Как справиться с дефицитом тары на сети российских железных дорог?
Приостановка деятельности в России крупнейших транспортно–логистических гигантов – Maersk, MSC, CMA CGM и Hapag–Lloyd – в 2022 году обернется нехваткой контейнеров в объеме 50–100 тыс. ДФЭ (эквивалент 20–футового контейнера), которые используются в том числе и для обеспечения внутрироссийских перевозок. Иностранные собственники – крупные международные линии – постепенно забирают их, уходя с российского рынка.
Оперативно нарастить производство отечественных контейнеров затруднительно, так как суммарная мощность всех заводов в России по их выпуску составляет всего 10 тыс. шт., а, например, фитинги (крепления, необходимые для штабелирования и перевозки контейнеров на специальных фитинговых железнодорожных платформах) у нас пока не производятся вовсе.
Новые маршруты
Увеличение производства контейнеров в России – задача насущная, но долгосрочная. Пока она решается, контейнерная логистика не должна останавливаться. Только за четыре месяца 2022 года по железной дороге во всех видах сообщения перевезены 2 млн 163,8 тыс. груженых и порожних контейнеров ДФЭ, что на 5,7% больше, чем за аналогичный период 2021 года.
Положительная динамика перевозок в контейнерах на сети РЖД обусловлена тем, что усиливается тенденция к контейнеризации различных типов грузов, другими словами, растет перевозка тех номенклатур, которые ранее традиционно транспортировались в подвижном составе иного типа: уголь, древесина, руда, минеральные удобрения. Причем основная доля контейнерных отправок за указанный период пришлась на внутрироссийские перевозки, которые достигли 836 тыс. ДФЭ.
По данным Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ), рост внутрироссийских железнодорожных перевозок связан прежде всего с активным обеспечением полевых работ минеральными удобрениями. Также увеличились отправки в контейнерах продовольственных товаров. В январе – апреле отправки рыбы возросли в 1,4 раза, картофеля, овощей и фруктов увеличились почти на 9%, а прочие продуктовые товары приросли на 21,7%.
Как сообщил в ходе конференции «Рынок контейнерных перевозок промышленных грузов» заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук, по итогам января – апреля 2022 года внутрироссийские контейнерные перевозки выросли на 1,6%, однако на 10% сократились импортные, фиксируется снижение по экспортным (–22%) и транзитным (–47%) отправкам. Из–за санкций наибольшее снижение объема экспортных перевозок в этом году будет приходиться на второй квартал, отметил эксперт.
По данным ИПЕМ, контейнерный транзит через Дальний Восток увеличился на 31% в отчетном периоде, а через Северо–Запад России, наоборот, упал на 64%. Основными драйверами контейнерных перевозок стали не только удобрения, но и строительные грузы, уточнил Владимир Савчук.
– В структуре контейнерных перевозок доля экспорта составляет 40%, импорта – всего 14%. Таким образом, уезжает из РФ в три раза больше контейнеров, чем возвращается. В результате проблема нехватки контейнеров постепенно усугубляется, – рассказал Владимир Савчук.
Вдобавок, как отметили в ИПЕМ, в первом квартале 2022 года темпы производства фитинговых платформ упали вдвое, и на рынке сформировалась драматичная ситуация: дефицит фитинговых платформ и профицит контейнерного оборудования.
По прогнозу директора департамента стратегии и маркетинга ООО «УК РМ Рейл» Георгия Зобова, производители контейнеров в России будут постепенно подстраивать свои мощности под увеличение спроса на универсальные, специализированные и рефконтейнеры на горизонте до 2025 года. По словам эксперта, в этом году контейнерные перевозки просядут незначительно: сухопутные маршруты продолжают переориентацию, а спрос на потребление различных товаров у населения разных стран постоянно растет. В текущих условиях, к примеру, заманчивые перспективы открываются у перевозок железнодорожным транспортом рулонной стали, зерна и продуктов питания в контейнерах в страны Средней Азии, Азербайджан и Китай.
В отдельных регионах страны уже предложили взять на себя развитие контейнерного производства. Так, в Челябинской области производство контейнеров могут организовать в рамках освоения транспортно–логистического комплекса «Южноуральский», а в Бурятии – наладить выпуск тары на Улан–Удэнском локомотивовагоноремонтном заводе.
Заместитель генерального директора по стратегии и развитию бизнеса АО «РЖД Бизнес Актив» Константин Степанов отметил, что в январе – апреле 2022 года в структуре внутрироссийских железнодорожных контейнерных перевозок лидируют следующие номенклатуры грузов: химические и минеральные удобрения (+49%), лом черных металлов (+41%), строительные грузы (+35%), лесные грузы (+16%). А вот перевозки цветных металлов, товаров народного потребления, бумажной продукции и автокомплектующих на сети РЖД, напротив, заметно просели.
Однако уже в третьем квартале этого года начнется процесс восстановления контейнерной логистики с переориентацией с запада на восток, не сомневается эксперт. По словам Константина Степанова, сложившийся на логистическом рынке дефицит контейнеров может быть нивелирован закупками российских операторов и экспедиторов необходимой тары в КНР. Этому процессу будет способствовать принятая коллегией Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) мера по обнулению таможенных пошлин на импортные контейнеры. Благо именно на Китай приходится практически все мировое производство контейнеров.
Напомним, что коллегия ЕЭК на заседании 15 апреля утвердила третий перечень товаров критического импорта, на которые временно устанавливаются нулевые или льготные таможенные пошлины. Отдельным пунктом в списке значатся импортные контейнеры – нулевая таможенная пошлина на их ввоз действительна с 28 марта по 30 сентября текущего года.
Холодный расчет
Еще один серьезный вопрос связан с тем, что в настоящее время существуют провоцируемые западными санкциями риски остановки поставок, а соответственно и ремонта холодильного оборудования для железнодорожных рефрижераторных контейнеров. В России делают только корпуса контейнеров, холодильная установка импортная. Однако, как отмечают в Ассоциации организаций продуктового сектора (АСОРПС), российский производитель может не пытаться создать альтернативу или замену массовому контейнеру, производимому, например, в Китае, а сконцентрироваться на нишевых продуктах, востребованных в России.
В 2021 году по сети РЖД в рефрижераторных контейнерах перевезены свыше 93 400 ДФЭ, что на 31% больше, чем в 2020 году. В январе – марте 2022 года – уже 27 300 ДФЭ (+34% к I кварталу 2021 года.).
В марте 2022 года – свыше 10 200 ДФЭ (+29% к марту 2021 года.). Погрузка на железной дороге одного из основных рефгрузов (рыбы) в 2021 году составила 746 600 тонн (+40% к 2020 году). Из этого в изотермических вагонах перевезено около 38% рыбной продукции (287 200 тонн), еще 62% (459 400 тонн) – в рефконтейнерах. Перед отечественной промышленностью стоит нетривиальная задача – наладить собственное производство автономных рефрижераторных контейнеров и вагонов, отмечает президент АСОРПС Михаил Синев.
По словам Михаила Синева, автономные рефрижераторные контейнеры производят такие предприятия, как «Омсктрансмаш» (Уралвагонзавод) и Донской механический завод (ДМЗ). Автономные рефрижераторные вагоны выпускают «РусРеф» (на базе Уралвагонзавода) и ТОО «Cool Infinity» (производство расположено в Казахстане). Все эти производители являются членами АСОРПС. АО «Омсктрансмаш», к примеру, планирует с 2023 года запустить производство рефконтейнеров с перспективным объемом выпуска до 500 шт. в год. Уже началась опытная эксплуатация производимой продукции.
«В чем прелесть автономного холодильного оборудования, например, автономных рефрижераторных контейнеров? Для работы им не требуется дизель–генераторный вагон (контейнер), к которому подключаются, как правило, 12 и более рефконтейнеров. Автономный рефконтейнер может работать сам по себе, так как оснащен встроенной дизель–генераторной установкой. Ставишь его на платформу – и отправляешь. И не нужно ждать, когда сформируется сцеп из контейнеров. Это огромный прорыв. Мы рады, что в России начали появляться автономные рефконтейнеры», – поясняет Михаил Синев.
АО «РЖД Логистика» вслед за компаниями «Термокон» и «Рефагротранс» также стало использовать автономные рефконтейнеры при перевозе скоропортящихся грузов. Как сообщил руководитель проектов по развитию бизнеса в Китае АО «РЖД Логистика» Роман Вильнер, сейчас у холдинга на линии 200 автономных рефконтейнеров. До конца года это число планируется довести до 600 контейнеров. Ранее директор по развитию ООО «РусРеф» Максим Корнеев рассказал, что компания проводит опытно–коммерческую эксплуатацию восьми новых автономных рефрижераторных вагонов.
ТОО «Cool Infinity» выпустило два автономных рефрижераторных вагона модели 16–1881, которые проходят подконтрольную эксплуатацию на территории России. Серийное производство планируется начать ближе к осени 2022 года.
Артем ОЗУН, обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.