Наше государство всячески поощряло дальние поездки своих граждан на попутных машинах, сделав это социально ориентированной затеей.
«Путешествуйте автостопом – увидите много красивых мест!» – один из лозунгов тех лет. Был свой интерес у водителей – они могли стать обладателями ценных призов!
Километры за копейки
В конце 1960–х и начале следующего десятилетия тысячи советских граждан имели так называемые маршрутные книжечки. Стоила она всего рубль и продавалась в киосках «Союзпечати», но без нее нельзя было считаться настоящим автостопщиком. Чтобы остановить попутную машину, надо было обязательно в вытянутой руке держать книжечку с красно–желтыми полосками. Это был знак водителю, что путешественник имеет «официальный» статус.
Ценность представляла не только книжечка, но и отрывные талоны, за которые надо было платить отдельно. Их стоимость формировалась из единого тарифа: 20 копеек за 100 км пути. Таким образом, поездка из Киева в Ленинград стоила 3 руб., а из Ленинграда в Москву – 1,5.
Именно талон позволял подвозить человека абсолютно бесплатно. В нем надо было указать фамилию и имя автотуриста, маршрут следования, номерной знак, тип и марку машины, а также автохозяйство, к которому она принадлежала. Совершив поездку, автостопщик должен был заполнить и отдать часть талона водителю, который, в свою очередь, отсылал талоны в местное отделение клуба «Автостоп». Позднее эти талоны участвовали в розыгрыше ценных призов. Некоторые из водителей подбрасывали попутчиков на несколько тысяч километров – таких рекордсменов обязательно награждали.
В приоритете – Крым
Разумеется, на попутках в стране ездили всегда: бабушки – в райцентр к врачу и за пенсиями, парни – в соседний поселок на танцы, мужики – на заработки... А как еще добраться? Автобусы в небольших городках ходили редко, иногда раз в сутки, а то и пару раз в неделю...
Так на попутках и ездили бы дальше, но неожиданно процесс решило возглавить государство: автостоп разрешили в Советском Союзе на официальном уровне. В 1964 году постановлением Центрального совета по туризму эта форма путешествия была введена во всех союзных республиках, краях и областях страны. Согласно документу автостоп являлся чрезвычайно удобной и не требующей больших финансовых затрат формой активного отдыха и туризма.
Также объявлялся конкурс на самого активного водителя автостопа.
Это было странно для государства, в котором чаще запрещали, чем разрешали. Поговаривали, что такую отмашку дал первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев, который после поездки в США в 1959 году решил внедрить в СССР некоторые практики, распространенные за океаном, в частности всеобщую автомобилизацию и автостоп. Впрочем, в нашей стране об этом явлении уже знали – его «открыли» Илья Ильф и Евгений Петров в книге «Одноэтажная Америка», увидевшей свет в 1937 году.
Однако пустить на самотек ситуацию, как это происходило в США, где люди бесконтрольно слонялись по стране, советские чиновники не могли. И потому для контроля процесса была разработана целая система, которая включала в себя данные обладателей книжечек с талонами «Автостопа», маршруты и время поездок, их километраж и т.д. В печати появилось множество статей, призывающих отправляться в путешествия на попутках. Вот пример такой публикации: «У теплого южного моря и на золотых пляжах Прибалтики, в изумрудных долинах Молдавии и на седом Урале, в цветущих садах Средней Азии и на Байкальских кручах смогут теперь побывать десятки и сотни тысяч отпускников. Эту возможность им предоставит система перевозки туристов на попутном транспорте, так называемый автостоп. Проект рассчитан на студентов и других советских граждан, вынужденных путешествовать без путевки с минимальными расходами».
В СССР тогда было более 5 млн студентов, не меньше – учащихся техникумов и ПТУ, для них это был царский подарок! Молодежь с наступлением каникул активно перемещалась на попутках в сторону черноморского побережья – в приоритете был Крым – и других мест отдыха. К таким поездкам готовились загодя, изучая Атлас автомобильных дорог СССР, прокладывая маршрут и договариваясь о путешествии с друзьями. Это была целая философия, а не просто перемещение по стране. Для молодых людей автостоп – круговорот эмоций и новых знакомств. В путь брали только самое необходимое…
На автотуристов распространялись правила и привилегии, применимые и к другим видам туризма. Так, участник автостопа по предъявлении маршрутной книжки мог ночевать на турбазах и турстоянках, а сотрудникам ГАИ рекомендовали подсаживать путешественников на попутки.
Подвез? Получи телевизор!
Шоферы, перевезшие по талонам не менее 10 туристов на расстояние в 100 км и более, имели право участвовать в конкурсе на активного водителя автостопа. Лучших собирали в Москве, где им вручали телевизоры, мотоциклы, пылесосы, домашнюю мебель и другой дефицит тех лет. О таких водителях часто писали в центральной и местной печати. Нередко – сами автотуристы. Стать героем такой публикации – еще одна награда для водителя! Не обижала пресса и автостоп в целом.
Участвовать в конкурсах не могли водители рейсовых автобусов и такси, которым по понятным причинам было запрещено бесплатно подвозить автостопщиков.
Поощряли водителей по завершении сезона в республиках, краях и областях. Например, в Белоруссии ежегодно разыгрывалось более 700 призов на общую сумму в 30 тыс. руб. Кроме водителей, за наилучшее описание автостопного маршрута поощряли самих туристов.
В регионах не только поощряли водителей и автотуристов, но и определяли продолжительность сезона путешествий на попутках. Например, в Белоруссии он длился четыре месяца – с 15 июня по 15 октября, а талоны, заполненные до начала или после завершения сезона, в лотерее не участвовали. В Ленинградской области путешествовать можно было полгода, в Литве – на месяц больше. Неиспользованные за календарный год талоны считались недействительными.
Разумеется, не каждый водитель останавливался при виде красно–желтой книжечки, рассматривая талоны как фиговые листочки. Такие могли с автостопщиков и деньги взять за проезд. Правда, иногда работал другой принцип: автостопщик нужен был для неформального доверительного общения на дальнем маршруте, в том числе чтобы шофер не заснул за рулем. В те годы редкостью были грузовики с двумя водителями.
Данный вид туризма в СССР был вычеркнут из допустимых способов передвижения по стране в середине семидесятых, видимо, в связи с развитием железнодорожного и автобусного сообщения. Перестали выпускать маршрутные книжечки и талоны. И хотя автостоп продолжал существовать в среде неформальной молодежи, официального статуса он уже не имел.
Примечательно, что под конец существования СССР движение «Автостоп» решили возродить – инициатором было Бюро международного молодежного туризма «Спутник» при ЦК ВЛКСМ. Об этом даже в 1990 году появились сообщения в журнале «За рулем» и других изданиях. Но дальше заявлений, конечно, дело не пошло: страна переживала сложные времена, а через полтора года и сам ВЛКСМ был распущен.
Владимир ГОНДУСОВ
Наша справка. Поговаривают, что первым в отечественной истории воспользовался автостопом великий российский естествоиспытатель Михайло Ломоносов, решивший поехать в Белокаменную. Судите сами: многоуважаемый Михаил Васильевич не пешком проделал путь от родной деревни до Москвы, а это около 1000 км, а воспользовался попутными повозками, запряженными лошадьми. Конечно, это не авто, но очень похоже.
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.