Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Хабы всякие нужны, хабы всякие важны

 |  Логистика

Как можно оценивать это направление транспортно–логистической деятельности в условиях санкций?

Уральские перспективы

В 2020 году, когда о санкциях и прочих ограничениях речи еще не шло, Минтранс России, правительство Свердловской области, Министерство транспорта, ОАО «РЖД» и ПАО «ТрансКонтейнер» подписали соглашение, которое было важно не только для Среднего Урала, но и для всей российской логистической системы: документ предусматривает строительство масштабной грузовой деревни «Екатеринбург» в южной окрестности областного центра. Свердловская область всегда была центром притяжения грузов, следующих из европейской части страны на восток и в обратную сторону, а сейчас необходимость в таком транспортно–логистическом центре возрастает еще больше.

Станция Екатеринбург–Сортировочный, расположенная на главном ходу Транссибирской магистрали, считается крупнейшей сортировочной станцией в России и одной из крупнейших в Евразии. Здесь формируются две сортировочные системы, которые обрабатывают вагонопотоки, соединяющие Европу и Азию, сырьевой север и индустриальный юг Урала. Также через главную узловую станцию Транссиба везут нефть из основного нефтедобывающего региона России – Западной Сибири.

Реализация в границах Екатеринбурга масштабного проекта по модернизации сортировочной станции для повышения ее пропускной способности с целью освоения перспективного вагонопотока ограничена плотностью самого компактного города–миллионника России. Свердловская область – не только крупный транзитный грузовой узел, она также занимает четвертое место по объему несырьевого неэнергетического экспорта среди всех субъектов РФ (после Москвы, Санкт–Петербурга и Ростовской области), восьмое место в рейтинге регионов по объему экспорта.

Ожидаемые перспективы роста движения грузов в восточном направлении усиливают необходимость интенсификации и рывка в логистике в екатеринбургском транспортном узле уже в ближайшей перспективе. Свердловская область в целом и Екатеринбург в частности – важные логистические точки: до соседних городов–миллионников Челябинска и Перми, а также до крупного промышленного и делового центра – Тюмени здесь от 200 до 400 километров.

У екатеринбургского ТЛЦ есть все условия, чтобы сделать из него не только всероссийский, но и международный хаб. Есть выходы на страны ближнего зарубежья, столица Урала стоит на пересечении направлений «запад – восток» и «север – юг», и, естественно, Екатеринбург может быть хорошей точкой опоры для генерации грузов, перевалки и растаможивания.

Что касается задач нового логистического хаба, то ТЛЦ будет работать как с транзитным потоком, так и с перевозкой товаров в границах Свердловской области и соседних субъектов.

К июлю 2024 года планируется создать всю инфраструктуру, необходимую для оказания логистических услуг от двери до двери с применением принципа «единого окна». При этом наращивать продуктивность ТЛЦ будет постепенно. При планируемой мощности в 10 млн тонн на первом этапе предполагается создать ТЛЦ под 6 млн тонн грузов в год.

Для достижения больших объемов понадобятся производственные мощности в непосредственной близости от ТЛЦ, создание дополнительных грузопотоков, привлечение инвестиций в развитие складской, логистической и производственной инфраструктур. Помимо перечисленных четырех сторон соглашения, к реализации проекта могут подключиться дополнительные участники – заинтересованные структуры из ближайших к Свердловской области регионов.

При поддержке государства ТЛЦ может превратиться в территорию опережающего развития, что позволит привлечь инвесторов, производителей и логистов. Появление нового транспортно–логистического центра поможет разгрузить другие маршруты: на Урал можно перевести часть грузоперевозок, которые сейчас идут с Дальнего Востока до больших таможенных терминалов в Центральной России.

Трендом последних лет является массовое увеличение контейнеризации перевозок грузов на всех направлениях, открываются новые станции для работы с контейнерами. Увеличение происходит ежегодно, несмотря на влияние негативных экономических факторов. Задача, которая стала основной отправной точкой для формирования сети опорных ТЛЦ, – четырехкратное повышение транзитного потенциала и ускорение до семи суток грузоперевозки транзитных грузов по Транссибу – от Владивостока до Москвы и Калининграда. А разветвленная сеть ТЛЦ будет способствовать ее выполнению.

ТЛЦ «Екатеринбург» – не единственный новый логистический хаб, который появится в Екатеринбурге. До 2024 года в семи километрах от станции Аппаратная на северо–востоке Екатеринбурга заработает транспортно–логистический центр «Уральский». Он также будет состоять из железнодорожной, терминальной и складской инфраструктуры. По проекту ТЛЦ займет площадь 123 гектара, срок реализации первой очереди назначен на 2022 год.

В логистическом центре будут предусмотрены обработка всех видов контейнерных грузов и комплексное терминальное обслуживание, будет работать ветеринарный и фитосанитарный контроль. Участники проекта знают и готовы обсуждать возможные проблемы, связанные с экологическим аспектом проекта, с соседством поселка Калиновский, а также с высокой загруженностью дорог в окрестностях будущего ТЛЦ. Этот интересный проект может дать серьезный социально–экономический эффект для города и региона в целом за счет создания новых рабочих мест, поступления налоговых платежей, а также развития в сфере логистики.

На территории ТЛЦ не предусмотрено размещения каких–либо производств, опасных промышленных объектов, хранения и утилизации опасных грузов и веществ. Задействование железной дороги и грузовиков с высоким экологическим классом исключит риски неблагоприятного влияния на жителей прилегающих территорий. Соглашение также подписали четыре стороны: Минтранс России, правительство Свердловской области, ОАО «РЖД» и ООО «Екатеринбургский транспортный терминал».

Транспортно–логистический комплекс «Южноуральский», который имеет не очень удачную предысторию, может все–таки войти в федеральную логистическую сеть. И помогут ему в этом… санкции. А пока складские площади загружены слабо, много помещений и стеллажей пустуют. Зона погрузки и парковки тоже пустует – приезжают единицы фур, зато поезда по железнодорожной ветке регулярно курсируют рядом с объектом.

Именно железнодорожный транспорт становится основным для международной доставки грузов при закрытых для нас аэропортах и морских портах, сложностях с грузовым автомобильным транспортом. Цель – встроить хаб, который много лет простаивал, в новые грузопотоки.

Объемы инвестиций, которые уже были вложены и которые есть, дают возможность достаточно быстро переориентировать часть контейнерных перевозок. Основными направлениями внешнеторговой деятельности для Южного Урала становятся Казахстан, Китай, Иран и прочие условно дружественные страны, можно выстроить транспортный коридор к Персидскому заливу. Перевалочным пунктом может стать ТЛК «Южноуральский». Региональные власти говорят о намерении загрузить его до проектной мощности, а это порядка 2,5 млн тонн грузов в год.

Уже направлено обращение в федеральное правительство с предложением создания здесь свободной экономической зоны. Это позволит снизить налоговую нагрузку на бизнес. Кроме того, рассматривается возможность открытия на территории ТЛК пунктов для растаможивания и фитосанитарного контроля продукции.

В правительстве области надеются, что комплекс будет востребован и у местных промышленников, машиностроителей, аграриев. Через регион удобно будет запустить грузовые потоки и с других территорий страны. Близость железной дороги и казахстанской границы дают преимущества южноуральскому ТЛК.

Уже проводились пилотные отправки экспортных грузов – с терминала ушли медный концентрат и свинец. Цепочка поставок сработала.

В перспективе ожидается увеличение объемов обработки и перевалки грузов минимум в три раза. Планируется и развитие инфраструктуры в самом ТЛК и рядом с ним.

В настоящий момент в состав ТЛК «Южноуральский» входят складской комплекс класса А, контейнерный терминал емкостью порядка 10 тыс. TEUs, железнодорожная инфраструктура, инженерно–коммунальная инфраструктура. Объекты оборудованы современным оборудованием и техникой. Общая площадь ТЛК и его перспективной зоны развития – 180 га.

Санкциям вопреки

С апреля этого года группа «Аэрофлот» приступила к реализации программы использования крупнейшего на Черноморском побережье России аэропорта Сочи имени В.И. Севастьянова в качестве своего нового полноценного хаба на юге страны, с обширной региональной и международной маршрутной сетью.

Организация нового, уже третьего после Москвы и Красноярска хаба стала оптимальным решением в сложившихся условиях. Группа не только обеспечивает транспортную доступность регионов России и мобильность населения страны, но и поддерживает связь на международных направлениях, являющихся популярными среди российских туристов и важными для открытия новых бизнес–возможностей. К тому же такое решение позволило организовать более эффективное использование существующего парка самолетов в условиях закрытого для российских авиакомпаний пространства Европы.

Для работы транспортного узла в аэропорту Сочи группа «Аэрофлот» усилила в нем свое присутствие, в частности, запустив обширную программу полетов авиакомпании «Россия» на современных региональных реактивных самолетах Superjet 100 российского производства. Программа предоставляет удобные стыковки для пассажиров, следующих из базовых аэропортов в Москве, Санкт–Петербурге и Красноярске.

Данная программа позволяет эффективно использовать парк самолетов SSJ 100. Сейчас в аэропорту Сочи базируется семь самолетов этого типа, планируется довести сочинский авиапарк до 10 воздушных судов. Эти самолеты взяты в лизинг у российских финансовых структур, находятся в регистре РФ. «Россия» является крупнейшим эксплуатантом SSJ 100 в мире: в парке авиакомпании – 71 современный и комфортабельный самолет этого типа.

Сочи – не только транзитный хаб для российских туристов, отправляющихся за рубеж, но и популярное направление въездного туризма благодаря качеству предоставляемого сервиса и вариативности типов отдыха. «Аэродинамика», управляющая компания международного аэропорта Сочи, отмечает устойчивый интерес со стороны туроператоров, то есть в работу хаба включены уже и представители туриндустрии.

Дальнейшее развитие хаба в Сочи продолжилось в июне этого года, когда авиакомпания «Аэрофлот» приступила к выполнению региональной программы ежедневных рейсов по 10 внутрироссийским направлениям: Санкт–Петербург, Казань, Екатеринбург, Красноярск, Пермь, Тюмень, Уфа, Самара, Нижний Новгород и Омск. Рейсы выполняются на среднемагистральных лайнерах Airbus A320. Программа Аэрофлота обеспечивает для пассажиров из регионов возможность посетить черноморский курорт без пересадок, минуя Москву, позволяя путешественникам сэкономить время и деньги. Эти рейсы также выполняют роль фидерных для международных рейсов «России» из Сочи. По подсчетам компании «Аэродинамика», доля пассажиров на рейсах «России», которые использовали аэропорт Сочи для пересадки по пути за границу, составляет от 50 до 70%. Большинство из них вылетало из базовых аэропортов группы «Аэрофлот» в Москве, Санкт–Петербурге и Красноярске.

По прогнозам «Аэродинамики», региональная программа Аэрофлота в Сочи сгенерирует порядка 300 тыс. дополнительных пассажиров в летний сезон.

После введения режима временного ограничения полетов в 11 аэропортах юга и центральной части России аэропорт перешел в трансферный режим, принимая пассажиров вместо временно не обслуживающих аэропортов Краснодара, Анапы, Геленджика, Ростова–на–Дону.

За четыре месяца, с января по апрель 2022 года, сочинский аэропорт обслужил более 2,419 млн пассажиров, с учетом сопутствующих сложностей – всего на 10% ниже показателей аналогичного периода 2021 года. При этом международный пассажиропоток аэропорта вырос в 6,5 раза, до 121,2 тыс. пассажиров. Количество самолето–вылетов за этот период составило 9,078 тыс. операций. На 11% выросло количество обрабатываемых грузов и почты (1,157 тыс. тонн).

В летнем сезоне руководство сочинского аэропорта договорилось с аэропортами Краснодара и Анапы о привлечении к работе до 370 сотрудников и использовании технического оборудования временно простаивающих аэропортов.

Аэропорт Сочи взял на себя роль стыковочного пункта для путешествия на юг страны. Чтобы повысить доступность курортов Краснодарского края, Черноморского побережья и Крыма, в Сочи внедрена система интермодальных перевозок. Прилетев в Сочи, пассажир может продолжить путешествие другими видами транспорта: скоростными электропоездами, поездами или автобусами.

По скорости доставки конкурентов у авиатранспорта, как известно, нет, если бы не стоимость перевозки. Сейчас доставка одного килограмма груза по воздуху между Азией и Европой обходится примерно в семь долларов. Встраивание в логистическую цепочку дополнительного звена, например такого, как аэропорт Жуковский, по мнению специалистов, может снизить стоимость доставки как минимум на 20%.

Аэропорт выстраивает новую логистическую схему, которая обеспечивает не только доставку, но и формирование, сортировку грузов, их таможенное оформление. Проект объединяет крупнейших мировых отправителей грузов – аэропорт уже работает с Alibaba Group.

В России, в аэропорту Жуковский, транзитные грузы обрабатываются, перераспределятся и отправляются дальше, но уже менее объемными самолетами. Также в логистическую цепочку будет включаться автомобильный и железнодорожный транспорт, благо соответствующая инфраструктура хорошо развита. Таким образом, аэропорт начнет выполнять функцию авиационного транзита наряду с Новосибирском и Красноярском, а в итоге планирует стать мостом–хабом между Россией и Китаем.

Впрочем, задача не только в том, чтобы получать транзитные грузы и максимально расширять доставку импорта по воздуху. Аэропорт нацелен и на развитие экспорта. В основном это военно–техническое сотрудничество.

Хабы для комфортной жизни

Транспортно–пересадочные узлы (ТПУ), которые обеспечивают для жителей комфортную пересадку между разными видами транспорта и снижают загрузку дорог, для жителей крупных городов и в первую очередь Москвы становятся хабами № 1. Они строятся во всех столичных округах. Одновременно в Москве развернуто строительство 19 хабов, работы на семи из них завершат в этом году

Строители работают над возведением ТПУ в районе станций метро «Авиамоторная», «Аминьевское шоссе», «Лермонтовский проспект», «Лефортово», «Марьина роща», «Некрасовка», «Рязанская», «Электрозаводская», «Юго–Восточная», а также улицы Дмитриевского. В 2022 году запланирован ввод в эксплуатацию транспортно–пересадочных узлов «Дмитровская», «Озерная», «Парк Победы», «Савеловская», «Ховрино», «Хорошевская» и «Шелепиха». Работы на ТПУ «Варшавская» и «Тимирязевская» планируется закончить уже в следующем году.

Транспортно–пересадочный узел «Ховрино» объединит Замоскворецкую линию Московского метрополитена, железнодорожную станцию Ховрино–2 Октябрьской железной дороги, а также маршруты международного и междугородного автобусного сообщения. В рамках данного объекта предусмотрены строительство и устройство плоскостной перехватывающей парковки, отстойно–разворотной площадки международных автобусов, здания ТПУ автовокзала, пешеходной связи между районами Ховрино и Западное Дегунино, в том числе пешеходных мостов, улично–дорожной сети, заездных карманов, остановок для наземного городского пассажирского транспорта, перехватывающего паркинга.

ТПУ «Лесопарковая» в районе одноименной станции метро станет отправной точкой для регулярного междугородного автобусного сообщения Москва – Симферополь и 17 смежных межрегиональных маршрутов АО «Мострансавто», следующих в Москву из областных городов. Этот объект крайне важен для обеспечения непрерывного и беспрепятственного межрегионального сообщения. Здесь же планируется построить улично–дорожную сеть, паркинг, автостанцию, надземный пешеходный переход через МКАД от станции метро до района Северное Бутово. Работы завершатся в 2023 году.

Две ветки столичной подземки и два Московских центральных диаметра – Серпуховско–Тимирязевскую и Люблинско–Дмитровскую линии метро, МЦД–1 «Белорусско–Савеловский» и МЦД–3 «Ленинградско–Казанский» – соединит ТПУ «Петровско–Разумовская». Кроме того, в перспективе для пассажиров тут будет возведена инфраструктура высокоскоростной магистрали Москва – Санкт–Петербург.

Этот транспортный узел в 2024 году будет одним из самых крупных в Европе – с пассажиропотоком 500 тыс. человек в сутки и всеми современными атрибутами. Здесь предусмотрена интеграция цифровых систем комплексного управления инженерной инфраструктурой, систем передачи данных с применением современных средств мониторинга и контроля за движением транспорта и пассажиров, включая комплексные системы безопасности. Помимо двух пассажирских терминалов МЦД, в пределах ТПУ будет построена пешеходная галерея.

В границы ТПУ «Некрасовка» войдут одноименная станция метрополитена, подземные пешеходные переходы, физкультурно–оздоровительный комплекс (ФОК) с крытым катком, бассейном и зоной отдыха, торгово–развлекательный центр с паркингом.

В рамках строительства ТПУ «Лианозово» также предусмотрены благоустройство, реконструкция и строительство улично–дорожной сети, обеспечение мест для разворота наземного общественного транспорта, перехватывающие парковки и подземные пешеходные переходы. Реализация этого проекта позволит создать быструю, комфортную и безопасную пересадку пассажиров между метро, наземным городским пассажирским и личным транспортом, железной дорогой.

Активное развитие ТПУ в столице подхватили и регионы. В Уфе утвердили проект реконструкции станции электрички Парковая в транспортно–пересадочный узел. Всего в столице Башкирии возведут не менее семи транспортно–пересадочных узлов, где с электропоезда можно пересесть на маршрутный автобус или оставленный на перехватывающей парковке личный автомобиль. Концепция ТПУ включает появление кассового павильона с системой турникетов, а также перехватывающей автопарковки и остановки автобусов.

Создание современного узла станет частью масштабной модернизации транспортной инфраструктуры Южно–Сахалинска, в том числе по внедрению в городскую систему общественного транспорта – рельсобусов. Они уже показали свою эффективность и востребованность минувшей зимой, когда в период снежных циклонов позволяли безопасно добраться до города. Особенно рельсобусы востребованы для отдаленных и активно застраивающихся районов города. Создание ТПУ на базе вокзала и привокзальной площади серьезно упростит перемещение сахалинцев из периферии в центр.

Министерство транспорта Пермского края планирует начать строительство транспортно–пересадочного узла «Пермь II» возле одноименного железнодорожного вокзала в 2023 году. Сюда заведут электрички и городские автобусы с трамваями, которые раньше останавливались на центральном городском автовокзале. На ТПУ «Мотовилиха» предполагалось сконцентрировать все межмуниципальные автобусы северо–восточного направления, чтобы не пропускать лишний транзитный трафик через центр города.

Ленинградская область заключила с компанией «Мегалайн» соглашение о строительстве транспортно–пересадочного узла в Кудрово. Реализация проекта значительно разгрузит дороги на границе Санкт–Петербурга и Кудрово, повысит комфорт для жителей агломерации и даст работу многим местным жителям, поскольку запуск хаба создаст 1500 новых рабочих мест. Проект важен для Ленинградской области и тем, что пока она связана с сетью петербургского метрополитена только одной станцией – Девяткино. Открытие второго ТПУ в Кудрово станет важной вехой в развитии региона. И наличие инвестора, готового вложиться в реализацию крупного инфраструктурного проекта здесь, было воспринято с огромным энтузиазмом.

Подводя итог, можно сказать, что хабы всякие нужны, хабы всякие важны, особенно у нас, где это транспортное направление только начинает развиваться.

Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель «ТР»,

кандидат экономических наук


просмотры:

3184

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться