Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Тенденция – рост

 |  Логистика

Перевалка грузов в российских морских портах составила в первом квартале 220,2 миллиона тонн.

Перевалка грузов в российских морских портах в первом квартале 2023 года выросла на 10% к аналогичному периоду 2022 года – до 220,2 млн тонн. Об этом говорится в аналитическом обозрении ИАА «ПортНьюс» и Института проблем естественных монополий (ИПЕМ).

Высокий темп роста связан как с низкой базой первого квартала 2022 года, так и с высоким объемом перевалки в абсолютном выражении. Второй квартал подряд перевалка превышает 220 млн тонн, чего не наблюдалось в предыдущие три года. Столь высокие значения связаны с переориентацией торговых связей и относительно высокими ценами в мире на сырьевые товары. При этом динамика для разных товарных групп оказалась сильно дифференцированной.

Спад перевалки по итогам квартала характерен для пяти видов грузов: черных металлов (–25,5%), руды (–21,6%), грузов в контейнерах (–15,8%), сжиженного газа (–9%) и нефтепродуктов (–3,3%).

На поставки черных металлов повлияло европейское эмбарго и фактическое сокращение импорта рядом стран. Экспорт руды начал снижаться в связи с падением спроса в Европе (как из–за отказа от российского сырья, так и из–за сокращения производства на доменных мощностях). Поскольку крупнейшие железорудные предприятия расположены в западных регионах страны, переориентация экспорта на восток для них затруднительна. На динамику перевалки контейнеров по–прежнему влияют два основных фактора – сокращение числа контейнеров в обороте, принадлежащих зарубежным компаниям, а также более существенное снижение контейнерного импорта по сравнению с экспортом на фоне введенных санкций и ограничений. Спад перевалки сжиженного газа связан с высокой базой первого квартала 2022 года. Перевалка нефтепродуктов снижается под влиянием вступивших в силу в феврале 2023 года официальных ограничений на импорт российских нефтепродуктов европейскими странами.

Существенный рост перевалки характерен для нефти (+9,2%) и угля (+18,3%). Для этих товаров введенное европейскими странами эмбарго удалось преодолеть за счет переориентации торговых потоков.

Еще более высоким был рост перевалки удобрений (+56,5%) и зерна (+107,7%). Такая динамика связана с отсутствием принципиальных ограничений на их поставку. Для удобрений также оказал эффект ввод в строй нового терминала по отгрузке удобрений и руд «Ультрамар». На перевалку зерна оказал положительное влияние высокий урожай.

Рост перевалки наблюдался во всех бассейнах. В Арктическом бассейне (+2,8%) минимальный прирост из–за снижения объемов поставок нефти и сжиженных газов. Перевалка в Дальневосточном бассейне (+6,6%) сдерживается ограниченной пропускной способностью железнодорожной инфраструктуры. Рост в Балтийском бассейне (+6,8%) сдерживался сокращением поставок в Европу. Максимальные темпы роста наблюдаются в Азово–Черноморском (+18,6%) и Каспийском бассейнах (+28,5%), где действие вышеуказанных негативных факторов слабее.

Перевалка контейнеров в ДФЭ в первом квартале 2023 года снизилась на 15,7%. Спад перевалки контейнеров в Балтийском бассейне (–59,9%) пока не компенсируется ростом перевалки в Арктическом (+3%), Азово–Черноморском (+11,3%), Дальневосточном (+11,3%) и Каспийском (+363,5%).

45аа



просмотры:

1049

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться