеслав Аленьков и генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Игорь Милашевский подписали соглашение о сотрудничестве. Документ предполагает проработку совместного внедрения отечественных систем мониторинга и позиционирования всех видов транспорта, использования российских технологий для центра управления малой авиацией на территории уникального островного региона.
Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики и АО «РЖД Логистика» заключили соглашение о сотрудничестве в сфере организации железнодорожных перевозок и развития инфраструктуры. Соглашение предполагает возведение в границах территории опережающего развития (ТОР) «Надеждинская» универсального терминала для оказания комплексных мультимодальных услуг в рамках осуществления экспортно–импортных поставок.
Транспортная группа FESCO и Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики подписали соглашение о сотрудничестве в сфере развития перевалочных мощностей ПАО «Владивостокский морской торговый порт». В рамках соглашения FESCO намерена разработать и реализовать проект по расширению перевалочных и перерабатывающих мощностей ВМТП, инвестировав с этой целью порядка 24 млрд руб., а также подать заявку на статус резидента на территории опережающего социально–экономического развития и свободного порта Владивосток.
В свою очередь Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики будет содействовать в получении государственной поддержки, необходимой для успешной реализации инвестиционного проекта FESCO, поспособствует эффективному взаимодействию с другими институтами развития и органами федеральной и региональной власти, окажет поддержку в переговорах с потенциальными инвесторами и бизнес–партнерами, а также посодействует в проработке концепции и инфраструктурного обеспечения инвестпроекта.
Всего в области транспорта были подписаны 33 соглашения.
Сергей ОЗУН, обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.