Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Лесные грузы заблудились

 |  Логистика

Лесопромышленная отрасль нуждается в госсубсидиях на перевозку продукции

В 2022 году темпы снижения погрузки лесных материалов существенно превосходят темпы снижения общей погрузки на сети РЖД. Специалисты бьют тревогу. Это связано со вступлением в силу запрета на поставки в ЕС продукции лесной промышленности из России. Между тем для нашей страны именно Европа являлась ключевым рынком сбыта, это касается, например, пиломатериалов хвойных пород. Пострадавшие от санкций компании надеются на господдержку, так как при развороте на Восток необходимо проработать механизм субсидирования для организации регулярных экспортных поставок. Такое мнение озвучили участники VII международной конференции «Рынок лесосырья и продукции деревообработки 2022», организованной MAXConference.

В период с 2012 по 2021 год погрузка лесных материалов выросла на 15,3%, а их доля в общей погрузке на сети РЖД увеличилась на 0,5 п.п., до 3,3%, напомнил заместитель руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Александр Слободяник. В своем докладе он отметил, что пиковые объемы погрузки лесных материалов наряду с общей погрузкой на железнодорожной сети были достигнуты в 2018 году. А вот только за 8 месяцев текущего года отправка лесных грузов сократилась на 37,7% относительно года прошлого. Максимальное снижение отправок фиксируется в отношении портов Северо–Запада (– 69%), только в Финляндию отправки сократились на 82%. Также с начала 2022 года отправки лесных грузов в экспортном сообщении снизились на 25,4% и через основные пункты пропуска на Дальнем Востоке. «Зато на юг снижение минимальное. К примеру, отправки в Турцию выросли в 5 раз», – констатирует эксперт.

По словам Александра Слободяника, даже несмотря на негативную динамику перевозок лесных грузов, продолжается рост отправок лесных грузов в контейнерах. Так, темпы снижения перевозки лесных грузов в контейнерах существенно ниже общего снижения перевозки лесных грузов, рост отправок в контейнерах продолжился. Логистика будет меняться, появятся новые маршруты, уверен Александр Слободяник. Он отметил, что для повышения провозной способности железных дорог на Восточном полигоне ОАО «РЖД» применяет не только технические, но и технологические решения.

– О сложном состоянии в отрасли мы говорим много, но безвыходных ситуаций не бывает. Чтобы не допустить полного закрытия заводов и высвобождения огромного числа рабочих, производители должны наладить новые цепочки поставок. Так как санкции отрезали нам путь на Запад, то более дорогостоящее экспортное направление на Восток мы сможем освоить только при государственной поддержке, – считает директор по взаимодействию с государственными органами компании «Свеза» Борис Френкель.

По его словам, для российской фанерной отрасли с 10 июля 2022 года закрылись страны ЕС, а США, Великобритания и Канада ввели высокие заградительные пошлины. Ситуацию усугубляют логистические ограничения, например, уход с российского рынка крупнейших морских операторов контейнерных линий.

Для улучшения ситуации необходима помощь со стороны государства. В первую очередь это поддержка и развитие логистики на южном и восточном направлениях. Это касается и строительства дополнительной инфраструктуры в российских портах, и снижения тарифов на перевозки, а также предоставления экспортерам гарантированной ежемесячной транспортной субсидии для покрытия возросших расходов на доставку грузов.

Не менее важными являются и гарантии по поддержанию емкости внутреннего рынка. Лесопромышленные компании готовы увеличить отгрузки в госрезерв, принимать участие в закупках продукции для строительства объектов инфраструктуры, поддерживать программу развития деревянного домостроения, предоставлять необходимые объемы экологичного биотоплива из побочных продуктов деревообработки для перепрофилирования котельных. Борис Френкель надеется на то, что предложения крупнейших производителей найдут поддержку в Минпромторге России.

Как отметили в другом крупнейшем в России лесопромышленном холдинге «Сегежа Групп», во втором квартале продажи просели на 35% из–за влияния санкций ЕС. Ограничения затронули импорт лесной продукции из России: древесины и изделий на ее основе, древесной массы, крафт–бумаги, картона и мебели, пиломатериалов и древесных плит, фанеры и т. д. Компания быстро начала менять рынки сбыта, увеличила продажи в России, СНГ, Турции, Южной Африке.

До конца 2022 года Правительство РФ запретило экспорт сырья для деревообрабатывающей отрасли в недружественные страны. Для холдинга риски снижены, так как компания в основном продает готовую продукцию. Но переориентация дается дорого. Так, на фоне запретов компания начала наращивать поставки в другие страны, при том что привычные логистические цепочки оказались нарушены. А для возобновления нормальной логистики требуются время и деньги.

Как подсчитали специалисты ПАО «ТрансКонтейнер», перевозки через сухопутные погранпереходы оказываются гораздо более привлекательными для грузоотправителей за счет наличия субсидированного тарифа, действующего на территории Китая. По словам заместителя директора по продажам и клиентскому сервису компании Егора Кичигина, для увеличения объемов экспортных отправок на Восток необходимо как увеличивать возможности действующих сухопутных погранпереходов (Забайкальск, Замын–Ууд, Гродеково, Достык, Алтынколь), так и развивать новые и малодеятельные погранпереходы (Камышовая, Нижнеленинское, Благовещенск и т. д.). Весьма действенными могут оказаться и следующие меры поддержки со стороны государства: субсидирование на маршрутах, альтернативных сухопутным погранпереходам, а также согласование приоритетного отправления контейнерных поездов на сети.

Артем ОЗУН, обозреватель «ТР»


просмотры:

2089

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться