В Совете Федерации состоялся круглый стол «Развитие бесшовной логистики и мультимодальных перевозок»
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Валерий Васильев провел круглый стол «Развитие бесшовной логистики и мультимодальных перевозок», сообщается на сайте Совфеда.
В заседании участвовали сенатор РФ Артем Шейкин, аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов, первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Руслан Давыдов, директор Департамента цифрового развития Министерства транспорта РФ Дмитрий Скачков, представители Государственной корпорации «ВЭБ.РФ», Торгово-промышленной палаты, ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», транспортно-логистических и экспедиторских компаний, межгосударственных и национальных отраслевых объединений, разработчики цифровых сервисов.
Участники круглого стола обсудили практику внедрения системы отслеживания грузоперевозок с использованием электронных навигационных пломб, разработки цифровой платформы транспортного комплекса, формирование системы сквозного обмена электронными перевозочными документами и национального цифрового контура логистики, а также практику внедрения электронных площадок заказа грузовых перевозок и логистических услуг, создание интеллектуальных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Валерий Васильев отметил, что для развития мультимодальных перевозок и бесшовной логистики в первую очередь необходимо сформировать инфраструктурный каркас, который свяжет в единую сеть все виды транспорта на территории субъектов Российской Федерации, синхронизировать работы по модернизации инфраструктуры, т. е. создать Единую опорную сеть, чем сейчас активно занимается Минтранс. «Еще одним условием увеличения скорости мультимодальных перевозок в 4 раза, как указано в Транспортной стратегии, является цифровизация управления грузовыми потоками и переход на электронный документооборот».
Парламентарий указал, что автомобильный транспорт обслуживает «последнюю милю» и является неизменной составляющей всех мультимодальных перевозок. В этом виде транспорта наибольшее количество участников, 75 процентов — это мелкий и средний бизнес. «Им нужно помочь с переходом на электронный документооборот. Кроме того, здесь наибольший сегмент серых перевозок».
Валерий Васильев отметил, что апробация электронного документооборота в сфере автомобильного транспорта началась в 2020 году с эксперимента по внедрению электронных перевозочных документов. В нем приняли участие более пятидесяти перевозчиков в 21 субъекте Российской Федерации. «Эксперимент оказался успешным. Однако для создания правовой основы для использования электронных транспортных накладных потребовалась корректировка отраслевого законодательства. Комитет Совета Федерации по экономической политике участвовал в этой работе».
Законодатель напомнил, что в июне прошлого года Президентом подписан Федеральный закон, авторами которого был председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов, Валерий Васильев и другие сенаторы. «Закон готовился совместно с Минтрансом России и экспертным сообществом. Этим документом была создана законодательная база для внедрения электронного документооборота в этой сфере. 1 сентября текущего года вступили в силу правила обмена электронными перевозочными документами».
По его словам, важно проанализировать, что бизнес и государство получат от использования государственной информационной системы, позволит ли она упростить бизнес-процессы и снизить издержки бизнеса, а органам власти автоматизировать административные процедуры и проверки. Он напомнил, что планируется переход к обязательному применению электронных перевозочных документов. «В настоящее время их применение добровольное. К 2024 году к этой системе подключат и другие виды транспорта с образованием общенациональной Цифровой платформы транспортного комплекса».
Валерий Васильев подчеркнул, что приграничная транспортная инфраструктура является важнейшей составляющей бесшовных мультимодальных перевозок в рамках международных транспортных коридоров. «Как указано в Транспортной стратегии, длительность прохождения пунктов пропуска через границу на ключевых маршрутах не должна составлять более трех часов на автомобильных пунктах пропуска и шести часов на железнодорожных. Однако в настоящее время состояние пунктов пропуска и подъездов к ним оставляет желать лучшего. Из 314 пунктов пропуска только 35 соответствуют установленным требованиям. Причина в многолетнем недофинансировании этой сферы. Следует отметить, что в этом году удалось решить эту проблему, утверждены нормативы финансирования, что позволило выделить из федерального бюджета на 2022–2024 годы порядка 14 миллиардов рублей. Впервые с 2016 года был ликвидирован дефицит финансирования».
Парламентарий сообщил, что по итогам обсуждения будут подготовлены предложения Правительству РФ, профильным министерствам, Федеральному Собранию, реализация которых позволит ускорить процесс цифровизации транспортной сферы, повысить надежность и скорость транспортировки грузов всеми видами транспорта, оптимизировать стоимость перевозок, сделать грузоперевозки прозрачными при одновременном повышении эффективности взаимодействия как участников рынка между собой, так и с контролирующими органами. «Все это необходимо создать на базе современных технологических решений», — отметил сенатор.
Фото: council.gov.ru