Трудности есть, но они преодолимы
В результате опроса, проведенного крупнейшей в России «Биржей грузоперевозок ATI.SU» среди представителей отрасли, стало ясно, что в марте 2022 года довольно большое число компаний понесли потери из–за санкций и логистического кризиса. В опросе приняли участие более 500 игроков рынка. Они могли выбирать несколько вариантов из предложенных ответов, а также оставлять комментарии. В комментариях некоторые перевозчики отметили, что сейчас на первый план выходит проблема кризиса неплатежей. По оценкам грузоперевозчиков, за последний месяц упала платежная дисциплина заказчиков и происходят задержки с оплатами. Также участники опроса сообщили, что сегодня они сталкиваются с внезапными срывами уже заключенных контрактов и сложностями, связанными с изменением условий работы банками. Прежде всего это рост процентов по кредитам.
Одной из главных проблем сегодняшнего дня, которую назвали свыше 73% опрошенных участников рынка, является рост себестоимости перевозок. Причина тому – дорожающие транспортные средства, комплектующие, моторные масла, цены на которые выросли из–за санкций, прекращение поставок иностранными компаниями, а также девальвация рубля. Впрочем, на данный момент наблюдается некоторая его стабилизация.
Более 26% участников опроса отметили, что потеряли ключевых заказчиков внутри страны. Это в том числе связано с приостановкой деятельности в России ряда иностранных компаний. Кроме того, 10,5% респондентов испытывают серьезные сложности из–за неопределенности с платежами, а 7,8% – из–за приостановки международных перевозок.
И все же на этом фоне есть грузоперевозчики, которым удалось обойтись без потерь: 7,8% опрошенных вовсе не заметили логистического кризиса, 1,2% – перестроились на новые маршруты и сохранили позиции, а 1,6% – даже выиграли за счет развития новых направлений и сокращения дефицита водителей.
Да, цены выросли практически на все, что по логике должно привести к подъему тарифов на грузоперевозки, ведь бесплатно ездить никто не хочет. Тем не менее роста ставок пока не наблюдается. Рынок грузоперевозчиков, скажем так, застыл в ожидании.
– Резкое сокращение заказов не позволяет повышать ставки, а порой даже приводит к их снижению, – говорят перевозчики. – Упало количество загрузок и их стоимость, большую часть времени простаиваем, снизилось количество грузов из Москвы в Санкт–Петербург, и, как следствие, произошло снижение средней ставки фрахта.
В условиях резкого снижения рентабельности возникает риск массового ухода транспортных компаний с рынка, поэтому требуются определенные меры поддержки со стороны государства. Особенно рынку могут помочь льготные кредиты, а также сокращение количества штрафов – здесь прежде всего речь идет о весогабаритном контроле. Существенные подвижки в этом направлении уже есть.
При этом стоит заметить, что рынок автоперевозок отличается высокой конкуренцией, а значит и способностью к саморегулированию, равновесие между спросом и предложением будет найдено. В частности, нынешняя ситуация похожа на ту, которая сложилась два года назад во время локдауна, и тогда отрасль вышла из кризиса сравнительно быстро.
– В нынешней ситуации перевозчикам действительно непросто, рентабельность сильно снизилась. Однако некоторый запас в этом плане у них есть, поскольку в прошлом году ставки из–за повышенного спроса, напротив, существенно выросли без резкого роста расходов. Помочь выйти из нынешнего кризиса должны не только меры господдержки, но и грамотный менеджмент самих компаний, которым требуется перестроить работу в новых условиях, искать новые направления и новых заказчиков, – считает Святослав Вильде, основатель и директор «Биржи грузоперевозок ATI.SU».
Валерий ГЕОРГИЕВ