Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Стратегия роста

Как будет развиваться отрасль в новых условиях

Устойчивость транспортной отрасли будет обеспечена даже в условиях санкционных ограничений. В основе этой устойчивости – перестройка сложившихся транспортно–логистических цепочек, повышение конкурентоспособности российского транспорта за счет цифровизации, рост объемов производства российской дорожной техники. Таковы основные выводы, прозвучавшие на пленарной дискуссии «Транспорт России. Стратегия роста в новых условиях», которая состоялась в рамках XVI Международного форума и выставки «Транспорт России».

Приоритеты определены

Правительство продолжает поддерживать развитие транспортной системы, заявил Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин, открывая дискуссию. По его словам, на государственную программу развития транспортной системы в бюджете текущего года предусмотрены около 1,3 трлн руб. Чтобы смягчить негативное влияние на отрасль, Правительство РФ в рамках плана первоочередных действий суммарно дополнительно выделило более 500 млрд руб., которые были направлены на ряд важнейших направлений.

Прежде всего, для сохранения доступности перевозок воздушным транспортом выделено более 200 млрд руб. В том числе 100 млрд – на возмещение затрат авиаперевозчиков при полетах внутри страны; 50 млрд – на поддержку авиакомпании «Аэрофлот»; 15 млрд руб. – на обеспечение надежного функционирования системы организации воздушного движения. Кроме того, на докапитализацию акционерного общества «РЖД» направлено 250 млрд руб., что позволит компании в полном объеме реализовать инвестиционные планы, несмотря на рост стоимости материалов и оборудования. Также около 60 млрд руб. получила Государственная транспортная лизинговая компания, благодаря чему были продолжены программы обновления парка техники. «Все эти меры поддержки показали свою действенность: транспорт в нашей стране продолжает своевременно обеспечивать экономику и производство, а также наших граждан всеми необходимыми товарами и услугами», – подчеркнул Михаил Мишустин.

Он подвел итоги работы транспортного комплекса страны по итогам девяти месяцев текущего года: в целом удалось сохранить положительную динамику по большинству основных показателей производственной деятельности. Так, грузовые перевозки достигли практически уровня прошлого года, превысив отметку в 5 млрд тонн; возросло число перевезенных пассажиров.

Далее премьер–министр остановился на приоритетах государства в новых экономических и политических условиях. Так, одним из ключевых проектов остается развитие Северного морского пути. Перевозка грузов по его маршрутам превысила 25 млн тонн. Как ожидается, со следующего года возобновится поступательный рост, и в 2024 году планируется выйти на показатель 80 млн тонн грузов. Еще один приоритет регулятора на данном этапе – дальнейшее обновление по всей стране транспортной инфраструктуры. Особое внимание будет уделяться морским портам, которые играют важнейшую роль для международных транспортных коридоров.

В целом среди ключевых задач, которые стоят перед отраслью, – поддержка связанности территорий страны, повышение мобильности людей, увеличение грузовых перевозок. «Все приоритетные проекты и мероприятия вошли в утвержденную Правительством РФ Транспортную стратегию. Они должны быть выполнены в строгом соответствии с установленными сроками. Необходимые для этого ресурсы будут выделены. В течение следующих трех лет на финансирование отрасли мы планируем направить свыше 4 трлн руб.», – сказал Председатель Правительства РФ.

Развитие транспортных коридоров

Первый заместитель Председателя Правительства РФ Андрей Белоусов отметил, что в связи с блокадой транспортных выходов в Европу и Евросоюз одним из важнейших вопросов становится развитие транспортно–логистических коридоров. «Самый исторически мощный – восточный коридор, его протяженность достигает 12 тыс. км, провозная мощность – 280 млн тонн, – отметил он. – Но этого недостаточно, чтобы в ближайшей перспективе обеспечить развитие страны. Поэтому в планах Правительства РФ – до 2030 года повысить провозную мощность до 350 млн тонн грузов в год».

Протяженность еще одного коридора – в направлении Азово–Черноморского бассейна с выходом в Турцию и страны Северной Африки – составляет порядка 3,5 тыс. км. Его текущая провозная способность достигает почти 180 млн тонн. Здесь также ожидается рост объемов до 300 млн тонн.

Важное значение имеет коридор «Север – Юг», который проходит от порта Усть–Луга до иранских портов Бендер–Аббас и Чабахар с выходом в Индийский океан и имеет протяженность 5 тыс. км. Его текущая провозная способность – 14 млн тонн, но ее планируется довести до 32 млн тонн. Маршрут пересекает с севера на юг целый ряд действующих глобальных транзитных коридоров и в перспективе может изменить мировую логистику глобальных транспортных потоков, отметил первый вице–премьер.

Министр транспорта Российской Федерации Виталий Савельев в своем выступлении обрисовал текущее состояние отрасли: если в начале года она была на грани коллапса из–за санкций, то сейчас благодаря оперативным решениям ситуацию удалось не только стабилизировать, но и возобновить развитие в большинстве секторов. Так, согласно прогнозам, грузооборот морских портов России по итогам 2022 года сократится лишь незначительно – в пределах 0,2%. Одновременно руководство отрасли работает над перестройкой логистических цепочек в трех транспортно–логистических коридорах: «Север – Юг», Азово–Черноморском и на Восточном полигоне. По словам министра, на Восточном полигоне и БАМе успешно справляются с непростой задачей вывоза 150 млн тонн угля в этом году. В следующем году здесь должны перевезти уже 173 млн тонн, а к 2024 году вывести показатель провозной способности на 180 млн тонн. Параллельно идет развитие внутренних водных путей. Работы на Городецком, Верхне–Свирском и Багаевском гидроузлах должны повысить уровень воды в «узких местах» до 4,5 м, что обеспечит эффективную работу судов.

Автомобильные дороги

Заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин сосредоточился на теме дорожного строительства в рамках пятилетнего плана на 2023–2027 годы. Он подчеркнул, что благодаря поддержке Президентом России дорожной отрасли удается добиваться серьезных результатов. По итогам текущего года, например, планируется рекордный объем отремонтированных дорог за всю историю страны.

Вице–премьер напомнил, что перед отраслью стоят обозначенные президентом задачи: привести в нормативное состояние к 2024 году 85% дорог в городских агломерациях и не менее 50% региональных дорог, а также к 2027 году – 85% дорог опорной сети. «В настоящее время показатель по региональным дорогам составляет почти 49%, а в следующем году не менее 50% региональных дорог в стране будут находиться в нормативном состоянии. Показателя 85% дорог в агломерациях мы достигнем уже в следующем году. И 138 тыс. км дорог опорной сети, по которой движется основное количество грузов и пассажиров, к 2027 году будут полностью приведены в нормативное состояние», – сообщил вице–премьер.

Марат Хуснуллин также прокомментировал ход восстановления инфраструктуры в новых регионах, недавно вошедших в состав России. «Работа идет очень активно: 45 тыс. строителей, 5,4 тыс. единиц техники работают в круглосуточном режиме, – отметил он. – 500 км дорог и порядка 15 пролетных строений будут отремонтированы. Что касается Крымского моста, то в декабре он будет построен. Для этого все есть».

Тему автомобильных дорог продолжил председатель правления Государственной компании «Российские автомобильные дороги» Вячеслав Петушенко. По его данным, целый ряд проектов, которые были намечены на 2023–2024 годы, «сдвигаются влево», то есть на 2022 год. Так, до конца текущего года будет открыто движение в общей сложности по 106 км дороги М–12 Москва – Казань. «Потенциал, который был заложен в предыдущие годы, сегодня дает отличные результаты. Строители выполняют все взятые на себя обязательства», – сказал глава Автодора.

Железные дороги

В текущем году логистические потоки существенно изменились, и это в полной мере коснулось железных дорог, рассказал генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров. В то же время он подчеркнул, что почти половину объема потери внешнеторговых перевозок по сети РЖД удалось компенсировать за счет переориентации потоков на другие рынки. Так что РЖД в целом справились с переориентацией логистики, возникшей в связи с внешнеполитическими событиями. Для обеспечения перевозок локомотивной тягой на изменяющихся направлениях за 10 месяцев были дополнительно направлены 450 локомотивов на разные дороги, были командированы 7600 машинистов. «И если внешне было не так заметно, насколько сложные перестройки процессов пришлось реализовать, в этом заслуга рядовых железнодорожников, которые эти задачи решали ежедневно», – подчеркнул Олег Белозеров. Кроме того, компания дополнительно обработала около 15 тыс. обращений грузоотправителей вследствие меняющей логистики; работать с клиентами приходилось индивидуально, упрощая систему договорной работы, обеспечивая ритмичность перевозки.

Из–за санкций потери железнодорожных перевозок в адрес так называемых недружественных стран по этому году составят 125 млн тонн, а в направлении дружественных государств уже на сегодня дополнительно перевезены 60 млн тонн. При этом наиболее заметная динамика в трафике наблюдается по МТК «Север – Юг». В то же время глава РЖД извинился за сложности с вывозом грузов через порты Дальнего Востока. Для решения проблемы было увеличено количество контейнерных поездов, полностью состоящих из полувагонов. Всего с середины сентября отправлены более 30 таких поездов. Новая технология позволила увеличить вывоз контейнеров из портов в октябре на 16%, а в первой половине ноября – уже на 20%.

Авиаотрасль

Не менее сложной оказалась ситуация и в авиаотрасли. «Год был беспрецедентным не только для Аэрофлота, но и для всей авиации из–за катастрофических ограничений нашей деятельности, – отметил генеральный директор ПАО «Аэрофлот» Сергей Александровский. – Тем не менее мы оперативно смогли перестроиться, и в первую очередь увеличили объемы на внутреннем рынке. Так, в третьем квартале текущего года объемы компании на внутреннем рынке увеличились больше чем на 25% относительно прошлого года». По итогам года планируется, что перевозки составят порядка 40 млн человек, что соответствует изначальным планам компании. В целом западные санкции не помешали авиаотрасли выполнить планы: если в 2021 году воздушным транспортом были перевезены 111 млн пассажиров, то в 2022 году – порядка 90 млн. С учетом того, что были закрыты некоторые аэропорты, отрасль все равно выйдет примерно на те же цифры, считают в Минтрансе России.

Цифровизация

Отдельным направлением развития транспортной отрасли является цифровизация. Одно из направлений санкционного удара пришлось именно на сферу программного обеспечения, рассказал заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко. По его словам, цифровизация давно стала реальностью в транспортной отрасли. Но, как и многие, она впала в колониальную зависимость от иностранных решений. После ухода зарубежных разработчиков и производителей софта из России совместно с бизнесом был ускорен поиск собственных решений, сформирован пул приоритетных направлений по созданию универсальных отраслевых продуктов. В частности, были созданы 30 индустриальных центров компетенции совместно с крупнейшими отечественными компаниями). В общей сложности были подготовлены 19 проектов по импортозамещению иностранного ПО. Большинство из них будут финансироваться за счет компаний, часть получат грантовую поддержку.

В настоящее время транспортная отрасль направляет миллиарды рублей на создание и замену импортного программного обеспечения. Уже есть первые результаты: все российские авиа-

компании перешли на отечественные системы бронирования. Кроме того, ряд проектов находится в высокой степени функциональной готовности, горизонт их выхода – 2023–2024 годы. «Их запуск позволит выполнить поручение Президента России о том, что все объекты критической инфраструктуры, к которым относятся почти все транспортные объекты, должны быть обеспечены российским программным софтом, – подчеркнул Дмитрий Чернышенко. – Из существующих проектов радует развитие отечественной инвентарной системы, системы управления движением судов в акватории порта, цифровой экосистемы операционного управления работы аэропорта и многое другое».

Людмила ИЗЪЮРОВА, обозреватель «ТР»



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться