Эксперты оценили транспортный потенциал Северного морского пути.
Комплексное развитие Арктической зоны РФ является одним из стратегических приоритетов государства. Повышение объема перевозок по Северному морскому пути (СМП) имеет первостепенное значение для решения задач в области транспорта и доставки грузов, и на фоне происходящих климатических изменений значимость Севморпути будет только расти.
В последние годы развитие СМП идет беспрецедентными темпами. Цифры говорят сами за себя. Объем перевезенных грузов по итогам 2022 года, в том числе в рамках реализации инвестиционных проектов, составил 34,1 млн тонн при целевом показателе 32 млн тонн. Отечественные компании нарастили перевозки более чем на 1 млн тонн. Почти в шесть раз превышен максимальный объем перевозок, достигнутый во времена Советского Союза.
Такие данные прозвучали в Совете Федерации на «круглом столе», посвященном транспортному потенциалу Северного морского пути, который провел заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов.
По словам сенатора, «текущая геополитическая обстановка создает трудности в решении некоторых вопросов, но ситуация не настолько критична для пересмотра планов развития СМП в целом». Развитие этого логистического коридора обеспечивается за счет налаживания регулярных грузоперевозок, постройки новых атомных ледоколов и модернизации соответствующей инфраструктуры.
Основной фактор развития
Севморпуть сегодня выступает одним из основных факторов развития арктических территорий России с учетом специальных подходов к освоению Арктики и обеспечения национальной безопасности страны в этом регионе. «Ведется активная работа, направленная на обеспечение экспорта полезных ископаемых, развитие регулярных контейнерных перевозок между западной и восточной частью страны. Увеличение сроков транзитной навигации – тоже важная задача», – подчеркнул Константин Долгов.
В условиях санкций, введенных недружественными странами, России нужно более оперативно решать вопросы развития Северного морского пути, в том числе перехода к круглогодичной навигации в его акватории. «В настоящее время все действующие инвестиционные проекты в акватории СМП обеспечены грузовым и вспомогательным флотом в полном объеме, – проинформировал Константин Долгов. – Вместе с тем существуют определенные риски строительства новых судов для планируемых к запуску проектов в связи с невозможностью закупки ранее учтенных в технических проектах западных комплектующих, сокращением возможностей привлечения «дешевых» валютных займов, а также отказом подрядчиков из недружественных стран выполнить строительные и монтажные работы».
По словам руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Захария Джиоева, развитие инфраструктуры как непосредственно в акватории СМП, так и в Арктическом регионе в целом идет достаточно интенсивно: «Несмотря на ограничения, возникшие в связи с санкциями, все инвестпроекты продолжаются, были найдены варианты замещения, ни один из инвесторов от своих планов не отказался, что свидетельствует о высокой степени надежности и проработки проектов».
В акваторию Северного морского пути входят шесть портов – Сабетта, Диксон, Дудинка, Хатанга, Тикси и Певек, совокупная мощность которых составляет 32,3 млн тонн, к 2030 году – превысит 160 млн тонн. Наиболее развитым портом является Сабетта. Здесь осуществлены несколько проектов, в том числе якорный Ямал–СПГ по добыче и производству сжиженного природного газа, который вдохнул вторую жизнь в Севморпуть.
Мощность морских портов западной Арктики – Мурманск, Кандалакша, Витино, Архангельск – составляет 89 млн тонн, к 2030 году общая мощность этих портов вырастет до 149,5 млн тонн. Основными инвестиционными проектами являются: морской перегрузочный терминал СПГ компании «Новатэк» в Мурманской области для перегрузки СПГ с судов высокого ледового класса на обычные суда, рейдовый перевалочный комплекс «РПК–Логистика» мощностью 12,5 млн тонн, угольный терминал «Лавна» (18 млн тонн), где высокими темпами идут строительно–монтажные работы и одновременное строительство железнодорожной ветки, чтобы обеспечить транспортную доступность этого терминала. К концу 2023 года все мощности будут созданы.
Свои проекты реализуют также Мурманский морской торговый порт и Мурманский балкерный терминал. Кроме того, «Русатом Карго» в целях обеспечения транзита через СМП, в том числе контейнерных грузов, реализует два проекта в Мурманске и Владивостоке, которые станут опорными точками для дальнейшей отправки контейнерных грузов к месту назначения железнодорожным транспортом либо внутренними водными путями.
По итогам экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий получил положительное заключение объект капитального строительства «Морской терминал для обслуживания газохимического комплекса в Ненецком автономном округе в рамках развития морского порта Нарьян–Мар». Компания «Русхим» планирует инвестировать создание газохимического комплекса полного технологического цикла, включая разработку месторождений, добычу газа, его транспортировку и переработку в метанол.
Проект предполагает разработку Кумжинского и Коровинского газоконденсатных месторождений со строительством завода по производству метанола первоначальной мощностью 1,8 млн тонн. Кроме того, планируется строительство порта с выходом на Северный морской путь для экспорта продукции.
Аудитор Счетной палаты РФ Валерий Богомолов подчеркнул, что развитие морских портов на СМП и в Западной Арктике осуществляется за счет внебюджетных средств. Государство обеспечивает для инвесторов подходную и причальную инфраструктуру, в том числе подходные каналы, причальные сооружения, железнодорожные ветки в направлении морских портов. Валерий Богомолов указал на важность синхронизации строительства объектов и сроков реализации проектов по созданию транспортной и портовой инфраструктуры. Он привел в пример ситуацию, которая сложилась при строительстве комплекса перегрузки угля «Лавна» в Мурманском транспортном узле: «Проектная мощность комплекса перегрузки угля, заявленная инвестором, составляет 18 млн тонн в год, а железнодорожная ветка, которая должна обеспечить транспортную доступность терминала, рассчитана на грузооборот в объеме 6 млн тонн в год. Это требует корректировки проекта и дополнительных расходов федерального бюджета».
Кроме искусственно созданных ограничений, существуют и климатические. Условия плавания по СМП остаются тяжелыми, особенно в период весенне–летней навигации, когда без ледокольного обеспечения априори не обойтись. При этом важен не просто сам факт прохода судов, но и безаварийная коммерческая скорость доставки грузов, убежден Захарий Джиоев, для чего необходимо строить аварийно–спасательный флот, чтобы обеспечить безопасность мореплавания.
В настоящее время законтрактованы 16 судов. В 2023 году введут в эксплуатацию 6 судов. Таким образом к следующей навигации флотилия будет состоять из 14 судов. Оставшиеся 10 судов должны быть построены в 2024 году. Ввиду того, что российской промышленности предстоит освоить производство отдельных узлов и агрегатов, которые ранее не выпускались в РФ, возможна полуторагодовая задержка. По словам Захария Джиоева, в качестве компенсационной меры на этот период планируется передислокация части аварийно–спасательного флота из других бассейнов.
До 2030 года предполагается строительство еще 30 судов аварийно–спасательного флота, которые пока не обеспечены бюджетными средствами. Речь идет о сумме порядка 70 млрд руб. на период 2025–2030 годов.
Также запланировано строительство четырех поисково–спасательных баз: в Мурманске, Диксоне, Тикси и Певеке. В настоящее время пункты передового базирования оснащены оборудованием первого броска для оперативного реагирования на возможные чрезвычайные ситуации.
Ледовое побоище
Наша страна обладает единственным в мире атомным ледокольным флотом, призванным на основе применения передовых ядерных достижений решать задачи обеспечения национального присутствия в Арктике. Во многом благодаря атомному ледокольному флоту на трассе СМП фиксируется ощутимый грузопоток.
Сегодня основная работа Росатомфлота связана с обеспечением безопасности мореплавания и стабильной навигации, в том числе и транзитной, по Северному морскому пути. Транспортировка углеводородной и прочей продукции на рынки Азии и Европы по трассе СМП может служить реальной альтернативой существующим транспортным связям между странами Атлантического и Тихоокеанского бассейнов через Суэцкий и Панамский каналы. Она обеспечивает выигрыш во времени. Например, расстояние от порта Мурманск до портов Японии через Северный морской путь составляет около 6 тыс. миль, а через Суэцкий канал – более 12 тыс. миль, длительность транзита составляет в зависимости от метеоусловий и ледовой обстановки ориентировочно 18 и 37 дней соответственно.
В конце 2024 года будет дан старт круглогодичной навигации по СМП с обязательной ледокольной проводкой в период зимне–весенней навигации, когда ледовые условия наиболее сложные. Среди лимитирующих факторов – короткий период навигации и недостаточное количество танкеров ледового класса.
В настоящее время в состав атомного ледокольного флота входят ледоколы «Арктика», «Сибирь», «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр», «Вайгач». Их дополняет атомный контейнеровоз «Севморпуть».
По словам руководителя проекта проектного офиса по развитию Арктики госкорпорации «Росатом» Сергея Чемко, на начало круглогодичной навигации ледоколов достаточно, но в дальнейшем их количество нужно увеличить, чтобы сократить расстояние между ними, повысить безопасность и коммерческую скорость судов, идущих в восточном направлении.
В период с 2026 по 2030 год группировка будет состоять из девяти атомных и пяти неатомных ледоколов. Для обеспечения круглогодичной навигации в восточном секторе Северного морского пути предполагается расстановка пяти атомных ледоколов на расстоянии не более 500 морских миль друг от друга, чтобы избежать риска уничтожения коммерческого судна в случае сжатия льдами. В период с 2031 по 2035 год группировка будет состоять из 13 атомных и пяти неатомных ледоколов. При этом девять атомных ледоколов будут расположены на расстоянии не более 250 миль друг от друга.
Окно возможностей
Комплексное развитие Арктической зоны РФ является одним из стратегических приоритетов государства. С 2018 года инфраструктурным оператором Северного морского пути определена госкорпорация «Росатом», которая отвечает за организацию судоходства на СМП, строительство инфраструктурных объектов, навигационно–гидрографическое обеспечение и систему безопасности мореплавания в тяжелых арктических условиях.
Корпорация является куратором двух федеральных проектов «Развитие Северного морского пути» и «Северный морской путь – 2030», участвует в реализации плана развития Северного морского пути до 2035 года, в который входят более 150 мероприятий с общим объемом финансирования около 1,8 трлн руб. Согласно плану годовой грузопоток по СМП должен составить в 2023 году 36 млн тонн, в 2024 году – 80 млн тонн, в 2030 году – 150 млн тонн, в 2035 году – 220 млн тонн.
«После ухудшения геополитической ситуации, изменения логистики многих проектов госкорпорации стали уделять много внимания дополнительному грузопотоку из портов Мурманска, Сабетты и Диксона, – напомнил Сергей Чемко. – Изначально эти объемы направлялись на запад, теперь часть этих грузопотоков пойдет на восток по СМП. Таким образом, в условиях перенаправления грузопотока и существенных ограничений на Восточном полигоне РЖД Севморпуть становится дублером железнодорожных магистралей».
5 декабря 2022 года вступило в силу эмбарго Евросоюза на морские поставки нефти из РФ. Страны Группы семи (G7), ЕС и Австралия ввели потолок цен на поставляемую морем российскую нефть на уровне $60 за баррель для подчиненных им судов и территорий. С 5 февраля 2023 года аналогичные ограничения начали действовать на поставки нефтепродуктов из России, размер потолка был определен на уровне $100 и $45 за баррель в зависимости от категории нефтепродуктов.
Эмбарго, введенное европейскими странами на поставки российской нефти и нефтепродуктов, стало не только вызовом, но открыло новое окно возможностей для появления дополнительной грузовой базы на СМП. Как сказал Сергей Чемко, Росатом обсуждает с нефтедобывающими компаниями «Лукойл» и «Газпром нефть» перенаправление части арктической нефти, ранее поставляемой на запад, по Северному морскому пути на восток с месторождений Варандей и Приразломное. Потенциальный объем грузовой базы с Приразломного может составлять 3,6 млн тонн, с Варандея – 5,9 млн тонн. Компании могут использовать обычные танкеры с гарантированной безопасностью и ледоколы в летне–осеннюю навигацию.
В рамках федерального проекта «Развитие Северного морского пути», входящего в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, в 2022 году впервые были организованы два субсидируемых каботажных круговых рейса из портов, находящихся в европейской части РФ, в дальневосточные порты. Их выполнил экипаж атомного контейнеровоза «Севморпуть». В перевозках участвовали крупные российские транспортные компании и грузоотправители, перевезены генеральные грузы и контейнеры с различной продукцией. Кроме того, был осуществлен вывоз рыбной продукции с Дальнего Востока в центральные районы Российской Федерации через порты Мурманск и Санкт–Петербург, что также стало важным направлением развития каботажных контейнерных перевозок по Северному морскому пути.
Грузовладельцы проявили большой интерес к регулярным каботажным перевозкам по северному маршруту, поскольку появилась возможность доставки негабаритных грузов, не предназначенных для перевозки железной дорогой, к тому же транспортировка по СМП занимает меньше времени, чем по Южному морскому пути.
ФГУП «Атомфлот» согласовал с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики график субсидируемых каботажных перевозок грузов на атомном контейнеровозе «Севморпуть» по льготным тарифам в регионы Дальнего Востока и в обратном направлении в европейскую часть России.
24 июня 2023 года единственное в мире транспортное судно с ядерной энергетической установкой вышло по маршруту Санкт–Петербург – порт Восточный – Петропавловск–Камчатский – Мурманск. Ожидается, что второй субсидируемый каботажный рейс из Санкт–Петербурга состоится 10 октября.
«Ресурсная база Арктической зоны РФ – это не только инвестиционные проекты по добыче углеводородов, – убежден Сергей Чемко. – Большое значение имеют грузы с высокой добавочной стоимостью, прежде всего рудные полиметаллические грузы. Разработка месторождений цветных металлов – следующий шаг для развития и освоения АЗ РФ».
Оправдываемость прогнозов составит 90%
Одним из источников данных о погоде является Всемирная метеорологическая организация. России пытаются ограничить доступ к этим данным в связи с недружественными действиями целого ряда государств, заявил Константин Долгов: «В течение 2022 года часть европейских метеостанций ограничила РФ доступ к информации о погоде. Это циничная позиция, потому что в условиях Арктики не иметь точного прогноза погоды – значит подвергать риску жизнь людей, в том числе и тех, кто работает над решением трансграничных задач».
По словам сенатора, в Комитет СФ по экономической политике неоднократно поступали обращения в связи с существующими проблемами, ограничивающими развитие наземных метеостанций, включая низкий процент покрытия территории страны метеостанциями и жесткие требования к получению лицензии на разработку и установку метео-
станций для частного бизнеса. «Частные инвестиции не привлекаются в подобные разработки в связи с фактической невозможностью дальнейшего получения лицензии», – сказал Константин Долгов.
Поэтому вопрос обеспечения безопасности судоходства по СМП в сложившихся условиях приобретает особую актуальность как в части мониторинга гидрометеорологической обстановки, так и в части строительства судов аварийно–спасательного флота, организации системы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов и других экологических угроз.
Как проинформировал директор Департамента развития Арктической зоны Российской Федерации и реализации инфраструктурных проектов Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Максим Данькин, создана научно–оперативная группа для обеспечения штаба морских операций Главсевморпути, нацеленная на подготовку оценки и прогнозов гидрометеорологической и ледовой обстановки. Разработан опытный образец бортового автоматизированного информационно–измерительного комплекса для регистрации основных параметров ледяного покрова в районе расположения судна.
Для обеспечения эффективной работы СМП и предупреждения инцидентов важно получать точный климатический прогноз, осуществлять мониторинг погоды и состояния ледовой обстановки. В связи с климатическими изменениями последних десятилетий площадь льда в Арктике значительно уменьшилась, арктические моря стали освобождаться ото льда в более ранние сроки, что заметно увеличило безледный период. Вместе с уменьшением площади льда меняется и структура его распределения и движения в Арктике, что делает ледовую обстановку непредсказуемой.
Одна из важнейших задач современной науки в Арктике – обеспечение судов актуальной и достоверной информацией о морских, ледовых и метеорологических условиях в морях. Это особенно важно ввиду наметившейся тенденции в организации грузоперевозок по трассе Северного морского пути.
В плане развития СМП – 10 мероприятий, связанных с деятельностью Росгидромета и направленных на повышение безопасности хозяйственной деятельности в акватории Севморпути. «Учитывая, что наблюдательная сеть редкая, а в акватории Северного Ледовитого океана и морей сети в принципе нет, составление прогноза является сложной и ресурсоемкой задачей, – заявил заместитель руководителя Росгидромета Дмитрий Зайцев. – Поэтому для получения данных о ледовой обстановке будут задействованы размещенные в акватории СМП гидрометеорологические буи отечественного производства, с которых несколько раз в сутки будет передаваться информация в центр «Север» и Росатом. При составлении прогнозов также будут применяться нейросетевые технологии».
Арктический и Антарктический научно–исследовательский институт (ААНИИ) знимается модернизацией прогностической системы «Север», которая будет выполнять задачи для организации круглогодичной навигации по СМП в восточном направлении. На эти цели правительством выделено финансирование до конца 2025 года в объеме порядка 300 млн руб.
Как заметил Дмитрий Зайцев, инфраструктурная сеть Росгидромета нуждается в модернизации и переходе на более современные технологии. Определена потребность в гидрометеорологическом оборудовании и оборудовании для мониторинга атмосферного воздуха до 2030 года. Решаются вопросы импортозамещения приборной базы.
В целях обеспечения безопасности и надежности судоходства по СМП разрабатывается цифровая платформа с единой системой данных. Формирование такой системы может завершиться уже к концу следующего – началу 2025 года. Предполагается, что она будет состоять из блоков: безопасность мореплавания; управление судоходством; навигационно–гидрографическое обеспечение; гидрометеорологическое обеспечение и ледовая обстановка; аналитическая информация по безопасности, эффективности функционирования и развитию СМП; управление инфраструктурой СМП; информационное обеспечение грузоперевозок; маркетплейс сервисов в акватории СМП; экологический мониторинг акватории СМП.
Кроме этого, прорабатывается возможность использования беспилотных летательных аппаратов, которые будут носить на себе камеры и радиолокаторы, взлетать с теплоходов, обеспечивать ледовую разведку.
«Если в настоящее время оправдываемость ледовых прогнозов составляет 70%, и эта информация не предоставляется в режиме онлайн, то к концу 2025 года выйдем на показатель не менее 90% с предоставлением информации в режиме здесь и сейчас», – заключил Дмитрий Зайцев.
Татьяна ЛАРИОНОВА, обозреватель «ТР».
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.