Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

За державу не будет обидно

 |  Логистика

Узкие места транспортно–логистической системы постепенно расшиваются

Пункты пропуска через государственную границу традиционно были, да и пока кое–где остаются узким местом транспортно–логистической системы. Своего пика задержки грузов на погранпереходах достигали, как правило, в высокие сезоны, особенно перед Новым годом. В последние годы резко обострилась ситуация на пунктах пропуска при отправке грузов в Китай. Да еще и пандемия добавила негатива. Но в целом на западных и восточных границах проблемы у перевозчиков при их пересечении были одинаковыми, и пики задержек сменялись более менее равномерной работой. Но с февраля внимание к восточному направлению экспортно–импортных операций усилилось, и проблемы логистики, в том числе связанные с погранпереходами, обострились.

Цифры и факты

С пограничной точки зрения Дальний Восток во многом уникален. В стране всего десять так называемых смешанных погранпереходов. И все они находятся в ДФО на реке Амур. В зависимости от времени года через них можно пересечь границу и на автомобильном транспорте, и на речном, а, например, в Благовещенске в межсезонье даже на судах на воздушной подушке. Поскольку Амур – река протяженная, смешанные переходы есть в разных регионах: Хабаровском крае, ЕАО и Амурской области.

Именно на Дальнем Востоке числится единственный в России пешеходный пограничный переход. Правда, он пока не функционирует – его строят. Да и название «пешеходный» скорее условное. Ведь на деле туристы будут пересекать границу в уютных кабинках фуникулера. Речь идет о строящейся в Благовещенске и Хэйхэ канатной дороге.

Преобладание тех или иных способов перейти рубеж между странами многое говорит о географических особенностях регионов. К примеру, в Забайкалье и Бурятии погранпереходы в основном автомобильные, в Сахалинской области, на Чукотке, в Приморском и Хабаровском краях – преимущественно морские, а в Приамурье и ЕАО, где граница полностью проходит по реке, – смешанные. Особняком стоит Якутия, где имеется только воздушный пункт пропуска, а также Камчатка с Колымой – там есть по одному международному пункту пропуска – в порту и аэропорту.

Всего же в регионе деятельности Дальневосточного таможенного управления находятся девять таможен, 62 таможенных поста, 80 пунктов пропуска. Функционируют 58 пунктов пропуска, в частности 12 автомобильных, шесть смешанных, 11 воздушных, 22 морских, шесть железнодорожных и один речной. Но из этих 58 пунктов только девять соответствуют нормативным требованиям. Строительство новых и реконструкция действующих пунктов, а некоторым объектам уже более 20 лет, в ряде случаев перешли уже в долгострой.

Не все пункты пропуска одинаковы по своей роли в обеспечении внешнеэкономической деятельности. Так, более 80% грузопотока проходит через 12 пунктов пропуска, реконструкция которых является приоритетной. И хотя на их модернизацию и техническое оснащение деньги были выделены, тем не менее по целому ряду пунктов сроки строительства постоянно переносятся.

Например, на автомобильном пункте пропуска «Пограничный» работы ведутся уже почти 11 лет, с 2011 года. Новый срок завершения – IV квартал 2024 года. Аналогичная ситуация по морскому пункту пропуска «Находка», где работы ведутся с 2011 года, а планируемый срок завершения указан в IV квартале 2023 года. На сегодняшний день контракты расторгнуты и новые не заключены. Уже несколько переносов сроков было по автомобильному пункту пропуска «Полтавка», который планировали завершить в 2024 году. Новый срок – IV квартал 2026 года.

Упущенная выгода от недействующих пунктов пропуска очевидна. Простаивающие грузы наносят серьезный ущерб экономике во время ее разворота на Дальний Восток. Объем неперевезенных по БАМу и Транссибу грузов в 2021 году составил 70 млн тонн. В 2022 году потребности в экспорте возросли до 258 млн, однако из них до пункта назначения может не дойти около 100 млн тонн продукции.

При этом, по информации китайских СМИ, на фоне пограничного коллапса КНР увеличивает экспорт и импорт между Россией и провинцией Хэйлунцзян. За 2021 год только оборот морепродуктов вырос на 20,6% и составил 272,8 тонны.

На территории пунктов пропуска «Суйфэньхэ» (соответствует АПП «Пограничный»), «Дуннин» («Полтавка»), «Фуюань» (сообщается с Хабаровском) и «Лобэй» («Амурзет») создается инфраструктура для импорта из России замороженных и свежих морепродуктов. Более того, власти региона и предприниматели собираются запустить поезд с вагонами–рефрижераторами между Харбином и Владивостоком для прямого ввоза морепродуктов с Дальнего Востока. И для того, чтобы грузы пошли, необходимо развивать российскую инфраструктуру.

Например, в Амурской области, где по определению приграничная инфраструктура наиболее удобна для экспортно–импортных операций с Китаем, из девяти погранпереходов функционируют только пять. К недействующим относятся строящийся «Благовещенск–1» (он же – будущая первая в мире трансграничная канатная дорога), а также смешанные пункты пропуска на Амуре: «Джалинда», «Ушаково» и «Константиновка». Что касается «Джалинды», то на нее у руководства Приамурья и бизнеса большие планы, так как здесь собираются построить большой транспортно–логистический комплекс, но без пунктов пропуска заниматься грузоперевозками в приграничной области не имеет смысла.

Сдвиги есть

Но положительные сдвиги в обустройстве пограничных переходов наметились. Так, самые востребованные пункты пропуска через государственную границу России в Китай – «Пограничный», «Краскино» и «Марково» – будут полностью модернизированы и введены в строй к 2025 году. Контракт на строительство погранперехода «Пограничный» планируется заключить уже в текущем году. Полностью введен в эксплуатацию он будет в 2025 году. Пропускную способность «Пограничного» увеличат в несколько раз. Автомобилей ежесуточно сможет перемещаться в девять раз больше, чем сейчас, – 1300 единиц, в 5,5 раза больше пункт пропуска сможет пропускать физических лиц – 13 800 человек в сутки.

Одна из основных проблем: отсутствие стоянок для большегрузов на погранпереходах. Поэтому оперативно было принято решение, что модернизацией и строительством занимается Росгранстрой, а оборудованием стоянок для фур займется правительство края. А стоянки для машин «потянут» за собой мотели, заправки, кафе и т. д.

Полностью завершить строительство погранперехода «Краскино» планируется в 2024 году, запущен в работу он будет в 2025–м. Его начали строить десять лет тому назад, потом работы встали, проект устарел. Пришлось готовить всю документацию заново. Сейчас стройка в активной фазе. Здесь планируется увеличить мощность в 8,5 раза, по автомобилям – до 750 единиц в сутки, по физическим лицам – до 4250 человек.

Погранпереход «Марково» закончат строить в следующем году, в строй введут в 2024–м. Это позволит нарастить пропускную способность в шесть раз. Ежесуточно границу с Китаем смогут пересекать до 150 транспортных средств и до 1100 граждан.

В дополнение к строящимся погранпереходам можно добавить и введенный в эксплуатацию в марте этого года в Забайкальском крае погранпереход «Забайкальск» – уникальный логистический хаб, равных которому в ДФО еще не было. Он сможет обрабатывать до 194 вагонов в сутки против 132 прежних. И строится уже вторая очередь, которая удвоит цифру. Пункт пропуска оснащен складами, холодильниками, площадками для автомобилей. Здесь впервые появилась возможность перегруза с массой одного места до 100 тонн – раньше такое было возможно только в Китае.

Первый для Амурской области автомобильный пункт пропуска «Кани–Курган» также заработал совсем недавно. Машины пересекают границу по международному мосту между российским Благовещенском и китайским Хэйхэ. Недавно для него была запущена электронная очередь –

система, позволяющая экспортерам, владельцам грузов, логистам и водителям бронировать время для проезда. Современные цифровые технологии, а также перевод работы пункта на круглосуточный режим позволили сократить сроки пограничного и таможенного контроля.

В Еврейской автономии, самом маленьком регионе Дальнего Востока, четыре пункта пропуска, но работают из них только два. Впрочем, есть реальные перспективы, что нефункционирующие тоже начнут пропускать грузы. Один из них – это недавно открытый железнодорожный мост. А что касается оставшегося пункта в селе Пашково, о его расконсервации поступило предложение от китайской стороны. Речь идет не только о зоне российско–китайской приграничной торговли, а также о сооружении грузового терминала

В Хабаровском крае собираются установить грузопассажирский погранпереход на острове Большой Уссурийский. Его проектирование должно завершиться в следующем году, а строительство – к 2026–му. Формально здесь уже есть пункт пропуска, но он числится как нефункционирующий.

Здесь также речь идет о грузопассажирском терминале. Дело в том, что все прежние планы развития были связаны исключительно с туризмом и пассажирами. Это нерационально: уже построены мосты с обеих сторон – и с китайской, и с российской. Сейчас завершается смена статуса этого перехода на грузопассажирский. Грузовая база обоснованна – это 700 тыс. тонн в первый год, до полутора миллионов тонн в течение пяти лет. Но, учитывая сложившуюся обстановку и санкционное давление, миллиона тонн можно будет достичь уже в первый год.

Оценивая деятельность портовой инфраструктуры в целом и пунктов пропуска в частности, не надо забывать о том, что во многом она зависит от ситуации на железнодорожных путях при подъезде к порту. Проблемы на стыке «порт – железная дорога» носят хронический характер. И причины, по которым они возникают, носят объективный характер. Пропускная способность морских портов растет опережающими темпами по сравнению с железной дорогой. За последние 20 лет мощность морских портов увеличилась в три раза, а потенциал подъездных сетей развивается более низкими темпами. В стратегии развития РЖД до 2030 года сказано о 10,2 тыс. км «узких мест» на железной дороге, большая часть которых приходится именно на подъездные пути. Из–за этих пресловутых «бутылочных горлышек» и возникают проблемы с обработкой грузов в портах. Поэтому когда говорят, что порты Южной Кореи загружают судно вместимостью 1000 TEU за 5–6 часов, а его выгрузка в порту Восточный занимает 1,5–2 дня, то напрашивается вопрос: все ли проблемы возникают по вине портовой инфраструктуры и портовых служб?

Да, современные пункты пропуска должны не только обеспечивать сотрудникам нормальные условия работы, а состояние многих не выдерживает никакой критики, но и иметь соответствующее техническое оснащение для того, чтобы эффективно обслуживать растущие грузопотоки. И примеры такой организации работы на портовых погранпереходах уже есть. Круглосуточный пропуск грузов, режим работы единого окна при прохождении пограничного контроля, электронное декларирование грузов – все это позволило сократить время процедур проверки в свободном порту Владивосток до трех часов. И эту практику планируется распространить на работу пунктов пропуска в остальных морских портах Дальнего Востока.

На цифровые рельсы

Теперь о цифровизации процессов в пунктах пропуска. Высокие технологии развиваются стремительно и сразу же находят практическое применение: вслед за внедрением электронного декларирования меняется и процесс физического досмотра на таможне. Использование единых баз данных и предварительного информирования, а также обновление инфраструктуры пунктов пропуска позволяют снизить издержки грузоотправителей, в будущем же планируется внедрение «интеллектуальных» пунктов пропуска, в рамках которых будут автоматизированы все процедуры на границе, а время ее прохождения сократится до нескольких минут. Первые такие пункты в рамках пилотного проекта появятся уже в 2024 году.

Любой груз, пересекающий государственную границу, проходит таможенный контроль независимо от того, каким транспортом он доставляется. Традиционно досмотр на пунктах пропуска проводится сотрудниками таможни, однако с учетом роста товаропотока осуществление контроля становится все более трудоемким и затратным. Существующие сегодня пункты пропуска в пиковые моменты не справляются с растущим потоком транспорта, а их технические возможности заметно отстают от современных требований. В связи с этим контроль затягивается по времени, грузы простаивают в пробке на границе.

Решить эти проблемы позволит масштабное обновление пунктов пропуска, которые должны стать почти полностью автоматизированными – такая цель заложена в стратегию развития таможни до 2030 года. Уже началась разработка модели интеллектуального пункта пропуска для всех видов транспорта. Основой этой модели должна стать единая информационная система, которая будет интегрирована не только с системами контролирующих органов, но и с программным обеспечением технических средств, таких как инспекционно–досмотровые комплексы (ИДК), весогабаритные комплексы, системы радиационного контроля.

Прохождение такого пункта пропуска не потребует взаимодействия с сотрудниками таможни: автоматически будет происходить получение данных с весогабаритных комплексов и систем считывания и распознавания регистрационных номеров, анализ снимков ИДК с использованием элементов искусственного интеллекта.

В пилотном режиме «интеллектуальные» пункты пропуска начнут появляться уже в 2024 году. Их появление наиболее вероятно на европейском направлении – в Северо–Западном регионе, а также на границе с Китаем на Дальнем Востоке. Предполагается, что прохождение пункта досмотра будет выглядеть следующим образом: очереди на пункте пропуска нет, фуры, не задерживаясь, проходят одна за другой. Ведь информация о грузах, машинах, водителях уже предварительно поступила в системы таможни и погранслужбы от внешнеторговых компаний или их представителей. Все операции автоматизированы: камеры на въезде в пункт пропуска фиксируют регистрационный номер автомобиля и прицепа, считывают номер контейнера, распознают QR–код на лобовом стекле автомобиля. После ответа базы данных о наличии предварительной информации на мониторе перед кабиной загорается разрешающий сигнал: машину приглашают следовать дальше.

При дальнейшем следовании через портал автоматически производятся радиационный контроль, взвешивание транспортного средства, определение его габаритов, а «умный» тахограф передает оставшуюся информацию об автомобиле и водителе в систему транспортного контроля в соответствии с требованиями Ространснадзора. На эти операции уходит порядка двух минут. Для прохождения таможенного контроля машина продолжает следовать через портал, где ее и груз просвечивают с помощью «умного» инспекционно–досмотрового комплекса. В этот момент активно включается искусственный интеллект, который принимает решение, соответствует ли товар в грузовом отделении тому, что заявлен в документах. Автоматизировано может быть и прохождение водителями паспортного контроля – в таком случае вся процедура досмотра будет занимать не более пяти–семи минут и будет полностью бесконтактной.

Для воздушных и особенно морских пунктов пропуска изменения будут выглядеть несколько иначе, но и здесь процедуры досмотра станут более «интеллектуальными», в первую очередь за счет полного перехода на безбумажный оборот, автоматизацию работы складов и операций по перевалке грузов.

Для оформления грузов, поставляемых через морские порты, ФТС уже внедрила специальную систему «Портал Морской порт» – это единая информационная платформа, обеспечивающая взаимодействие всех участников процесса оформления товаров и транспортных средств в морских пунктах пропуска на безбумажной основе. Информация, собираемая на портале, и решения, принимаемые в отношении грузов и транспортных средств, доступны всем контролирующим органам – одни и те же пакеты документов не нужно подавать несколько раз. Это позволяет сэкономить время и ресурсы как участников ВЭД, так и контролирующих органов. За январь – сентябрь текущего года с использованием портала было оформлено 30,9 тыс. уведомлений о прибытии грузов и 31,2 тыс. уведомлений об убытии, то есть оформление почти на 100% происходит в электронном виде.

Современные технологии также позволяют отказаться и от контактных проверок грузов на пунктах пропуска через госграницу. Такие устройства сканируют грузовые, легковые автомобили и даже огромные вагоны. При этом железнодорожный транспорт не нужно останавливать: вагоны можно досматривать в движении на скорости до 70 км/ч, что ускоряет процесс пограничного контроля. Внешне подобные комплексы для железнодорожных вагонов представляют собой бетонный периметр со встроенными отсеками для источника излучения и системы детектирования.

Самые продвинутые технологии уже применяются на границе Китая со специальным административным районом Гонконг. Там круглосуточно функционирует «интеллектуальный» автомобильный таможенный пост «Хуанган» Шэньчжэньской таможни, который в среднем оформляет около 10 тыс. транспортных средств ежедневно. Для сравнения: примерно столько же машин оформляется в сутки на всем юге России. Безрисковые поставки, по которым не требуется фактический контроль, следуют по зеленым коридорам. Рисковые грузы направляются через специально выделенные красные коридоры на площадку для таможенного контроля с использованием ИДК или на досмотр товаров. На въезде производятся взвешивание автомобиля и сравнение данных с теми, которые были поданы в рамках предварительного информирования. На таможенный контроль в среднем отправляется 5% товаров и транспортных средств, из которых по 90% проводится физический досмотр, по 10% – контроль с использованием ИДК. При этом штатная численность таможенного поста составляет всего 85 человек.

На пунктах пропуска на российской границе также начинают внедряться современные технологии. Так, завершилась реконструкция многостороннего автомобильного пункта пропуска «Кяхта», расположенного в Бурятии на границе с Монголией. Здесь проводится контроль как пассажирского, так и грузового транспорта. До реконструкции пункт имел лишь по одной полосе движения на въезде и выезде из страны, а пропускная мощность составляла 500 автомобилей в сутки (грузовых – 150, легковых – 320, автобусов – 30).

Теперь у пункта пропуска две полосы на грузовом направлении (одна на въезд в РФ, вторая на выезд из РФ), две – на пассажирском, пять полос для передвижения легковых автомобилей (две на въезд в РФ и три на выезд из РФ). Также были построены автовокзал для оформления пассажиров, линии контроля и отапливаемый бокс для досмотра грузового автотранспорта с применением мобильного инспекционно–досмотрового комплекса (это позволяет работать вне зависимости от погодных условий), введен автоматический весогабаритный комплекс. В итоге пропускная мощность многостороннего автомобильного пункта пропуска (МАПП) увеличилась до 1 тыс. автомобилей в сутки – 350 грузовых, 600 легковых и 50 автобусов.

Так что будем надеяться на усовершенствование в ближайшем будущем услуг пунктов пропуска через госграницу, и «за державу не будет обидно».

Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель «ТР»,

кандидат экономических наук

На снимке: в Амурской области на границе с КНР развернуты работы по строительству основного пункта пропуска «Кани–Курган»


просмотры:

2069

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться