Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Восточный вектор

 |  Логистика

Необходимо выстраивать транспортную логистику в новом формате, считают эксперты

Как выстраивать работу транспортных компаний в условиях санкций? Почему появились проблемы с логистикой? Как изменились сроки доставки? Как бизнесу выстраивать новую логистику в экономических условиях 2022 года?

Эти вопросы стали главными темами обсуждения в ходе выставки–конференции по логистике и коммерческому транспорту Translogistica Ural 2022, прошедшей недавно в Екатеринбурге.

И не случайно местом ее проведения стала столица Урала. В эти же дни здесь прошел международный форум «Экспортный марафон», организованный в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» правительством Свердловской области, областным фондом поддержки предпринимательства. Основной темой форума стало расширение сотрудничества со странами Азии и Ближнего Востока.

Свердловская область входит в тройку сильнейших экспортеров по несырьевому экспорту из 85 российских регионов, отправляет свою продукцию более чем в 150 стран мира. Президент Уральской торгово–промышленной палаты Андрей Беседин отметил: «За последний год мы не потеряли ни одной страны–партнера, а наоборот, приросли и объемами товарооборота, и новыми связями. Рост экспорта в этом году был значительный, в некоторые месяцы до 40%».

Уральские предприятия–экспортеры поменяли западный вектор сотрудничества на восточный. Перспективными направлениями сегодня, по словам руководителя Уральской ТПП, являются Китай, Турция, Индия, Иран и Пакистан.

Скажем, в 2021 году товарооборот России с Пакистаном вырос более чем на 45%, рассказал исполнительный директор Российско–пакистанского делового совета при ТПП РФ, президент ассоциации «Торговый дом Пакистана» Захид Али Хан. Он добавил, что на данный момент интерес для Пакистана представляет химическая и техническая продукция, строительные материалы и фармацевтика.

Помимо Пакистана, в «Экспортном марафоне» приняли участие представители компаний и бизнес–сообществ Китая, Турции и Индии.

Санкции ударили практически по всем бизнес–процессам компаний из России. И если с банковскими операциями и работой сервисов разобрались довольно быстро, то с логистикой так не получилось. Процесс ввоза и отправки товаров все еще находится в стадии изменений. На российском логистическом рынке сейчас очень важна скорость реакции: время сложное, рынок логистики меняется особенно быстро.

Эти проблемы обсуждали участники «круглого стола» «Логистика изменившегося мира», заседания комитета по транспорту и логистике Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей и комитета по транспорту Уральской торгово–промышленной палаты, панельной дискуссии «Сухой порт Екатеринбург – стратегический проект Большого Урала» и на других площадках.

Как отмечали выступающие, наложенные на Россию санкции коснулись не только банковских операций, работы электронных сервисов, но и доставки. Страны Европейского союза закрыли дороги для автомобилей с российскими номерами. Теперь пропускают только фуры, которые везут гуманитарные грузы или медикаменты.

ЕС и США закрыли небо для наших самолетов. Западное небо осталось открытым для авиаперевозчиков Армении, Узбекистана, Киргизии и Таджикистана, но направления довольно ограничены: Германия, Франция, Великобритания, Италия.

Морские пути тоже перекрыты, а крупные контейнерные компании отказываются сотрудничать с Россией. В европейских портах не жалуют корабли под российским флагом, а грузы многих наших компаний застряли в транзитных портах, что приводит к дополнительным затратам.

Только за последние месяцы ограничения затронули перевозки грузов автомобильным и железнодорожным транспортом между Центральной Россией и Калининградской областью, отмечаются затруднения в Закавказье при перевозках грузов автомобильным транспортом из Турции и Армении. Ярким примером влияния ограничений является позиция Казахстана. Задерживаются автопоезда российских перевозчиков. Несколько недель назад Казахстаном были введены меры по регулированию стоимости топлива, для иностранных транспортных средств оно стало дороже почти в два раза. Есть и другие примеры. Естественно, это влияет на конкурентоспособность перевозок в рамках Евразийского экономического союза.

Татьяна Чернышева, руководитель обособленного подразделения «Екатеринбург» компании «Оптималог», занимающейся международной логистикой и оказывающей таможенные услуги, подчеркнула те сложности, которые возникают у участников этой деятельности. В частности, она рассказала: почти в полтора раза увеличилась загруженность терминалов в портах Турции, что связано с резко выросшим транзитом грузов через эту страну; издержки, связанные с хранением и переоформлением на транзитных складах в Турции, выросли до максимальных значений; транспортные компании не готовы принимать к перевозке опасные грузы, при этом предлагаются маршруты транзитом через Иран; сказывается недостаток паромных мощностей типа RO–RO, средний срок ожидания парома – от 4 до 14 дней; контейнерная железнодорожная логистика начинает составлять конкуренцию основным маршрутам, однако количества и графика выхода поездов недостаточно для наращивания перевозочных мощностей.

При этом было отмечено, что при всех сложностях удается осуществлять прямой и косвенный реэкспорт, ввоз грузов через Турцию, Казахстан, Узбекистан, Армению, Киргизию. Однако стоимость перевозки параллельного импорта вырастает при этом от 5 до 20% из–за рисков. Естественно, растет и стоимость товаров в рознице.

Многие выступающие подчеркивали, что увеличивается количество проблем в отрасли, и решать их можно только совместными усилиями властей и отечественного бизнеса.

Государство принимает определенные меры для снижения остроты санкционного влияния. Заместитель министра международных и внешнеэкономических связей Свердловской области Олег Александрин в качестве основных проблем внешнеэкономической деятельности назвал логистику и экспедирование грузов, а также расчеты между участниками сделки. По словам Олега Александрина, министерство регулярно проводит консультационные мероприятия с отраслевыми союзами, направленные на оперативное доведение принимаемых решений и обмен позитивным опытом.

Как отметил руководитель филиала по Уральскому федеральному округу Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Александр Салаутин, по инициативе

АСМАП подготовлен проект указа о компенсации прямых убытков российским транспортным операторам, понесенных в результате утраты 153 автопоездов на территории Украины, часть из которых была с грузом.

Присоединяются к процессу поддержки транспортно–логистической отрасли и отдельные регионы. Например, губернатор Калининградской области Артем Алиханов заявил о необходимости полного освобождения от транспортного налога автоперевозчиков, осуществляющих международные перевозки. В Свердловской области подготовлено обращение уполномоченного по защите прав предпринимателей, Уральской торгово–промышленной палаты, областного Союза промышленников и предпринимателей, региональных отделений «Деловой России», «Опоры России» и филиала АСМАП по УрФО о необходимости снижения налоговой нагрузки на международных автоперевозчиков как наиболее пострадавшей транспортной отрасли, а также о внесении изменений в областной закон об установлении транспортного налога с исключением ряда критериев, не позволяющих транспортным предприятиям его применять.

– Особенно остро стоит вопрос поддержки перевозчиков, использующих транспорт, приобретенный по программам финансовой аренды (лизинга). Нужна системная поддержка международных автомобильных перевозок грузов. Не решив эту задачу, мы можем потерять предприятия, особенно относящиеся к малому и среднему предпринимательству, а воссоздать их при восстановлении экономических и других условий будет крайне сложно, – подчеркнул губернатор.

Выступление президента Уральской логистической ассоциации Николая Тушина было посвящено проблеме подготовки профессиональных кадров. По его словам, уже сегодня разработана образовательная программа, реализуемая на площадке Уральского государственного университета путей сообщения, позволяющая готовить профессиональные кадры для логистической отрасли. В частности, для подготовки специалиста пятого года обучения по специальности «Эксплуатация железных дорог» и профилю «Транспортный бизнес и логистика» вводятся дополнительные курсы: транспортный бизнес; организация контейнерных и контрейлерных перевозок; взаимодействие видов транспорта; терминальные системы транспорта; логистические производственно–транспортные системы; информационные технологии в транспортно–логистической деятельности и другие.

Подводя итоги обсуждения, Александр Салаутин выразил общее мнение о том, что без системного диалога, результатом которого будет принятие оперативных государственных решений, выстроить транспортную логистику в новом формате, а также преодолевать вводимые ограничения будет крайне сложно. По его словам, самое главное – прошло шоковое состояние наших автотранспортников, осуществляющих международные грузоперевозки. Но адаптация к ситуации еще не наступила. Продолжается переориентация грузов на другие направления, а это очень сложный, длительный и болезненный процесс.

И нельзя не согласиться с директором контейнерного терминала «C.I.T.» Валерием Денисовым, который сказал: «Мы пока решаем проблемы сегодняшнего дня. А что будет завтра – никто предсказать не может. Мы все время догоняем, реагируем на действия наших контрагентов, а сами мало что предпринимаем. Пора работать на опережение».

Догоняющий всегда проигрывает.

Евгений УШЕНИН, собкор «ТР»

Екатеринбург


просмотры:

1779

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться