Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

С учетом современных реалий

 |  Логистика

Формируется новая сеть транспортно–логистических центров.

Сегодня, когда меняются приоритеты, формируются новые маршруты движения грузов, от грамотно выстроенной логистики во многом зависит результат транспортной работы в целом.

Сеть ТЛЦ как центров притяжения грузов должна не только соответствовать новым потребностям, но и опережать их. Именно об этом шла речь на недавнем заседании правительственного штаба по транспортно–логистическим коридорам.

Определяющим фактором развития ТЛЦ является переориентация контейнерного грузопотока. В настоящее время в РФ действуют 9 ТЛЦ – подмосковный «Белый Раст», которым владеет «дочка» РЖД – «РЖД Логистика» (51%) и китайская Liaoning Port Group (49%), а также подконтрольные РЖД: ТЛЦ «Кунцево–2» (Москва), ТЛЦ «Тальцы» (Бурятия), ТЛЦ «Гродеково» и ТЛЦ «Первая Речка» в Приморском крае, ТЛЦ «Хабаровск–2», ТЛЦ «Забайкальск», ТЛЦ «Юрьевец» (Владимирская область) и ТЛЦ «Сыктывкар» (Коми). Но этого недостаточно, хотя по итогам 2022 года суммарная мощность всех ТЛЦ была увеличена до 3,6 млн TEU.

С учетом современных реалий новая сеть ТЛЦ формируется в 18 субъектах Российской Федерации с ориентацией на Сибирь и Дальний Восток. Проект интересен бизнесу и реализуется за счет частных инвестиций, общая сумма финансирования составляет более 140 млрд руб.

Девять ТЛЦ планируется построить до конца 2024 года, из них восемь проектируются и один находится в завершающей стадии строительства. Все они расположены на маршрутах транспортных логистических коридоров.

До 2027 года крупные ТЛЦ должны появиться в Москве и Подмосковье, Пермском, Хабаровском, Приморском и Красноярском краях, Новосибирской, Свердловской, Кемеровской, Омской областях. Среди первоочередных вопросов – необходимость развития прилегающей к ТЛЦ автодорожной инфраструктуры, ускорение процесса строительства и реконструкции дорог.

Логистические центры разместятся от Москвы до самых до окраин, то есть до Владивостока, вдоль Транссиба. Начнем с Москвы: в грузовой каркас столицы войдут три железнодорожных логистических центра, что позволит увеличить объем грузопереработки в Московском регионе до 2,5 млн TEU в год. (В 2022 году объем переработки составил 1,3 млн TEU).

Столичные власти говорят о необходимости изменений структуры внутригородских железнодорожных терминалов более пяти лет. В 2016 году Москва и РЖД договорились оптимизировать работу грузовых станций (на тот момент их было десять, включая Ховрино и Кунцево–2, на площади около 120 га). Тогда около трети прибывающих грузов были предназначены не для потребителей столицы. Уже в то время было согласовано закрытие четырех неэффективно используемых терминалов – «Москва–Бутырская», «Подмосковная», «Москва–Товарная–Рязанская» и «Москва II Митьково». В 2017 году Росжелдор выпустил приказ о закрытии еще двух грузовых станций – Павелецкой и Курской, где располагались крупные грузовые терминалы. Сейчас внутри МКАД у РЖД остались четыре действующих грузовых терминала – на станциях Бирюлево–Товарная, Кусково, Лосино-

островская и Кунцево–2. Причем только последний предназначен для обработки контейнеров, остальные – исключительно для насыпных и тарно–штучных грузов (грузы в самой разной упаковке – картонных коробках, ящиках, мешках и т.д.).

Что касается новых и модернизируемых логистических обектов, то это ТЛЦ «Ховрино», «Кунцево–2» и ТЛЦ «Южный порт». На развитие трех таких комплексов может потребоваться не менее 10 млрд руб. без учета модернизации железнодорожной инфраструктуры. Равномерное распределение грузов по транспортно–логистическим центрам улучшит движение в городе, благоприятно скажется на экологии. Грузовикам с тяжеловесными контейнерами не придется выезжать на улицы Москвы.

Проект ТЛЦ «Южный порт» будет создан за счет инвестпрограммы ОАО «РЖД». Он разделен на три очереди с реализацией последней после 2025 года. Планируется, что это будет самый крупный столичный терминал. Его создание связано с развитием производства автозавода «Москвич» (бывший завод Renault), которое возобновилось 23 ноября 2022 года. Создание ТЛЦ «Южный порт» рядом с заводом «Москвич» позволит оптимизировать логистику доставки грузов на предприятие и минимизировать выезд тяжеловесных грузовиков с контейнерами на улицы города. За счет этого ожидается снижение нагрузки на Волгоградский проспект. Ранее автокомпоненты поступали на предприятие в основном с западного и северо–западного направлений на автомобилях. В последние годы работы завода Renault наблюдалась значительная нагрузка на Волгоградский проспект, с открытием ТЛЦ «Южный порт» транспортная ситуация в районе улучшится. С выходом на полную мощность «Южный порт» сможет обрабатывать до 5,6 млн тонн грузов в год для разных предприятий Москвы. Предполагается, что ежегодно он сможет перерабатывать 300 тыс. TEU.

«Ховрино» – один из трех ключевых элементов столичного грузового транспортного каркаса столицы, формирование которого завершится после модернизации железнодорожного транспортно–логистического центра «Кунцево–2», принадлежащего «РЖД» на западе Москвы. Реализация проекта второй очереди планируется за счет частных инвестиций в объеме 5 млрд. ТЛЦ «Ховрино» уже сейчас способен пропускать 250 тыс. TEU, увеличивать этот показатель не планируется. Строительство складского комплекса завершится через 3–4 года. Грузы в контейнерах будут выгружаться в склады и уже оттуда развозиться малотоннажными автомобилями. Это позволит снизить нагрузку на улично–дорожную сеть мегаполиса со стороны крупнотоннажного грузового автотранспорта.

Перерабатывающая мощность «Кунцево–2» оценивается в 2,5 млн тонн в год, терминал сможет обрабатывать не только контейнеры (135 тыс. TEU), но и другие грузы. Сейчас он способен обслуживать не более 100 тыс. TEU ежегодно. Это на данный момент самая мощная грузовая площадка в Москве, которую использует крупнейший в России железнодорожный контейнерный оператор «Трансконтейнер». Но инвестор пока не готов развивать этот комплекс, так как московские власти ограничили объемы переработки на терминале до 150 тыс. TEU (у компании был проект на 400 тыс. TEU) из–за загруженности улично–дорожной сети в том районе. Если изменится позиция московских властей относительно возможностей развития проекта и допуска грузового автотранспорта, компания готова вернуться к возможности реконструировать терминал. Кроме того, перспективы развития «Кунцево–2» ограничены возведенными вокруг объектами недвижимости. Однако трех транспортно–логистических центров в Москве будет достаточно для удовлетворения городских потребностей в грузах, доставляемых железнодорожным транспортом, в том числе в контейнерах.

В мультимодальный транспортно–логистический центр «Пермский» войдут универсальные терминалы и объекты транспортной, инженерной, складской и административной инфраструктуры. Центр займется обслуживанием транзитных, экспортных и импортных региональных грузопотоков. В частности, через Транссиб планируется экспортировать товары из Пермского края в страны СНГ и Юго–Восточной Азии. Центр планируется возвести в Краснокамске. Он займет площадь в 103,9 га.

Сумма вложений в инвестпроект составит 6,5 млрд руб. Из них на проектирование планируется направить 163 млн руб., на строительство центра – 5,5 млрд руб. и 821 млн руб. – на закупку оборудования. Начать свою работу центр планирует в 2026 году.

Предполагается, что срок окупаемости проекта составит около девяти лет. Выручка в 2026–2027 годах превысит 29 млрд руб. Будет создано 70 новых рабочих мест. Инвестпроекту присвоен статус приоритетного. Пермский край и ПАО «Трансконтейнер» также заключили инвестиционное соглашение об увеличении мощности грузового контейнерного терминала компании.

Трансконтейнер до 2025 года намерен более чем вдвое увеличить годовую мощность терминала на станции Блочная – с 45 до 110 тыс. TEU (эквивалент 20–футового контейнера). Инвестиции в проект оцениваются в 428 млн руб.

Таким образом, Пермь становится одним из стратегических узлов опорной сети грузовых мультимодальных ТЛЦ России и участвует в развитии транспортных коридоров страны. Строительство новых и модернизация действующих логистических площадей будет способствовать росту торгово–экономического потенциала Прикамья.

Узловой транспортно–логистический центр «Сибирский» с контейнерным терминалом и железнодорожной инфраструктурой запустят на территории новосибирского промпарка в 2023 году.

Инвестиции в проект составляют 5 млрд руб. В составе центра будет сформирована терминальная, складская и таможенная инфраструктура, которая позволит предоставить грузополучателям полный спектр логистических услуг.

Ядром транспортно–логистического центра станет современный контейнерный терминал с развитой железнодорожной инфраструктурой, способной обеспечивать одновременное обслуживание нескольких полносоставных контейнерных поездов.

Промышленно–логистический парк общей площадью 1,2 тыс. га был создан в 2007 году, расположен он в 12 км от Новосибирска. Резидентами являются 23 компании, еще четыре – пользователи инфраструктуры парка. Общий объем внебюджетных инвестиций резидентов и пользователей инфраструктуры составляет более 73 млрд руб., из которых освоено около 48 млрд руб.

Особая роль отводится логистическому центру, который планируется построить в Красноярске. Наряду с уже открывшимся в Екатеринбурге транспортно–логистическим центром «Уральский» общей площадью более 130 га и стоимостью 11,5 млрд руб., он станет частью проекта «Сухой порт». С учетом большой загрузки Транссиба реализация этого проекта позволит принимать контейнеры в полувагонах и отправлять груз на запад страны.

Проект «Сухой порт» в перспективе должен стать мультимодальной схемой для выхода Транссибирской магистрали и строящегося Северного широтного хода к Каспийскому морю и Северному морскому пути. Это позволит создать двусторонний транзит грузов с Индией, Ираном, Пакистаном и другими странами.

В рамках инвестиционного проекта ТЛЦ «Омский» на территории Омской области предполагается строительство терминала, осуществляющего погрузочно–разгрузочные операции контейнеров, прибывающих контейнерными поездами, с созданием в дальнейшем сети железнодорожных терминалов, представляющих собой грузовой двор, с инфраструктурой для контейнерного оборота. Для организации железнодорожного сообщения планируется строительство нового железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к Транссибирской железнодорожной магистрали. Инвестиционный объем проекта составляет 146 млн руб. Объекты, планируемые к строительству, включая терминал грузооборотом 200 тыс. тонн, предполагается ввести в эксплуатацию не позднее 2025 года. Реализация данного проекта позволит значительно сократить время доставки отправляемых грузов.

Включение проекта в реестр масштабных инвестиционных проектов Омской области позволит инвестору воспользоваться мерой поддержки – получить земельные участки в аренду без торгов.

В Омской области также строят крупный транспортно–логистический центр «Солнечный».

Территория центра планируется площадью более 200 тыс. кв. м. На сегодняшний день на объекте в процессе строительства находятся 38 тыс. кв. м. Работы идут опережающими темпами, более того, уже вышли на строительство второй очереди – еще одного объекта общей площадью 50 тыс. кв. м. В этом году начнется строительство третьей очереди площадью свыше 70 тыс. кв. м. В планах еще четвертая очередь.

С вводом объектов в строй работой будут обеспечены тысячи человек.

Собственный мультитемпературный распределительный центр, рассчитанный на хранение и обработку разных товаров, оборудованный системами охлаждения и заморозки как мяса, так и овощей, позволит обеспечить и качество продукции, так как она будет быстрее поступать на прилавки городских магазинов, и доступные цены для потребителей. Кроме того, сама по себе очередная масштабная стройка – это еще поддержка и развитие смежных отраслей.

В Хабаровском и Приморском краях будут построены крупные транспортно–логистические центры с общим объемом инвестиций 18,5 млрд руб.

ТЛЦ «Хабаровский» мощностью до 300 тыс. TEU в год строится на ТОР «Хабаровск» с примыканием к железнодорожной станции Хабаровск–2.

Инвестиции в проект составят 6 млрд руб. Строительство будет вестись поэтапно, завершение первой очереди мощностью 150 тыс. TEU запланировано на 2024 год, второй очереди аналогичной мощности – на 2025 год.

Главная задача ТЛЦ «Хабаровский» – обработка грузов, поступающих по железнодорожной ветке. Сетевая технология, внедряемая на ТЛЦ, позволит осуществлять ускоренную обработку контейнерных поездов за 3 часа.

В строительство ТЛЦ «Артем» в Приморском крае будет вложено 12,5 млрд руб. При этом первая очередь будет введена в 2023 году, вторая – в 2024 году, обе по 300 тыс. TEU. Кроме того, технологическая модель позволяет в перспективе увеличить этот показатель до 1 млн TEU в год.

Ввод в эксплуатацию ТЛЦ «Артем» позволит увеличить перерабатывающую способность морских портов за счет вывода в тыловую зону операций, не связанных непосредственно с перевалкой с морского транспорта, включая хранение, таможенное оформление, накопление судовых партий. Также центр повысит пропускную способность Транссибирской железнодорожной магистрали за счет организации регулярного грузового сообщения поездов повышенной длины, позволит исключить риски возникновения «брошенных» поездов, а также способствовать обеспечению северного завоза.

На ТЛЦ «Артем» возлагаются функции «сухого порта», где будет происходить погрузка контейнеров в полувагоны.

Это одно из направлений для решения проблемы диспропорции экспорта и импорта в восточном направлении, где входящий поток на 30–40% превышает исходящий. Сейчас в восточные порты не приходит нужное число платформ. И чтобы достигнуть планируемого властями увеличения импорта до 6,5 тыс. TEU в сутки при текущих 4,1–4,3 тыс., нужно либо везти на восток восемь соединенных поездов, либо на две трети увеличивать вывоз контейнеров в полувагонах. По оценкам РЖД, оба варианта затратны: в первом случае потребуется модернизация существующих станций и строительство новых, во втором – развитие подъездной инфраструктуры терминалов.

Если будет диспропорция, когда импорта существенно больше, понадобятся 25 контейнерных поездов, состоящих из полувагонов. Это потребует существенного изменения работы узлов Находка и Владивосток, развития автодорожной сети. РЖД готовится к обоим вариантам одновременно.

Единого мнения у участников рынка нет: одни считают, что нужно больше фитинговых платформ, другие – что остаток надо вывозить полувагонами.

Учитывая напряженное движение на Транссибе, дальнейшее увеличение пропускных способностей конкретно под фитинговые платформы невозможно. Из 25 требующихся поездов из полувагонов Находка может отправлять 8, Владивосток – 17.

Терминал в Артеме позволит грузить 15–17 поездов полувагонов в сутки. Технологически схема перегруза выглядит следующим образом: из портов Владивостока и Находки грузы в контейнерах автотранспортом направляются в ТЛЦ «Артем» и тыловые терминалы Находки. Далее они перегружаются в полувагоны и маршрутными поездами направляются в ТЛЦ «Уральский» и ТЛЦ «Сибирский». На их площадках осуществляется перегруз из полувагонов на фитинговые платформы в направлении московских ТЛЦ. Порожние полувагоны идут маршрутными поездами в Кузбасс для загрузки углем в направлении портов Дальнего Востока.

Эффект схемы выражается в ускорении вывоза контейнеров из морских портов Дальнего Востока, увеличении грузооборота на припортовых терминалах и росте грузопотока на сети ОАО «РЖД» в целом.

Таким образом, вывод связанных технологической цепочкой новых ТЛЦ к 2027 году на проектную мощность обеспечит дополнительно 5 млн TEU в год. В результате инфраструктурные ограничения для контейнерных перевозок будут сняты.

Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель «ТР», кандидат экономических наук.


просмотры:

2703

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться