Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Не упустить свой шанс

 |  Логистика

Эксперты обсудили перспективы развития МТК «Север – Юг»

Развитие инфраструктуры Каспийского бассейна в рамках МТК «Север – Юг» стало темой дискуссии в Совете Федерации, которую провел председатель Комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов.

Участники совещания обсудили меры, необходимые для развития портовой инфраструктуры Каспийского бассейна с учетом увеличения грузопотока и изменения номенклатуры грузов, а также вопрос определения оператора морской части Транскаспийского маршрута МТК «Север – Юг» с российской стороны.

Расчетная глубина 4,5 метра

«В текущих внешнеполитических условиях грузооборот портов Черноморско–Азовского и Балтийского бассейнов, автомобильных и железнодорожных подходов к ним резко сокращается. На этом фоне наблюдается переориентация грузопотоков на восточные и азиатские товарные рынки, в том числе через МТК «Север – Юг», – подчеркнул заместитель министра транспорта Александр Пошивай.

До начала спецоперации на Украине этот транспортный коридор был интересен с точки зрения транзита между Европой и Азией и сокращения пути в два раза (протяженность МТК «Север – Юг» от Санкт– Петербурга до Мумбаи в Индии – 7200 км, южного морского пути через Суэцкий канал – 14 500 км).

После 24 февраля МТК «Север – Юг» становится не транзитным, а основным коридором для доставки грузов из европейской части РФ на мировые рынки, прежде всего в Индию, Пакистан, Иран, Северную Африку, Юго–Восточную Азию, Китай.

МТК «Север – Юг» предусматривает три основных маршрута грузов относительно Каспийского моря:

Транскаспийский – через порты Астрахань, Оля, Махачкала, с иранской стороны маршрут проходит через порты Бендер–Энзели, Амирабад и Ноушехр.

Восточный – прямое железнодорожное сообщение через Казахстан и Туркмению с выходом на железнодорожную сеть Ирана.

Западный – направление Астрахань – Махачкала – Самур, далее по территории Азербайджана до пограничной станции Астара (Иран).

По состоянию на 1 января 2022 года мощность морских портов Каспийского моря составила 19,3 млн тонн, в том числе: Махачкала – 8,2 млн тонн, Оля – 2,1 млн тонн, Астрахань – 9 млн тонн.

Комплексное развитие МТК «Север – Юг» в части морской и портовой инфраструктуры связано с реализацией проектов по реконструкции Волго–Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) (об этом подробно в статье «Фарватер» МТК).

Важнейшие точки роста

Заместитель генерального директора АНО «Дирекция международных транспортных коридоров» (ДМТК) Сергей Сабуров рассказал о перспективах развития инфраструктуры Транскаспийского маршрута МТК «Север – Юг».

В 2021 году разработан проект транспортно–экономического баланса МТК «Север–Юг», порядка 68% грузооборота по Транскаспийскому маршруту будут приходиться на импортно–экспортные перевозки.

Первоначально прогнозные цифры грузопотоков по Транскаспийскому маршруту МТК «Север – Юг» составляли: в 2021 году – 3,3 млн тонн, в 2022 году – 3,7 млн тонн, в 2030 году – 4,1 млн тонн.

По факту в 2021 году грузопоток по этому коридору составил 2,9 млн тонн. В настоящее время общая загрузка по всем трем портам – Оля, Астрахань и Махачкала – составляет 36,7%, а без учета сырой нефти из Туркменистана и Казахстана, которая доставляется нефтетанкерами до порта Махачкала и далее идет по трубопроводу, – 17,1%.

Из–за отказа судоходных компаний, в том числе регулярных европейских контейнерных линий от приема грузов в/из РФ, запрета на заход в европейские порты для судов под флагом РФ, а также запрета на въезд на территорию ЕС для российского грузового автомобильного транспорта произошли сжатие российского рынка импорта и экспорта грузов и переориентация грузопотоков на альтернативные направления.

По оценкам ДМТК, грузооборот по Транскаспийскому маршруту МТК в 2022 году не претерпит серьезных изменений. Прогноз на 2025 год – 3,5 млн тонн, на 2030 год – 3,9 млн тонн.

В 2021 году товарооборот между Россией и Ираном вырос на 81%, а за первые месяцы текущего года – еще на 31%. В настоящее время только в Астраханской области работают 120 предприятий с участием иранского капитала. Более 90% всех грузов, проходящих через астраханские порты, следуют в иранском направлении. Также грузы из России в Иран доставляются через Астрахань железнодорожным транспортом транзитом по территории Азербайджана.

В конце 2020 года вышло постановление Правительства РФ о создании на территории Астраханской области в Лиманском районе портовой особой экономической зоны (ОЭЗ).

Ее объединят с уже существующей ОЭЗ промышленно–производственного типа «Лотос», в результате чего будет сформирован Каспийский кластер, который станет грузовой базой для международного транспортного коридора «Север – Юг».

На выделенной территории создадут необходимую для бизнеса инфраструктуру, проведут инженерные коммуникации. В 2021 и 2022 годах на эти цели направят более 2,5 млрд руб.

Принятое решение повысит конкурентоспособность российских портов на Каспии и позволит привлечь грузовые потоки из соседних стран.

Как отметил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Вячеслав Павловский, на железной дороге наблюдается рост интереса российских грузоотправителей по всем ветвям МТК: «После очередного пакета санкций в мае и особенно в июне рост шел по экспоненте. Так, среднесуточная погрузка на железной дороге на порты Каспия в июне 2022 года выросла по сравнению с июнем 2021 года в 4,7 раза и составила порядка 1,5 тыс. тонн в сутки. Аналогичный показатель через пограничный переход Самур (Россия) – Ялама (Азербайджан) на западном маршруте вырос в 1,7 раза и составил 14,2 тыс. тонн в сутки».

Через порт Оля рост перевозок в июне 2022 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил более 400%, или 34,2 тыс. тонн против 6,9 тыс. тонн в июне 2021 года. Это произошло в результате того, что заработали новые логистические схемы по доставке коксующегося угля из Кузбасса в ОАЭ и калийных удобрений из Белоруссии в Индию.

В порту Астрахань в июне перевозки выросли на 417% (22,5 тыс. тонн), для сравнения, в июне 2021 года – 4,3 тыс. тонн. Это черные металлы из Магнитогорска в Туркменистан и Иран, минеральные удобрения из России и Белоруссии в Индию, другие грузы.

Махачкалинский морской торговый порт (ММТП) является связующим звеном транспортной системы Юга России с государствами Средней Азии, Закавказья, Ираном, Индией и другими странами региона. За шесть месяцев 2022 года перевалка зерна в Иран выросла на 130%, переработано 113 тыс. тонн.

В июле порт впервые начнет перевалку муки. Пробная судовая партия объемом около 2,2 тыс. тонн транзитом через Иран пойдет в арабские страны. После налаживания технологического процесса из Махачкалы уйдут еще несколько судовых партий – каждая по 3–5 тыс. тонн муки.

Расширение экономических связей с Ираном и странами Ближнего Востока потребует строительства в ближайшее время новых логистических мощностей. Согласно паспорту федерального проекта «Развитие морских портов» КПМИ до 2024 года запланирована реализация инвестиционного проекта по строительству зернового терминала в морском порту Махачкала мощностью 1,5 млн тонн и накопительного перегрузочного зернового элеватора на 40 тыс. тонн с единовременным хранением и оказанием услуг по сушке, погрузке и разгрузке зерна. Стоимость строительства составляет 1,5 млрд руб., в настоящее время ведется проектирование терминала.

Иранские партнеры очень заинтересованы в запуске паромного сообщения между Махачкалой и иранскими портами. В этой связи необходима срочная модернизация аппарелей для железнодорожного и автомобильного паромов.

Республика Калмыкия также готова принять участие в развитии международного транспортного коридора «Север – Юг». В июле 2020 года Правительство РФ утвердило проект строительства морского порта Лагань в Калмыкии, который станет отправной точкой для создания промышленно–логистического кластера в регионе. Новый порт мощностью 12,5 млн тонн в год будет дополнять существующие порты на Каспии, тем самым укрепляя экспортный потенциал России.

Здесь будет построен зерновой терминал мощностью 5 млн тонн в год, терминал наливных грузов мощностью 0,5 млн тонн, контейнерный терминал мощностью 5 млн тонн и терминал по перевалке генеральных грузов на 2 млн тонн. Стоимость строительства оценивается в 41,3 млрд руб.

Для судовладельцев МТК «Север – Юг» интересен возможностью ходить по всей акватории Волги, от Санкт–Петербурга до Астрахани и дальше через Каспий в дружественные страны, заметил генеральный директор АО «ОСК» Алексей Рахманов. Корабелы готовы обеспечить внутренние водные пути грузовыми пароходами двух типов: сухогрузами универсальными и контейнеровозами, а также другими судами, которые могут эффективно работать в формате река–море. В дополнение к этому будут строиться пароходы для Каспия с осадкой более 4 м, которые не будут заходить в реку, а предназначены для работы на маршрутах поперек Каспия.

По словам президента Российской палаты судоходства Алексея Клявина, судоходное сообщество оценивает возможность перевозки по Каспийскому морю в объеме 10–15 млн тонн грузов. При этом определяющим фактором работы флота на этом направлении является наличие грузовой базы. Судовладельцы готовы строить новые суда, если будет понимание объемов грузопотока на горизонте 10–15 лет, заключил Алексей Клявин.

Прямо с поля, прямо с фермы

На совещании по развитию отдельных направлений транспортного комплекса 24 мая 2022 года Владимир Путин акцентировал внимание на том, что «в новых условиях российская экономика обязательно будет открытой. Более того, мы расширим взаимодействие с теми странами, которые заинтересованы во взаимовыгодном сотрудничестве».

К решению этой задачи нужно подходить комплексно. Это значит, что необходимо организовать удобную платежную инфраструктуру для расчетов в национальных валютах, наладить научно–технологические связи, нарастить мощности логистических цепочек за счет повышения их эффективности и создания новых маршрутов для грузоперевозок.

В рамках МТК «Север – Юг» заработает совместный бизнес–проект логистических компаний государств – членов Евразийского экономического союза по развитию ускоренных контейнерных железнодорожных перевозок сельскохозяйственной и агропромышленной продукции – «Евразийский Агроэкспресс» (ЕА), проинформировала генеральный директор АНО «Евразийская агрологистика» Алевтина Кириллова.

Проект ЕА направлен на развитие экспорта сельскохозяйственной продукции производителей государств – членов ЕАЭС в Китай, Узбекистан, Вьетнам и другие страны Юго–Восточной и Центральной Азии. Суть в том, что интегрированное использование транспортной инфраструктуры между странами ЕАЭС и сопредельными странами обеспечит оптимизацию затрат на логистику, расширит их возможности для международного сотрудничества, в том числе для привлечения инвестиций в трансграничные транспортные проекты стран ЕАЭС.

Оператором от Российской Федерации выступает АО «РЖД Логистика».

Реализация проекта ориентирована на достижение ряда целевых показателей, в частности:

– обеспечение грузовой базы продукции АПК для достижения поставок в объеме до 500 тыс. тонн в год к 2025 году и 1 млн тонн в год к 2030 году в направлении Китая (на пилотном этапе объемы составят порядка 60–100 тыс. тонн в год, или 1–2 контейнерных поезда в неделю). Обеспечение поставок в объеме до 400 тыс. тонн в год к 2025 году и 900 тыс. тонн в год к 2030 году в направлении Узбекистана (на пилотном этапе объемы составят порядка 40–60 тыс. тонн в год, или 1 контейнерный поезд в неделю);

– сокращение общих сроков доставки до 10–14 дней в направлении Китая и до 5–7 дней в направлении Узбекистана.

Как в России, так и в странах ЕАЭС определены точки агрохабов, оптово–распределительных центров, между которыми будут курсировать ускоренные контейнерные поезда для перевозки агропромышленной сельскохозяйственной продукции. По словам Алевтины Кирилловой, с Ираном и Туркменией ведутся переговоры о формировании агрохабов для местной продукции с целью дальнейших поставок в Россию и страны Евразийского союза.

В рамках проекта «Евразийский Агроэкспресс» необходимо решить ряд вопросов, считает Алевтина Кириллова. Прежде всего это касается прямых платежей за торговые и логистические операции, а также повышения скорости прохождения транспортных средств через государственную границу и упрощения формальностей при таможенном оформлении экспортно–импортных операций за счет цифровизации процедур трансграничного контроля; внедрения в процесс перевозки единых технологий и цифровизации документооборота и логистических сервисов; пропуска транзита с использованием электронных навигационных пломб без проведения контроля на границах; предоставления приоритетного пропуска контейнерных и скоропортящихся продовольственных грузов; установления льготных тарифных ставок на железнодорожные перевозки и сквозных ставок железная дорога – порт по основным маршрутам МТК «Север – Юг».

Татьяна ЛАРИОНОВА, обозреватель «ТР»


просмотры:

2903

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться