Коллегия Росавтодора подвела итоги деятельности ведомства за 2022 год
Дорожная отрасль уже не первый год на подъеме. В соответствии с государственными программами обновляются федеральные и региональные дороги, строятся новые. Внедряются современные технологии, продляющие срок службы трасс и повышающие эффективность дорожного строительства. Это происходит во многом благодаря высокому уровню поддержки дорожно–транспортного комплекса со стороны руководства страны.
В прошлом году Федеральный дорожный фонд составил рекордные 1,5 трлн руб. Результатом освоения этих средств стали почти 27 тыс. км отремонтированных дорог и 1,6 тыс. км построенных и реконструированных, отметил министр транспорта РФ Виталий Савельев, выступая на заседании коллегии Федерального дорожного агентства, где были подведены итоги деятельности ведомства за 2022 год и обсуждены наиболее актуальные отраслевые вопросы.
Открывая заседание коллегии, прошедшей в режиме видео–конференц–связи, помощник Президента РФ Игорь Левитин поблагодарил все профильные ведомства и организации за успешную работу в 2022 году: «Пандемия, санкционное давление, нарушение логистических цепочек – несмотря на все это, вы выполнили все задачи, которые были поставлены перед вами руководством страны. Очень важно, что активно велась и продолжает вестись работа по увеличению пропускной способности федеральных автодорог за счет расширения проезжей части. В минувшем году до четырех полос было расширено более 320 км. Идет большая работа и по повышению безопасности дорожного движения. Удается ликвидировать опасные участки концентрации ДТП с тяжелыми последствиями. Руководство страны рассчитывает, что и в этот сложный 2023 год дорожники выполнят все поставленные задачи, которые касаются каждого жителя России».
Обращаясь к участникам заседания, первый заместитель министра транспорта РФ Андрей Костюк подчеркнул важность решения кадрового вопроса. По его словам, нужно максимально поддерживать инициативу молодых ребят, которые в текущем году планируют поступать в транспортные вузы. На повестке – вовлечение в учебный процесс и жителей новых регионов, а также создание единого стандарта профильных образовательных программ.
Выступая с основным докладом, руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков подробно рассказал о работе Росавтодора в прошлом году. Из федерального бюджета были направлены ассигнования в общем объеме 1063,8 млрд руб., что на 30,4% больше, чем в 2021–м. Кассовые расходы составили 1062,8 млрд руб., или 99,9% выделенных бюджетных средств. Неиспользованные ресурсы Федерального дорожного фонда 2022 года направляются на аналогичные цели в текущем году.
В минувшем дорожно–строительном сезоне на федеральной сети был введен в эксплуатацию в рамках строительства и реконструкции 21 объект общей протяженностью 231,9 км. Среди знаковых проектов – обходы Анапы в Краснодарском крае, микрорайона Горьковский в Волгоградской области, а также I и II этапы обхода Саратова. Кроме того, на территории Московского транспортного узла было завершено строительство транспортной развязки в разных уровнях в Мытищах на автодороге М–8 «Холмогоры», а на территории Санкт–Петербургского транспортного узла завершена реконструкция участка трассы А–180 «Нарва». При этом в ходе дорожно–эксплуатационных работ на федеральных автодорогах в 2022 году после ремонта были введены участки протяженностью 5,9 тыс. км, из них капитально отремонтировано 1,3 тыс. км.
Что касается мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, с этой целью в 2022 году были установлены 904 км осевого ограждения, 404 светофорных объекта, построены 45 пешеходных переходов в разных уровнях и
1059 км линий искусственного электроосвещения. Как результат общее количество ДТП на федеральных трассах в прошлом году сократилось на 7,2%, погибших – на 8,2%, пострадавших – на 5,6%.
Большой комплекс работ проводился и в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». В 2022 году выполнялись дорожные работы на более чем 6,6 тыс. объектов. Завершены они на 5,9 тыс. объектов протяженностью более 16,8 тыс. км.
При реализации федерального проекта «Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения» в 2022 году введено в эксплуатацию 6463 км дорог. А по программе «Комплексное развитие сельских территорий» в 38 регионах модернизировано 243 км трасс.
Наиболее крупными завершенными объектами минувшего года, получившими софинансирование в виде трансфертов из федерального бюджета, стали северный обход Калуги, участок 3–й очереди обхода Майкопа, мостовой переход через реку Шексну в Череповце, 3–й участок обхода Екатеринбурга, I этап северного обхода Лобни, мостовой переход через реку Мильгувеем на автодороге Колыма – Омсукчан – Омолон – Анадырь.
Роман Новиков также представил участникам заседания проект Публичной декларации ключевых целей и приоритетных задач Федерального дорожного агентства на текущий год. Согласно ей планируется завершить строительство и реконструкцию участков федеральных автодорог общей протяженностью 225,8 км, а также строительство линий электроосвещения длиной 500 км. При этом устройство освещения трасс будет осуществляться не только при строительстве, но и в рамках капитального ремонта. Кроме того, в этом году намечена реализация проектов капремонта, ремонта и содержания участков федеральных трасс общей протяженностью 3178 км. В результате решения всех задекларированных задач протяженность подведомственных автодорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно–эксплуатационным показателям, должна составить 44722 км, подытожил руководитель Федерального дорожного агентства.
Ряд рисков, на которые необходимо обратить внимание на федеральном уровне в 2023 году, обозначил в своем экспертном докладе председатель Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве, генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин. Такими рисками в первую очередь являются преждевременный износ верхних слоев дорожной одежды вследствие воздействия шипованной резины, а также разрушение конструкций дорожных одежд и искусственных сооружений транспортными средствами с превышением нормативных нагрузок. По словам Игоря Старыгина, еще в 2015 году был посчитан ежегодный ущерб, наносимый тяжеловесными транспортными средствами: эта сумма эквивалентна объему ремонта более 170 тыс. км автодорог.
Обеспокоенность данной ситуацией выразил и член Комитета Совета Федерации по экономической политике Дмитрий Ворона. По его мнению, наиболее остро стоят вопросы увеличения количества стационарных и передвижных пунктов весогабаритного контроля и числа задействованных сотрудников надзорных органов. Решением проблемы должно стать и ужесточение штрафных санкций в отношении нарушителей.
В свою очередь аудитор Счетной палаты РФ Валерий Богомолов, помимо весогабаритного контроля, в числе наиболее злободневных проблем выделил комплексное благоустройство территорий, прилегающих к автодорогам. Он напомнил о важности не только ремонта дорог и тротуаров, но и обустройства трасс современными системами освещения и безопасности.
Вопросам содержания автотрасс и обеспечения безопасности дорожного движения на заседании коллегии было уделено большое внимание. По словам председателя Комитета Госдумы РФ по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгения Москвичева, это приоритетные задачи, которые так же важны, как и строительство новых трасс. «Мы видим, как за последнее десятилетие в лучшую сторону изменилась ситуация в дорожном хозяйстве. Безусловно, это результат долгой и кропотливой работы. Отрадно, что с точки зрения безопасности и качества региональные дороги подтягиваются к показателям федеральных», – отметил Евгений Москвичев.
Планомерная работа по снижению уровня аварийности на дорогах страны напрямую зависит от слаженного взаимодействия между федеральным центром, региональными проектными командами и территориальными подразделениями ГИБДД. По словам первого заместителя председателя Комитета Госдумы РФ по собственности, земельным и имущественным отношениям Сергея Тена, открытый диалог, своевременное реагирование на появление новых очагов аварийности, а также тиражирование наиболее успешных практик субъектов РФ – именно те механизмы, которые напрямую влияют на обеспечение безопасности трасс. Понятно, что в каждом регионе работа выстраивается по–разному, но в реализации мероприятий по ликвидации очагов аварийности, вопросах профилактики и предупреждения нарушений ПДД, развития ИТС, цифровых технологий, дорожного сервиса должно быть полное взаимопонимание сторон.
Во второй части заседания Роман Новиков подробно остановился на ключевых вопросах деятельности ведомства в текущем году. В частности, упоминалась необходимость оперативного внесения всех данных в СОУ «Эталон» и своевременной разработки локальных проектов интеллектуальных транспортных систем в каждом субъекте РФ. Глава Росавтодора отдельно отметил важность строгого контроля за дорожными проектами на каждом из этапов – от разработки документации и прохождения экспертизы до непосредственной реализации. Причем во главе угла должно быть качество проводимых дорожных работ.
Сергей ОЗУН,
обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.