О развитии логистических маршрутов и открытии новых транспортных коридоров.
Одна из наиболее острых проблем Дальнего Востока – низкая транспортная связанность колоссальной территории макрорегиона. Это предопределено большими расстояниями, сложными климатическими условиями. Нередко добраться из одного населенного пункта в другой можно только авиатранспортом. В связи с этим в перспективе ключевое внимание должно быть уделено созданию современной транспортной инфраструктуры, развитию надежного автодорожного, воздушного, водного сообщения как между населенными пунктами Дальневосточного региона, так и с городами других субъектов РФ. Об этом шла речь на совещании по развитию дальневосточных городов, которое провел Президент России Владимир Путин.
Сегодня мы расскажем о некоторых ключевых объектах строительства и реконструкции транспортной инфраструктуры региона, от которых зависит решение проблемы транспортной доступности на Дальнем Востоке.
Единственная альтернатива
В прошлом дорожно–строительном сезоне продолжались работы на одной из самых непростых по геоклиматическим условиям трасс – Р–504 «Колыма», являющейся единственной альтернативой морской доставке грузов. Федеральная дорога связывает Якутск и Магадан, имеет большое значение для восточных территорий нашей страны, где в силу природных факторов дорожная сеть является менее разветвленной.
Ключевая задача специалистов Росавтодора – увеличение протяженности участков дороги с асфальтобетонным покрытием. И эта работа планомерно ведется. На территории Магаданской области в 2023 году был предусмотрен ввод в эксплуатацию 49,6 км дороги и 286 пог. м искусственных сооружений на ней после капремонта и ремонта. Кроме того, велись работы по реконструкции на нескольких участках трассы.
Один из самых сложных участков (1821–1831–й км) трассы «Колыма» в районе поселка Атка ремонтировали в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». Там специалистам приходится применять сложные технологии в борьбе с вечной мерзлотой, оттайка которой может привести к разрушению или проседанию трассы. На участке планируется построить мост через реку Атку протяженностью 50 пог. м и 17 водопропускных труб. Ввод объекта в эксплуатацию намечен на 2024 год.
На участке с 1510–го по 1536–й км автодороги Р–504 в районе поселка Ягодное в минувшем году продолжались земляные работы. Согласно проекту их общий объем составил более 1 млн кубометров. В рамках реконструкции на объекте возведут два моста общей длиной 74 пог. м и 42 водопропускные трубы. После завершения работ в 2025 году участок будет соответствовать параметрам III категории с асфальтобетонным покрытием и двумя полосами движения. До реконструкции тип покрытия был переходным.
В срок до 2026 года запланирован перевод в асфальтобетон участка дороги «Колыма» на подъезде к Магадану (1821–2021–й км). Планируется также устройство асфальтобетонного покрытия на участках, проходящих по территориям населенных пунктов, общей протяженностью 63 км. Речь идет о городе Сусумане и поселке Холодный (1378–1410–й км), поселках Ягодное (1495–1510–й) и Дебин (1570–1586–й км). В перспективе задача дорожников – заасфальтировать подъездные пути ко всем поселкам вдоль федеральной трассы «Колыма». Сейчас это главным образом грунтовка, вдоль которой передвигаться небезопасно из–за пробоин и плотной пыли в летнее время.
Помимо этого, начиная с 2024 года для обеспечения комфортной транспортной доступности к курорту «Талая» дорожники отремонтируют участок Р–504 с 1779–го по 1821–й км. Таким образом, запланировано до 2027 года увеличить протяженность асфальтированных участков трассы «Колыма» на 181 км в границах Магаданской области.
Вместе с тем будут проводиться научно–исследовательские работы, направленные на сохранение в нормативном состоянии существующего дорожного покрытия и получение ценной информации для проектирования будущих участков работ. Так, осенью прошлого года началось устройство комплексного поста наблюдений за метеорологическими и мерзлотными условиями на отрезке «Колымы» в районе поселка Стекольный.
Оборудование предназначено для мониторинга количества атмосферных осадков, высоты снежного покрова, влажности грунта, температуры окружающего воздуха и вечномерзлых грунтов на глубине 20 м. Анализ этих данных позволит выявить причины деформации земляного полотна и найти новый подход к проектированию, строительству и содержанию автодорог с учетом изменения климата.
Установка комплекса запланирована в рамках создания единой современной системы наблюдения за состоянием дорог, пролегающих в зоне вечной мерзлоты. Подобные посты мониторинга уже работают на федеральных трассах Читинской области и Республики Саха (Якутия).
Активно ведутся дорожные работы и на территории Якутии. Специалисты выполняют программу по ликвидации узких мест и наиболее опасных участков с помощью реконструкции, а также по приведению в нормативное состояние участков трассы, пролегающих вблизи населенных пунктов. Продолжается реконструкция трассы «Колыма» на участках 662–692–й км («Заячья петля») и 1121–1142–й км («Нерский прижим») общей протяженностью 47 км с вводом в эксплуатацию в 2025 году. Дорожники расширяют проезжую часть, приводят в нормативное состояние дорогу IV технической категории. Благодаря спрямлению углов поворота дороги улучшается видимость, повышается безопасность движения.
В 2024 году после капитального ремонта будет введен в эксплуатацию участок с 962–го по 975–й км в поселке Усть–Нера. По завершении работ на федеральной трассе в Оймяконском районе впервые появится асфальтобетонное покрытие протяженностью 13 км, будут капитально отремонтированы три мостовых сооружения через реки Кутур–Юрях, Индигирка, Амбар–Юрюете общей протяженностью 390 пог. м, установлены четыре автопавильона и более 3 км наружного освещения. Всего до 2027 года более 350 км трассы Р–504 «Колыма» в Магаданской области и Якутии переведут в асфальтобетон.
Ключевое звено
Как известно, проектно–сметная документация на второй этап строительства моста через реку Лену (мост и правобережный подход) в районе Якутска наконец–то получила положительное заключение Главгосэкспертизы России. Мост должен стать ключевым звеном формирования эффективного транспортного узла на Северо–Востоке России. Об этом заявил Президент России Владимир Путин на совещании по развитию дальневосточных городов.
Второй этап строительства Ленского моста включает возведение объектов правобережной части и участка примыкания к существующей автодороге А–360 «Лена». В проектных решениях учтено воздействие на конструкции моста ледовой нагрузки и влияние многолетнемерзлых грунтов, отметил главный эксперт проекта Максим Котов.
Общая протяженность вантового моста через Лену составит 4616 м, а общая длина автомобильного перехода, включая подходы к нему – более 10,4 км. Проезжая часть будет иметь две полосы движения и соответствовать нормам скоростной автодороги второй категории с расчетной скоростью 120 км/ч.
На втором этапе также возведут двухэтажное здание пункта взимания платы и центра управления дорожным движением и здания гаража и контрольно–пропускного пункта, технологическую галерею, локальные очистные сооружения. На подъездах к мосту установят шумозащитные экраны протяженностью 800 м.
Якутск сегодня остается единственным региональным центром с населением более 380 тыс. человек, который не имеет круглогодичной связи, кроме воздушной, с опорной транспортной сетью страны. Более пяти месяцев в году город фактически оторван от Большой земли. По словам главы Республики Саха (Якутия) Айсена Николаева, это огромная проблема для людей и тормоз для быстрорастущей экономики республики.
По мнению ряда экспертов, мост через Лену станет катализатором реализации ряда инвестиционных проектов с созданием не менее 4,5 тыс. рабочих мест. Реализация проекта даст толчок к развитию транспортной инфраструктуры и обеспечит возможность создания в Якутске крупного мультимодального транспортного узла. Мостовой переход соединит пространства Восточной Сибири и Дальнего Востока, свяжет три федеральные и пять региональных автодорог, Амуро–Якутскую железнодорожную магистраль, речной порт и аэропорт Якутск. В зону круглогодичного транспортного сообщения будут интегрированы центральные, восточные и западные районы республики с охватом 87% населения республики. Значительно сократятся сроки и торгово–снабженческие издержки на завоз грузов в республику, в том числе продовольствия. По ряду экспертных оценок после завершения строительства мостового перехода круглогодичная транспортная доступность Якутии возрастет с 21% до 87%.
Строительство Ленского моста увеличит интенсивность грузо– и пассажиропотоков на федеральных автодорогах «Вилюй», «Лена» и «Колыма», изменится транспортная схема доставки грузов на территорию Якутии из Восточной Сибири. Как минимум на тысячу километров сократится путь для автогрузового транспорта из Новосибирска, Красноярска и других сибирских городов до Центральной Якутии и далее до Магадана.
С ветерком минуя город
В числе крупных проектов, реализованных в последнее время на Дальнем Востоке, можно отметить строительство обхода Хабаровска. Объездная дорога связала три федеральные трассы – «Амур», «Уссури» и «Восток», обеспечив выход сети российских автодорог к крупнейшим морским портам – Восточному, Владивостоку, Находке, Советской Гавани и Ванино. По мнению экспертов, обход Хабаровска сыграет ключевую роль в контексте открытия грузопассажирского пункта пропуска на острове Большой Уссурийский, связав сеть наших автодорог с дорогами КНР.
Проект реализован в рамках концессии при участии средств регионального и федерального бюджетов, а также частных инвестиций. Затраты на строительство объекта составили 37 млрд руб., из которых 50% – софинансирование из федерального бюджета, 29% – средства из бюджета региона и 21% – частные инвестиции.
Скоростная автострада связала пригороды краевой столицы с разными районами Хабаровска, минуя город. Это дало возможность жителям южных районов края быстро, без пробок добираться до аэропорта, транзитный поток перенаправлен за пределы областного центра. По прогнозам специалистов, в перспективе новая транспортная артерия увеличит пропускную способность дорожной сети края на 2 тыс. автомобилей в час, уменьшит количество вредных выбросов в атмосферу на 30%, а также значительно сократит затраты на ремонт городской улично–дорожной сети. Дорога, безусловно, станет центром притяжения для инвесторов. На участках, прилегающих к трассе, есть все предпосылки для организации территории опережающего социально–экономического развития.
Протяженность самого обхода Хабаровска составляет 27 км, а общая длина транспортной инфраструктуры 52,8 км. Всего на трассе 24 моста и путепровода, а также 5 развязок и пунктов взимания платы. Большой объем работ выполнен с привлечением местных подрядчиков, поставщиков материалов и оборудования, были созданы новые рабочие места и обеспечена дополнительная загрузка предприятий.
В проекте использованы инновационные технологии и уникальные решения. Так, состав щебеночно–мастичной асфальтобетонной смеси подобран для конкретных климатических условий. Впервые на Дальнем Востоке на мостах и путепроводах применен литой асфальт, а на пунктах взимания платы – бетонное покрытие, используемое при строительстве взлетно–посадочных полос. Для укладки асфальтобетона использовались катки с новейшими системами контроля качества уплотнения. Также впервые вся система закрытого водоотвода на дороге выполнена из полимерных материалов, что обеспечивает долговечность ее эксплуатации.
Кроме того, специально для проекта было разработано программное обеспечение автоматизированной системы управления движением. Оно включает систему идентификации инцидентов радиолокационными датчиками, системы видеонаблюдения, мониторинга параметров транспортных потоков и метеорологической обстановки, а также систему фотовидеофиксации нарушений ПДД. На всем протяжении трассы установлены 43 опоры с электронными информационными табло и управляемыми дорожными знаками.
Легкое метро…
Владивосток – один из самых автомобилизированных городов страны. И, как следствие, его дорожная сеть с трудом справляется с повышенной нагрузкой. По словам губернатора Приморского края Олега Кожемяко, один из способов решить проблему – развивать общественный транспорт по двум направлениям. Первое – создание на базе железной дороги легкого метро, которое соединит аэропорт с краевым центром и железнодорожным вокзалом. Это потребует приобретения электропоездов, строительства дополнительных платформ и расшивки сложных участков. В 2024 году специалисты займутся подготовкой технических условий реализации этого важного для региона проекта. Затем начнется его поэтапная реализация.
Таким образом, во Владивостоке до 2030 года появятся 11 новых станций системы легкого метро – городской электрички. Цель проекта – сделать электричку более востребованным городским транспортом. Проектируются новые железнодорожные станции от СНТ «Заря» до Казанского моста в Первомайском районе. Как сообщил глава города Константин Шестаков, движение электрички будет осуществляться по уже существующим направлениям. Однако ее расписание будет связано со временем утренней и вечерней загрузки в часы пик.
Второе направление работы по разгрузке дорожной сети краевого центра – развитие общественного, в том числе электрического транспорта. Запланирована реновация трамвайной линии от Сахалинской до улицы Баляева и запуск троллейбусов с автономным ходом, чтобы закольцевать в том числе микрорайон Снеговая Падь. Это позволит связать экологичным транспортом спальные районы с санаторно–курортной зоной. Транспортный вопрос также будет решаться за счет создания выделенных полос для общественного транспорта.
…и канатная дорога
В 2023 году продолжилось строительство канатной дороги Благовещенск – Хэйхэ, стартовавшее летом 2019–го. Работы на совместном объекте Китая и России возобновились в апреле минувшего года, а активная реализация началась в июне. Общий объем инвестиций в проект с китайской стороны составляет 790 млн юаней. На территории КНР трансграничная канатная дорога строится на острове Большой Хэйхэ. Завершены облицовка стен терминала канатной дороги, возведение несущих конструкций других зданий, произведена прокладка коммуникаций, расчистка территории для возведения технических объектов канатной дороги. Ведется строительство теплообменной станции, а также установка плит для опор. На данный момент конечная станция канатной дороги достроена более чем наполовину, завершена установка подпорных стен и вспомогательной инфраструктуры.
Протяженность канатной дороги – 976 м. Она будет работать по маятниковому принципу, как фуникулер, по канатам над Амуром будут ходить кабины вместимостью до 110 человек, пропускная способность линий составит 1788 пассажиров в час в одном направлении. Ожидается, что годовой пассажиропоток в обоих направлениях составит около 2,5 млн человек. Путь по воздуху между двумя странами будет занимать 6 минут, интервал между рейсами не превысит 15 минут. Терминальная станция площадью 20 тыс. кв. м будет включать залы пункта пропуска, торговые площади. Ожидается, что объект будет запущен в тестовом режиме не ранее 2025 года.
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.