МТК «Европа – Западный Китай» будет способствовать повышению деловой активности территорий и росту экспортных возможностей
Ситуация в отечественной экономике сегодня складывается таким образом, что выстраивание новых маршрутов для перевозки экспортно–импортных грузов должно происходить очень быстро, буквально в режиме реального времени. Основное направление движения уже понятно – это страны АТР, и в первую очередь Китай. С учетом возможностей железных дорог, которые в этом направлении уже работают на пределе, ограничений, введенных на морском транспорте, автотранспорт становится основным, когда речь идет о грузоперевозках.
Ускоренное развитие автомобильных дорог в рамках успешно реализуемого во всех субъектах РФ национального проекта «Безопасные качественные дороги», нацеленного на укрепление сети автодорог всех уровней в регионах, способствует не только повышению деловой активности территорий, но и росту экспортных возможностей. Только полнокровная развитая сеть сопряженных с формируемым МТК «Европа – Западный Китай» автодорог обеспечит тот эффект, который ждут от этого коридора, который считается уже крупнейшим транспортным проектом нового времени.
Что касается самого МТК, то его главной магистралью является скоростная трасса М–12. Трасса разбита на участки, и на каждом из них одновременно ведутся работы. Большую степень готовности имеет участок от Москвы до Казани. Что касается участка трассы от Казани до Екатеринбурга, то на прошедшем в Росавтодоре заседании оперативного штаба по вопросам, связанным с реализацией этого скоростного маршрута, было отмечено, что все ключевые мероприятия, предусмотренные проектом, осуществляются в соответствии с намеченным планом. На части объектов уже идут строительно–монтажные работы, проектная документация по другим объектам находится на рассмотрении ФАУ «Главгосэкспертиза России».
В Татарстане на втором этапе обхода Нижнекамска и Набережных Челнов идут строительно–монтажные работы. Работы ведутся на семи мостах, на основном ходу будущей трассы продолжается возведение земляного полотна, идет заготовка материалов. На шести мостах завершено устройство свайного поля и монолитного ростверка.
В Башкортостане в рамках скоростного маршрута будет построена четырехполосная трасса первой технической категории протяженностью около 65 км, которая пройдет через три района. Она станет дублером существующего участка трассы М–7 «Волга», что позволит перенаправить на нее транзитный транспорт, идущий через пять населенных пунктов Илишевского, Дюртюлинского и Чекмагушевского районов.
Проектная документация по этому объекту передана на рассмотрение ФАУ «Главгосэкспертиза России», но уже сейчас на месте решаются организационные вопросы по обеспечению объекта необходимыми материально–техническими ресурсами.
В Свердловской области в рамках маршрута Казань – Екатеринбург будет выполнен капитальный ремонт автомобильной дороги Р–242 Пермь – Екатеринбург общей протяженностью 139 км с расширением до четырех полос движения. На участках общей протяженностью 45 км уже ведутся строительно–монтажные работы, по другим ожидается заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России».
В ходе строительно–монтажных работ будет расширена до четырех полос проезжая часть пяти мостов и одного путепровода, расположенных в Ачитском городском округе Свердловской области. Положительное заключение на искусственные сооружения уже получено, ведется подготовка к заключению контракта на капитальный ремонт. На искусственных сооружениях проведут уширение пролетных строений с доведением габарита до параметров II категории с четырьмя полосами движения.
В этой связи надо сказать, что пришло время активизироваться не только дорожникам, но и тем, ради кого эта дорога строится, – грузовладельцам, перевозчикам, логистам. И это касается бизнес–сообщества на всем протяжении дороги. Она, как известно, начиная от Москвы, проходит через крупнейшие в промышленном отношении субъекты РФ, на части из которых сформированы агломерации и кластеры. Речь идет о Нижегородской области, Самарско– Тольяттинской агломерации, Южно–Башкирском нефтяном кластере, Свердловской области. Предприятия на этих территориях имеют обширные внешнеэкономические связи, экспортируются, как правило, товары несырьевого характера с высокой добавленной стоимостью. Сегодня, когда западное направление экспортно–импортных операций существенно сократилось, надо думать о новых рынках сбыта своей продукции, поставщиках, маршрутах, логистике. МТК ЕЗК с трассой от Москвы до Екатеринбурга (а далее до границ с Китаем) выступит драйвером этого нового направления. И развитие дорог в регионах должно не только улучшить внутренние связи, но и способствовать расширению внешнеэкономической деятельности.
Посмотрим, как обстоят дела в регионах примыкания к МТК со строительством дорог и с возможным грузопотоком в восточном направлении.
Итак, Нижегородская область. Строительство нижегородского участка платной скоростной трассы М–12 – это шестой этап реализации проекта. В его рамках планируется проложить 132 км дорожного полотна от пересечения с дорогой регионального значения Работки – Порецкое до магистрали федерального значения A–151 Цивильск – Ульяновск.
В общей сложности по Нижегородской области пройдут 280 км трассы М–12: автодорога пересечет Навашинский, Ардатовский, Арзамасский, Вадский, Перевозский, Бутурлинский, Сергачский и Пильнинский районы. На границе с Владимирской областью будет построен мост через Оку, а на пересечениях с дорогами Нижний Новгород – Арзамас и Павлово – Мухтолово планируется возведение новых развязок.
Для безопасности автомобилистов и пешеходов на трассе предусмотрены барьерные и тросовые ограждения, освещение, пешеходные переходы, карманы с накопителями. Также проектом предусмотрены экодуки и зверопроходы. На нижегородском участке магистрали будет организовано четырехполосное движение – по две полосы в каждую сторону. Расчетная скорость движения составит 120 км/ч.
Уже завершены геологические и геодезические изыскания, закреплено прохождение трассы по лесным участкам, идут передислокация техники и строительство вахтовых поселков для персонала. Нижегородская область стала первым регионом, согласовавшим расположение будущей магистрали.
В зоне примыкания к новой автодороге расположены более трех тысяч предприятий, в том числе военно–промышленного комплекса. Они получат доступ к новой дорожной артерии, что обеспечит развитие существующих и создание новых бизнес–единиц. На сегодняшний день уже есть подтверждение реализации ряда крупных инвестиционных проектов до 2024 года с объемом инвестиций более 20 млрд руб. Ожидаемый суммарный экономический эффект для области составит 156 млрд руб.
Введение в эксплуатацию М–12 положительно скажется на увеличении туристического потока в регион за счет транзитных путешественников, направляющихся из Европы в Китай и из Китая в Европу.
Есть у новой трассы и еще один большой плюс: с ее вводом в 2024 году значительно снизится нагрузка транзитного транспортного потока на региональные дороги.
Работы по строительству трассы М–12 ведутся параллельно со строительством и ремонтом дорог в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». В 2021 году нижегородский минтранс приступил к капитальному ремонту дороги Владимир – Муром – Арзамас. Отремонтированы пять участков в Ардатовском районе, в Навашине и Кулебаках. Дороги Ардатовского и Арзамасского районов входят в сферу МТК. Можно сказать, что в регионе нацпроект работает на международный транспортный коридор.
Словом, можно сказать, что дорожники свою часть работы по реализации проекта МТК выполняют. А как с загрузкой новой дороги, какие товары Нижегородская область может предложить на вывоз в нынешних условиях?
Нижегородская область – крупный экспортер федерального уровня. В 2021 году объем экспорта составил более 6,6 млрд долл., причем большая его часть приходилась на несырьевой экспорт (5,1 млрд долл.). В 2022 году из–за введения ограничений по экспорту отдельных видов продукции с негативными последствиями столкнулись более 1000 из 1600 экспортно–ориентированных компаний. Суммарный объем экспорта в недружественные страны составляет 1,035 млрд долл., это 21% от всего несырьевого неэнергетического экспорта и 15% от совокупного экспорта.
В 2021 году из Нижегородской области экспортировались товары всех отраслей промышленности – нефтепродукты, оборудование для ядерных реакторов, паровые турбины, термическое оборудование, продукция автомобилестроения, стальные трубы, в том числе бесшовные, электрораспределительные устройства в сборках, жидкостные насосы, фанера, поливинилхлорид, подсолнечное масло
Крупнейшими торговыми партнерами по совокупному экспорту до недавнего времени были Бангладеш, Беларусь, Нидерланды, Индия, Польша, Казахстан, Китай, Франция, США, Египет. Сегодня, когда число партнеров существенно сократилось, приходится искать новые рынки либо расширять объемы поставок на оставшиеся. Возможности скоростной магистрали М–12 в самом ближайшем будущем позволят осуществить эти поставки, тем более что важнейшие экспортные товары пригодны для доставки автомобилем.
Созданный региональный Центр развития экспорта Нижегородской области организует поиск иностранных партнеров на новых рынках и помогает в выходе на международные электронные площадки.
При содействии центра нижегородские компании получают поддержку в сопровождении экспортного контракта, услугах по международной сертификации, а также участвуют в выставках и бизнес–миссиях, обучаются на семинарах в сфере внешнеэкономической деятельности.
В зоне тяготения МТК «Европа – Западный Китай» находится третья по величине в России (после Московской и Санкт–Петербургской) двухъядерная Самарско–Тольяттинская агломерация (СТА). Ее ядра – это крупнейшие индустриальные центры Самара и Тольятти.
СТА полностью или частично включает восемь территорий из десяти городских округов (Самара, Тольятти, Сызрань, Новокуйбышевск, Чапаевск, Кинель, Жигулевск, Октябрьск) и 9 из 27 муниципальных районов (Безенчукский, Волжский, Кинельский, Красноармейский, Красноярский, Приволжский, Ставропольский, Сызранский, Шигонский).
Площадь СТА в административных границах муниципальных образований 21,7 тыс. кв. км (0,13% территории РФ), а проживают на ее территории 2,75 млн человек – это 86,1% населения области (1,9% населения России). СТА производит 77% областной промышленной и 46% сельскохозяйственной продукции, осваиваются 79% инвестиций.
В СТА сосредоточены высокотехнологичные и перспективные кластеры (аэрокосмический, автомобильный и нефтехимический) и практически весь научно–инновационный потенциал Самарской области.
СТА имеет выгодное транспортно–географическое положение на пересечении международных транспортных коридоров «Север – Юг» и «Запад – Восток», является значимым в России транспортным узлом, обеспечивающим связи федерального значения во всех направлениях. По территории СТА проходит разветвленная сеть железных дорог. При этом автодорожная сеть связывает агломерацию с Москвой, Казанью, Уфой, Челябинском, обеспечивая перевозки грузов в восточном направлении. Таким образом, синергия двух центров агломерации усиливает производственный, а, следовательно, и экспортный потенциал региона.
Основной состав экспорта по Самарской области: продукция химической промышленности, высокотехнологичное оборудование, продукция автомобилестроения, металлы и изделия из них.
Сегодня в Самарской области реализуется один из крупнейших проектов в стране в сфере государственно–частного партнерства – строительство моста через Волгу и трассы в районе Тольятти, которые станут частью транснациональных коридоров «Европа – Западный Китай» и «Север – Юг», что придаст импульс развитию региона, усилит его экспортные возможности.
Дополнительно рассматривается проект расширения дороги Самара – Оренбург до четырех полос, которая также станет частью коридора на восток. После подтверждения потенциального объема трафика по данной магистрали будет проведено расширение существующей дороги как в Самарской и Оренбургской областях, так и со стороны Казахстана.
Что касается дорожно–строительных работ в рамках нацпроекта БКД, то, помимо строительства и ремонта дорог в Самаре и Тольятти, в 2021 году велись работы на 37 участках региональных магистралей.
На 2022 год планы в рамках национального проекта не менее масштабные. За год предстоит отремонтировать 56 участков дорог, ввести в эксплуатацию 51 объект (общая протяженность – 275,86 км). В том числе более 200 км дорог регионального значения, почти 52 км самарских и более 23 км тольяттинских улиц.
Таким образом, как и в Нижегородской области, параллельная работа в рамках двух дорожно–строительных проектов расширит возможности по выходу Самарского региона на международные рынки.
Южно–Башкирский нефтехимический кластер не менее важная территория, тяготеющая к МТК «Европа – Западный Китай». Компании Башкирии ведут активную внешнеэкономическую деятельность. Республика первой в России в 2020 году приступила к практической реализации нового инструмента стимулирования экспорта – государственной поддержки предпринимателей в виде субсидирования части расходов на реализацию несырьевой неэнергетической продукции и услуг. Правительство Республики Башкортостан планирует в течение трех–четырех лет увеличить объемы экспортных сделок в два раза.
Общее число участников внешнеэкономической деятельности региона, занимающихся экспортом товаров в дальнее и ближнее зарубежье, превышает 900 предприятий. Основные поставщики экспортных товаров из Башкирии: ООО «ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ САЛАВАТ» – предприятие–гигант, специализирующееся на продаже за рубеж переработанных нефти и нефтепродуктов из битуминозных пород; ОАО «Стерлитамакский нефтехимический завод» – крупное предприятие, экспортирующее синтетический каучук, химические органические основные вещества; АО «Благовещенский арматурный завод» – также крупное предприятие, отправляет на экспорт арматуру для ТЭС.
В рамках проекта МТК «Европа – Западный Китай» на территории республики Башкортостан предусматривается строительство автомобильной дороги Бавлы – Кумертау. В зону тяготения маршрута включены крупные промышленные города – Стерлитамак, Ишимбай, Салават, Мелеуз, Кумертау с общей численностью населения более 1 млн человек. Четырехполосная платная дорога 1–го класса протяженностью в границах Башкортостана 283,3 км в три раза сокращает транспортные издержки и открывает новые возможности для торговли, в первую очередь внешней. Что касается сегодняшнего положения дел на башкирском участке, то движение по этому отрезку строящейся скоростной автомобильной дороги Казань – Екатеринбург на участке Дюртюли – Ачит планируется открыть в ноябре 2023 года.
Документацию по планировке территории этого участка скоростной автомобильной дороги Казань – Екатеринбург утвердили в конце 2021 года. Общая протяженность нового платного участка категории IБ с четырьмя полосами движения составит 275 км, в том числе в границах Свердловской области – 43 км, Пермского края – 92 км, Башкирии – 140 км.
Проектирование обхода пяти населенных пунктов в Башкирии, входящего в скоростной автомобильный маршрут М–12 «Казань – Екатеринбург», завершено. Речь идет о населенных пунктах Исаметово, Верхнеяркеево, Лаяшты, Ишкарово и Асяново. Проектно–сметная документация сейчас рассматривается в Главгосэкспертизе. Сейчас на участке продолжают вырубку лесных насаждений по всей ширине отвода. Контракт на проведение строительно–монтажных работ запланирован на июль 2022 года.
Что касается работ в рамках нацпроекта БКД применительно к тем городам, которые вошли в зону МТК, то они успешно выполняются. Так, в Салавате в 2021 году ремонт и реконструкцию выполнили на восьми объектах. Это четыре участка одной из главных городских магистралей – улица Губкина (почти 2 км), дорога по бульвару Космонавтов (более 800 м), улица Ленинградская (1 км), улицы Пархоменко и Революционная (1,5 км). АО «Башкиравтодор» в рамках национального проекта привело в нормативное состояние автомобильную дорогу Кузнецовский – Верхотор в Ишимбайском районе.
В Стерлитамаке за 2021 год были отремонтированы 13 улиц протяженностью 12 км. Всего же в Стерлитамакской агломерации, куда входят города Стерлитамак, Салават и Ишимбай, а также Ишимбайский и Стерлитамакский районы, были отремонтированы и приведены в нормативное состояние 38 км дорог.
Мы начали обзор экспортных возможностей с тех территорий, которые входят в зону влияния МТК, с участка трассы Казань – Екатеринбург. Свердловская область также располагает значительным производственным и экспортным потенциалом.
По данным Уральского таможенного управления, основными странами для экспорта предпринимательства Свердловской области в 2021 году были Казахстан, Узбекистан, Беларусь, Нидерланды, Китай, Иран, Азербайджан, Катар, Финляндия, США. Вывозили в основном металлы и изделия из них (345,86 млн долл.), древесину и целлюлозно–бумажные изделия (202,02 млн долл.), машины, оборудование и транспортные средства (188,50 млн долл.). Продовольственные товары и сырье для их производства с объемом 36,65 млн долл. в структуре экспорта Среднего Урала заняли шестую позицию.
На страны дальнего зарубежья приходятся 88% экспорта УрФО, в частности 21% – на Китай, 18% – на Нидерланды, 7% – на Германию, 5% – на Турцию, 4% – на США. Среди стран СНГ крупнейшим импортером УрФО является Казахстан с долей от общего экспорта около 5%.
После ввода Евросоюзом четвертого пакета санкций под ограничения попал экспорт ряда изделий из стали и железа. Среди них – листы с металлическим покрытием, изделия из арматуры и проволоки, сварные и бесшовные трубы и другие категории. Наше правительство ограничило вывоз древесины и лесоматериалов в недружественные страны.
В нынешних условиях уральский экспорт нуждается в переориентациии. Акценты, естественно, будут смещаться на восток, в Среднюю Азию и Китай, страны ближнего зарубежья.
Так, на китайской площадке электронной торговли T–Mall уже начали массово скупать продукты российского производства. Сейчас идет спрос на потребительские товары длительного срока хранения.
Если говорить о сложностях наиболее перспективного китайского направления, то они возникают в первую очередь в коммуникациях, в непростой (долгой) логистике, которая в основном завязана на железнодорожные перевозки. Скоростная дорога от Екатеринбурга до Китая во многом упростит логистику, повысит ее эффективность.
Сложности экспортеров пытаются облегчить органы, деятельность которых в том числе связана с оказанием помощи в этой сфере. Так, Центр поддержки экспорта Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства фокусируется на услугах по ключевым направлениям: Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Беларусь, КНР, Индия, ОАЭ. Его основная задача – услуги по поиску партнеров, сопровождение контрактов, организация участия в выставках, электронной коммерции.
Вывод, который уже можно сделать: чем дальше уходит МТК «Европа – Западный Китай» на восток, тем выгоднее для экономики регионов становится эта трасса, которая буквально заставит территории тяготения ускоренно развиваться. А значит, и направление развития выбрано правильно.
Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель «ТР»,
кандидат экономических наук
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.