Завершается навигационный сезон 2023 года. Подводим предварительные итоги.
По данным Росморречфлота на сегодняшний день, грузооборот морских портов России за январь – сентябрь 2023 года увеличился на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 675,3 млн тонн. Основной вклад в позитивную динамику, как и прежде, обеспечила перевалка сухих грузов, выросшая на 17,3%, до 344,4 млн тонн. Наливные грузы прибавили 1,5% и составили 330,9 млн тонн.
Балтийский бассейн. Грузооборот морских портов Балтийского бассейна увеличился на 3,6% и составил 188,6 млн тонн. Объем перевалки сухих грузов в бассейне вырос на 22,7%, до 85,7 млн тонн, наливных грузов – сократился на 7,9%, до 102,9 млн тонн.
Азово–Черноморский бассейн. Позицию флагмана портовой отрасли России сохраняет Азово–Черноморский бассейн. Грузооборот его морских портов показал сбалансированный рост на 18,7% и составил 226,5 млн тонн. Из них объем перевалки сухих грузов вырос на 29,3%, до 110,2 млн тонн, наливных – прибавил 10,1%, до 116,3 млн тонн.
Несмотря на все сложности, Крым также показал уверенный рост. Крымскими портами в 2023 году переработано более 2,2 млн тонн грузов. Данный показатель увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 7 раз, что связано в основном с увеличением перевалки зерновых культур.
Каспийский бассейн. Продолжается стремительный рост грузооборота морских портов Каспийского бассейна, являющегося транзитным для международного транспортного коридора «Север – Юг». Грузо-оборот морских портов бассейна увеличился на 34,3% и составил 5,7 млн тонн. Из них объем перевалки сухих грузов вырос в 1,7 раза, до 3,5 млн тонн, рост объема наливных был скромнее – 3,1% и составил 2,2 млн тонн. Как пояснил заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Константин Анисимов, наблюдается более чем 30%–ный рост грузооборота морских портов Каспийского бассейна по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. «По состоянию на 1 января 2023 года мощность морских портов Каспийского бассейна составила 18,8 млн тонн, в том числе порта Оля – 2,1 млн тонн, Астрахань – 8,4 млн тонн, Махачкала – 8,3 млн тонн. Мы видим, что за 9 месяцев 2023 года грузооборот составил уже 5,8 млн тонн. Рост примерно на 34% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, и это мы видим по всем трем портам».
Исполняющий обязанности руководителя администрации морских портов Каспийского моря Николай Ковалев в ходе заседания Совета по развитию транспортного комплекса при Совете Федерации сообщил: «В этом году мы ожидаем увеличения грузооборота до 7,5 млн тонн, в том числе зерновых – до 2,6 млн тонн. Если в 2022 году загрузка составляла 24%, то в этом году загружены 30% проектных мощностей всех портов. Для увеличения грузооборота мощностей более чем достаточно».
Как сообщил министр промышленности, торговли и энергетики Астраханской области Илья Волынский на форуме «МТК «Север – Юг»: новая концепция. Быстрый выход на премиальные рынки Востока, Азии, Африки и Индии», консолидированная мощность наших портовых терминалов достигает 16 млн тонн в год. В 2022–м грузооборот портов Астраханской области достиг 3 млн тонн, превысив показатель 2021 года на 14%. «В этом году мы видим взрывной рост грузооборота на нашем направлении. За 9 месяцев текущего года 3 млн тонн грузов уже обработали, рост – в полтора раза. Резко увеличилась перевалка оборудования, контейнеров, продуктов, цемента, зерна и масла. Также растет перевалка импортных грузов», – отметил Илья Волынский.
На данный момент основное место в структуре грузооборота занимает зерно (52,1%), следом идут продукты питания (19%), на пиломатериалы приходится 10,9%, на цемент – 7,2%, на контейнеры – 2,9%. В целом экспорт увеличился на 53%, составив более 2,4 млн тонн, а импорт – на 52% (свыше 500 тыс. тонн).
Для наращивания грузооборота операторы грузовых терминалов ведут работу по их модернизации. За последние два года производственные мощности Астраханского морского порта выросли в два раза. Инвесторами было вложено более 700 млн руб. в развитие мощностей ПАО «Астраханский порт». Помимо этого, в ближайшее время планируется включение в границы порта Астрахань новых терминалов.
Дальневосточный бассейн. Грузооборот морских портов Дальневосточного бассейна также показал рост на 6,9%, до 181 млн тонн, из которых объем «сухой» перевалки увеличился на 5,8%, до 121,3 млн тонн, объем наливных грузов прибавил 9,1% и составил 59,7 млн тонн. Реализация федерального проекта «Развитие морских портов», входящего в нацпроект модернизации транспортной инфраструктуры, обеспечивает планомерное увеличение портовых мощностей, достигших к середине 2023 года 1,3 млрд тонн. Этот показатель более чем вдвое превышает мощности всех морских портов СССР в 1990 году (600 млн тонн) и более чем в четыре раза – совокупные мощности российских морских портов в 2000 году (около 300 млн тонн).
Арктический бассейн. Грузооборот морских портов Арктического бассейна составил 73,5 млн тонн (+0,6%). Из них объем перевалки сухих грузов вырос на 10,9%, составив 23,7 млн тонн, наливных – сократился на 3,7%, до 49,8 млн тонн. Как сообщает пресс–служба ФГУП «Атомфлот», в период зимне–весенней навигации атомные ледоколы обеспечили 435 судозаходов. По договору «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ 2» выполнены 200, а в направлении мыса Каменный к нефтеналивному терминалу «Ворота Арктики» (по договору с компанией «Газпром нефть») – 89 судозаходов. По договору с ГМК «Норильский никель» – 72 судозахода. В направлении Енисейского залива (по договору с «Синарастройкомплектом») – 74 судозахода. Общая валовая вместимость составила 48,6 млн тонн (для сравнения: за период с декабря 2021–го по июнь 2022 года – 44,1 млн тонн и 424 судозахода). Рост грузопотока связан с активным строительством по новым проектам в Енисейском заливе. Круглогодичная навигация в восточном направлении необходима для достижения грузопотока по СМП в 80 млн тонн в год, определенного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В перспективе до 2030 года грузопоток может вырасти до 150 млн тонн.
В эту навигацию атомный ледокол «Сибирь» ФГУП «Атомфлот» (предприятие госкорпорации «Росатом») участвовал в уникальной проводке самого крупного судна типа CapeSize с грузом 164,5 тыс. тонн железорудного концентрата. Экипаж сработал с ювелирной точностью и обеспечил безопасную проводку судна в Восточно–Сибирском море. В акватории Северного морского пути (СМП) успешно работают три универсальных атомных ледокола проекта 22220: «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Эти современные суда являются определяющим фактором устойчивого развития судоходства в высоких широтах. Атомные ледоколы проекта 22220 будут способствовать открытию круглогодичной навигации в восточном секторе акватории СМП.
Единственное в мире транспортное судно с ядерной энергетической установкой – атомный контейнеровоз «Севморпуть» ФГУП «Атомфлот» – 13 октября вышло из порта Санкт–Петербург в направлении порта Восточный (Находка). Экипаж атомного контейнеровоза приступил к выполнению программы третьего в этом году субсидируемого каботажного рейса. Он пройдет по маршруту: Санкт–Петербург – порт Восточный – Петропавловск–Камчатский – Санкт–Петербург. Планируется, что переход до порта Восточный займет около 22 дней. Рейс реализуется в рамках федерального проекта «Развитие Северного морского пути», входящего в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Волго–Донской бассейн внутренних водных путей. Но есть и не очень оптимистичные цифры. 2023 год Волго–Донской канал может закончить с самым низким грузооборотом за историю. По данным Администрации Волго–Донского бассейна внутренних водных путей, по Волго–Донскому судоходному каналу от Волгограда до Калача–на–Дону были перевезены с начала навигации 3,1 млн тонн грузов. В июле грузооборот канала составил 644 тыс. тонн, в июне – 777 тыс. тонн, в мае – 739 тыс. тонн, в марте–апреле – 350 тыс. тонн. С начала навигации по каналу прошли 3060 судов всех типов. До конца навигации осталось совсем немного, а значит, планы выхода на докризисные показатели работы канала в текущем году выполнены не будут. В лучшем случае получится выйти на показатели работы прошлого года, когда грузооборот канала составил 4,9 млн тонн, что более чем в 2 раза меньше, чем в 2021 году (12,6 млн тонн) и почти в три раза меньше, чем в 2020 году (14,1 млн тонн). За последние три года канал потерял несколько миллионов тонн нефтяных грузов. В августе грузооборот речного порта в Волгодонске составил 42,5 тыс. тонн, что ниже показателей июля. В июле грузооборот порта составил 113,4 тыс. тонн. Это лучший показатель работы с начала навигации. В мае грузооборот порта составил 29,3 тыс. тонн, в апреле – 28,6 тыс. тонн. Всего с начала навигации порт обработал 213,8 тыс. тонн грузов. Основным грузом в порту Волгодонска является зерно. Ранее стало известно, что компания «Волго–Дон Порт» намерена расширить портовую инфраструктуру и построить новый зерновой терминал. В Волгодонске, помимо «Волго–Дон Порт», работают сразу три юридических лица по перевалке зерновых культур на речные суда: Волгодонской элеватор (построен в советский период) и две стивидорские компании «Порт Грейн» и «Валли Порт». Они владеют двумя элеваторами и складом для хранения зерна, один из которых был введен в эксплуатацию сравнительно недавно.
Обь–Иртышский бассейн внутренних водных путей. Здесь всю навигацию боролись с маловодностью. В связи с низкой водностью на реках бассейна речники–путейцы для поддержания гарантированных габаритов судовых ходов выполняли большой объем дноуглубительных работ. За истекший период навигации транзитные дноуглубительные работы были выполнены на 118 перекатах. На данный момент общий объем разработанного грунта составил более 5 млн 220 тыс. кубометров, что превысило показатель, установленный госзаданием. Людмила Литовкина, начальник ГМЦ Обь–Иртышского УГМС, рассказала, что в истекший период навигации практически на всех реках Обь–Иртышского бассейна наблюдался спад уровней воды различной интенсивности. Помимо дноуглубления, путейцы проводили масштабные тральные и берегоочистительные работы. Из русел обслуживаемых рек были удалены затонувшие карчи и другие препятствия, которые попадают в воду из–за подмыва берегов паводковыми водами. Общая площадь протраленных участков пути составила 755 кв. км. Как отметил председатель Общественного совета Обь–Иртышского бассейна, руководитель ФБУ «Администрация «Обь–Иртышводпуть» Роман Чесноков, навигация 2023 года еще не завершена, путейцы Обь–Иртышского бассейна, несмотря на все ее сложности, связанные с малой водностью рек, продолжают выполнять главную задачу по обеспечению безопасности судоходства и поддержанию гарантированных габаритов судовых ходов. Итоги навигации 2023 года планируется обсудить на завершающем заседании Общественного совета бассейна в конце года.
Пассажирские перевозки
Что же касается пассажирских перевозок, по предварительной информации перевозчиков, в эту навигацию спрос на круизы вырос, а загрузка теплоходов снизилась. Это связано с появлением большего количества теплоходов, которое просто размыло спрос. На реках России в навигацию 2023 года вышли на 17 судов больше, чем в прошлом году. Теплоходов стало больше, а вот спрос не получил должной стимуляции. Основной прирост произошел за счет крупных компаний, таких как «ВодоходЪ», «Мостурфлот», «Донинтурфлот» и «Созвездие», которые вывели в этом году практически всю свою флотилию, а туроператор «ГАМА» даже представил совершенно новый теплоход «Золотое кольцо». Решение об увеличении флота было связано с резко взлетевшим спросом в прошлом году, который, по данным компании «ВодоходЪ», оказался на 35% выше показателей 2021 года. В основном такой ощутимый скачок произошел все же благодаря кешбэку. За счет вывода нового флота предложение по рынку увеличилось на 25–27% к прошлому году, текущая загрузка многих рейсов оказалась примерно на 10% меньше, чем в прошлом году. Особенно был заметен переизбыток предложений на направлениях Москва – Санкт–Петербург, Москва – Казань, в круизах с посещением Плеса и коротких круизах из Москвы. Общая загрузка по сезону, включая осенние круизы, составляет порядка 50–60%, что не так мало, учитывая сократившуюся глубину продаж.
В навигацию 2023 года положительная динамика отмечалась на туристических маршрутах Чувашии. Туристический поток с круизных теплоходов в столицу Чувашской Республики вырос по сравнению с прошлым годом на 38%. За 9 месяцев 2023 года речным портом города Чебоксары принято 645 туристических теплоходов с
88 505 пассажирами на борту, сообщает пресс–служба минтранса Чувашии.
«С 1 июня были организованы регулярные перевозки по межрегиональным маршрутам в Казань и Свияжск. Пассажиропоток на межрегиональных речных маршрутах вырос по сравнению с прошлым годом на 18% и составил почти 23 тыс. пассажиров», – сообщил заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики Юрий Арлашкин. Всего за период навигации 2023 года выполнены 1566 рейсов, на которых перевезены 93 294 пассажира. Количество выполненных рейсов и число перевезенных пассажиров снизилось по сравнению с прошлым годом. Это связано с отменой муниципального маршрута Чебоксары – Сосновка и снижением пассажиропотока на маршруте Чебоксары – левобережный пляж.
На Таймыре также подвели итоги пассажирских перевозок водным транспортом в летнюю речную навигацию 2023 года. Перевозки осуществлялись по рекам Енисей и Хатанга, их притокам, а также в бухте Портовой на Диксоне. Всего за сезон выполнены более 200 рейсов, перевезены порядка 8 тыс. пассажиров. По маршруту Дудинка – Усть–Порт – Караул – Носок – Байкаловск – Воронцово все лето курсировали теплоходы «Хансута Яптунэ» и «СП–4», выполнив 60 рейсов. Они перевезли более 3,5 тыс. человек. По реке Хатанга ходили два судна: теплоход «Таймыр» и катер «Логата», они выполнили 36 рейсов, их услугами воспользовались более 1,5 тыс. пассажиров. В городском поселении Диксон регулярные пассажирские перевозки в бухте Портовой через проливы Превен и Лена в гавань Диксон к мысу Лемберова выполнял теплоход «Станислав Гуменюк». В этом году за 117 рейсов он перевез более 3 тыс. пассажиров. «Все рейсы, запланированные в 2023 году, выполнены. На субсидирование пассажирских перевозок в районном бюджете были предусмотрены средства в размере 55 млн руб. Субсидии выплачены в полном объеме в соответствии с нашими нормативными документами», – рассказал начальник управления транспорта, информатизации и связи администрации Таймырского муниципального района Евгений Борец. Кроме того, из Красноярска в Дудинку все лето ходили пассажирские теплоходы «Александр Матросов» и «Валерий Чкалов» вместимостью 250 пассажиров каждый – за сезон они выполнили 40 рейсов, сообщает пресс–служба Таймыра.
В 2023 году в Новосибирской области речным транспортом перевезли более 17 тыс. пассажиров. Навигация шла пять месяцев, с 1 мая по 30 сентября по двум маршрутам: Новосибирск – Седова Заимка и Новосибирск – Тихие зори. Пассажирская навигация по Оби летом уже составляет наземному транспорту заметную конкуренцию. Это простимулировало минтранс региона пересмотреть свои планы на следующий год: число пассажиров, пользующихся этими двумя маршрутами, должно возрасти. Нужно отметить, что эта тенденция продолжается не первый год: в 2020 году, когда пассажирская навигация по Оби возобновилась, в работе был только один маршрут, и количество пассажиров составляло 6142 человека. В 2021–м добавили еще один маршрут, и количество пассажиров удвоилось. Показатели прошлого года сопоставимы с 2023–м, более 17 тыс. человек.
Судоходные компании Санкт–Петербурга уже подвели предварительные итоги навигации–2023. Отмечается, что популярность экскурсий по рекам и каналам Северной столицы растет. В число наиболее популярных водных путешествий по–прежнему входят ночные прогулки с просмотром разводки мостов. Об этом информирует пресс–служба комитета по развитию туризма. Особенность нынешнего сезона: резко выросла популярность пригородных водных маршрутов. Например, в Кронштадт и крепость Орешек.
В пресс–службе «Нева Тревел» отметили: «Уже сейчас можно говорить о том, что нынешний сезон туристской водной навигации в Петербурге более продуктивный, чем сезон 2022 года. Показатель в миллион перевезенных пассажиров нашей компанией был достигнут уже в середине августа – на месяц раньше, чем год назад. Значимым событием для рынка водного туризма стал ввод в эксплуатацию новых скоростных катамаранов, построенных по уникальному проекту «Котлин», не имеющих аналогов в России. Лето закончилось, но сезон водной навигации в Северной столице продолжается». Нынешним летом спрос на водные прогулки в Северной столице вырос на 10%, что лишний раз подчеркивает статус Петербурга как столицы водного туризма.
Более 700 тыс. пассажиров совершили речные прогулки по Москве в этом летнем сезоне. С апреля по август теплоходы выполнили свыше 30 тыс. рейсов. Все это время действовали 10 обновленных маршрутов по Москве–реке, два из которых появились недавно. По ним ходят 49 судов.
Ольга ОВСЯНКИНА, обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.