Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

«Евразийский Агроэкспресс» – новая логистика

 |  Логистика

Выстраиваемые маршруты обеспечат продовольственную безопасность страны

В условиях жестких ограничений, пожалуй, среди важнейших задач государства находятся обеспечение россиян продовольствием и создание коридоров беспрепятственного экспорта излишков отечественной сельхозпродукции за рубеж. Необходимо в кратчайшие сроки обеспечить увеличение объемов продукции аграрного комплекса как для компенсации его дефицита, связанного с сокращением импортных поставок в период продуктового эмбарго, так и для реализации экспортно–ориентированной стратегии государства. На недавнем VI саммите в Астане Президент России Владимир Путин указал на международный торгово–экономический вектор развития страны: «России сейчас еще больше интересно сотрудничество с Центральной Азией… Мы развиваем новые логистические цепочки, которые в значительной степени проходят по этим регионам, страны регионов в этом заинтересованы». В этом убеждена и доктор технических наук, гендиректор АНО «Евразийская Агрологистика» Алевтина Кириллова.

Корреспондент «ТР» попросил ее ответить на ряд вопросов.

– Вы являетесь общественным бизнес–омбудсменом Москвы по международной логистике. Значит ли это, что ваши интересы ограничены столичными приоритетами?

– Конечно, нет, логистика априори является глобальной и международной историей. Это сложный механизм обеспечения движения сырья и товаров, неумелое управление которым может сломать конкурентоспособность тех или иных товарных позиций и бизнеса предпринимателей.

– Сложившиеся логистические цепочки разорваны. Чего теперь ждать?

– Восстанавливать механизм с учетом всех внешних факторов рынка и международных отношений на текущий момент. Именно с целью обеспечения непрерывности поставок продовольствия нами инициирован интеграционный проект «Евразийский Агроэкспресс» на маршрутах евразийских транспортных коридоров.

Проект реализуется с участием Российского экспортного центра с 2019 года, он направлен на развитие экспорта сельскохозяйственной продукции российских агропромышленных товаропроизводителей и производителей государств – членов ЕАЭС в Китай, Узбекистан, Вьетнам, другие страны Юго–Восточной и Центральной Азии с использованием интеграционной составляющей, современных логистических технологий, цифровизации и прослеживаемости. В течение 2021–2022 годов к проекту подключились Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Азербайджан, Туркмения, Иран.

Совместно с органами исполнительной власти Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Евразийской экономической комиссии определены участники проекта на уровне транспортно–логистических центров и логистических операторов, в Евразийской экономической комиссии сформирована рабочая группа проекта под председательством члена коллегии (министра) по торговле ЕЭК Андрея Слепнева, рассчитаны потенциалы грузовой базы и точки консолидации продукции с точки зрения ее востребованности и конкурентных возможностей на рынках Китая и Узбекистана, спланирована структура органов управления проектом.

– Проект акцентируется на развитии экспорта, а как же импорт?

– Импортная составляющая проекта также немаловажна. Распоряжением Евразийского межправительственного совета от 25 февраля 2022 года поддержана инициатива о его реализации на условиях осуществления ускоренных железнодорожных и мультимодальных перевозок «Евразийский Агроэкспресс» в целях развития регулярных взаимных поставок сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также экспортных поставок в азиатском и европейском направлениях. Как видите, речь идет о взаимных поставках.

С учетом данного нормативного документа инициатива «Евразийский Агроэкспресс» трактуется как интеграционный проект стран ЕАЭС.

Координатором проекта выступает автономная некоммерческая организация по содействию в развитии агропромышленной деятельности «Евразийская Агрологистика». АНО является дирекцией проекта, в составе которой сформирован проектный офис по координации и управлению проектом.

– То есть документарной основой проекта является распоряжение Евразийского межправительственного совета?

– Да. А также ряд соглашений с участниками агропромышленного рынка, заинтересованными в развитии и реализации проекта. Так, подписаны меморандумы и соглашения об инвестиционных намерениях по строительству оптово–распределительного центра с правительством Республики Башкорстостан, соглашение с правительством Республики Татарстан, соглашения с отраслевыми ассоциациями – «Союзмолоко», Национальным союзом птицеводов России и другими агропромышленными группами.

На VII Восточном экономическом форуме 6 сентября 2022 года во Владивостоке между дирекцией проекта АНО «Евразийская Агрологистика» и Российской торговой компанией (РТК) в Китае «Хуа Но Э Сян» (группа «ВЭБ.РФ») подписано соглашение о сотрудничестве в рамках реализации совместного проекта государств – членов Евразийского экономического союза «Евразийский агроэкспресс».

Все эти соглашения и документы определяют рамки долгосрочного сотрудничества участников проекта, цель которого – содействие экспортерам в развитии внешней торговли и организации международных железнодорожных и мультимодальных перевозок в рамках реализации совместного проекта государств – членов Евразийского экономического союза «Евразийский агроэкспресс» по осуществлению ускоренных железнодорожных и мультимодальных перевозок сельскохозяйственной продукции и продовольствия в Китай и другие страны Юго–Восточной и Центральной Азии.

– Вы говорите об интеграции стран ЕАЭС. Но, как мне кажется, в транспортном отношении эти страны достаточно интегрированы, следовательно, логистика здесь уже выстроена, не так ли?

– Международные грузоперевозки не ограничиваются рамками ЕАЭС. К сожалению, санкционная политика ограничила транспортный доступ в западном направлении, резко изменились не только маршруты, но и объемы грузопотоков при отсутствии достаточной обеспечивающей инфраструктуры на новых направлениях и т. д. Это первое. Второе – это то, что проект способствует усилению интеграционных процессов, и не только в рамках ЕАЭС. Сама идеология проекта состоит в том, что интегрированное использование транспортной инфраструктуры между странами ЕАЭС и сопредельными странами обеспечит оптимизацию затрат на логистику, расширит их возможности для международного сотрудничества, в том числе для привлечения инвестиций в трансграничные транспортные проекты стран ЕАЭС.

В целом это позволит достичь запланированных объемов грузоперевозок агропромышленного комплекса между странами ЕАЭС и в направлениях на Китай и страны Центральной и Юго–Восточной Азии – до 500 тыс. тонн к 2025 году и до 1 млн тонн к 2030 году при обеспечении для грузоотправителей (экспортеров и импортеров) конкурентных в отношении морского фрахта ставок и ускоренных сроков доставки. Подчеркну: ускорение сроков доставки грузов является одним из важнейших целевых показателей проекта.

– Перейдем к деталям проекта…

– В настоящее время ключевым экспортно–ориентированным маршрутом агроэкспресса является маршрут Россия – Китай – агрохаб Селятино – морские порты Дальнего Востока – различные провинции Китая. В этом направлении идут регулярные поставки агропромышленной и продовольственной продукции как на экспорт, так и встречного импорта.

По логистическому коридору Россия – Узбекистан по маршруту Селятино – Ташкент – Селятино отправлено несколько пилотов одиночных и групповых рефконтейнеров. Готовится запуск регулярного полносоставного поезда, в подготовке грузовой базы которого участвуют как бизнес–структуры стран проекта, так и курирующие государственные органы России, Казахстана и Узбекистана.

Идет также проработка маршрута Россия – Киргизия: отправлены пилотные партии, идут проработка и комплектация поездной товарной массы, включая и товары народного потребления.

К проекту подключились также страны Каспийского региона и международного транспортного коридора «Север – Юг». По маршруту Хачмас (Азербайджан) – Москва отправлены три пилотных поезда. По маршруту Астара (Иран) – Москва отправлен один пилотный состав из 13 рефконтейнеров.

Идет совместная проработка проектов по формированию агрохабов на территории Ирана и вопросов консолидации товарной массы проекта на маршрутах коридора «Север – Юг».

Дирекция проекта проводит переговоры с представителями транспортной отрасли Таджикистана. В 2022 году к работе присоединилось Торговое представительство РФ в Душанбе, оказывающее организационное содействие в налаживании соответствующих связей. Проведен ряд совещаний с участием руководства проекта «Агроэкспресс», торгового представителя РФ и представителей транспортного бизнеса Таджикистана. По итогам встреч сторонами была достигнута договоренность о проведении рабочих консультаций для запуска пилотных отгрузок.

Практическая реализация проекта по данному маршруту потребует согласования ряда административных и технологических процедур по формированию максимально бесшовного и быстрого прохождения товаров по создаваемому экспортно–импортному каналу мультимодальной доставки в режиме «зеленого коридора», достаточного количества специализированного подвижного состава и складской инфраструктуры, расположенной непосредственно на железнодорожных станциях и обеспечивающей прием и отправку сельхозпродукции, перевозимой преимущественно в рефрижераторных или изотермических контейнерах без нарушения необходимого температурного режима, а также установки благоприятных тарифных условий во взаимодействии железных дорог Таджикистана, Узбекистана, Казахстана и России.

– А как практически участвуют в проекте страны Евразийского Союза?

– Это один из ключевых моментов в развитии проекта «Евразийский Агроэкспресс». Предусматривается создание точек агрохабов и оптово–распределительных центров как в России, так и в странах ЕАЭС, включая маршруты коридоров «Восток – Запад» и «Север – Юг» с увязкой их в единую распределительную сеть, включая создание цифровой экосистемы агрологистики.

В проекте уже активно участвуют ООО «Бремино Групп» (крупнейший агрохолдинг в Республике Беларусь), АО «Славтранс Сервис» (терминал «Селятино», Московская область), АО «КТЖ Экспресс» (Республика Казахстан), ГП «Кыргыз Темир Жолу» (Киргизская Республика), СП «РЖДЛ Транссервис Групп» (Республика Узбекистан).

Ключевым мультимодальным оператором на территории Российской Федерации является АО «РЖД Логистика», для целей проекта закуплен парк современных рефрижераторных контейнеров, идет проработка новых маршрутов в цепочках поставок между агрохабами проекта.

Со стороны Республики Беларусь в качестве соучредителей в проект «Евразийский Агроэкспресс» вошел один из ведущих логистических операторов – ООО «Бремино Групп», который также выступает в качестве управляющей компании особой экономической зоны «Бремино–Орша», имеет терминалы у пунктов пропуска через границу «Брузги» и «Берестовица» на белорусско–польской границе и ряд других объектов.

Для организации регулярного сообщения с Узбекистаном «РЖД Логистика» и узбекистанская логистическая компания «UTI Transit» создали совместное предприятие – ООО «РЖДЛ Транссервис Групп». Компания, базирующаяся в Республике Узбекистан, имеет своей задачей привлечение клиентов на маршруты: Москва – Ташкент – Москва; транзит из КНР в Узбекистан через Казахстан; Казахстан – Узбекистан – Казахстан; Москва – Ташкент – Душанбе. Кроме того, компания принимает активное участие в развитии новых транспортных коридоров из Китая в Афганистан и Пакистан.

Обсуждается возможность отправки двух полносоставных контейнерных поездов в неделю по маршруту Белоруссия – Россия – Киргизия – Казахстан – КНР, включая поезда с рефрижераторными контейнерами для замороженной продукции. Объем перевозок в Китай может составить около 10 тыс. тонн в месяц.

В периметре проекта – задачи по формированию сети агрохабов проекта, определены первые участники на территории Российской Федерации и стран ЕАЭС с предварительными сроками реализации (запуска) в 2023–2024 годах, а именно в городах Казань, Георгиевск (Ставропольский край), Уфа, Шымкент (Республика Казахстан), Бишкек (Киргизская Республика).

– География проекта охватывает обширные регионы. Полагаю, север с югом свяжут несколько маршрутов?

– Вы правы. МТК «Север – Юг» проходит по трем маршрутам: западному – через Азербайджан; центральному – через Каспий; восточному – через Казахстан и Туркменистан.

Дирекцией проекта проводится работа с администрацией регионов расположения оптово–распределительных и транспортно–логистических центров (ОРЦ/ТЛЦ) по вопросу наличия земельных участков, коммуникаций, объемов производства сельскохозяйственной продукции и потенциала региона в поставках сельхозпродукции на экспорт. Подписаны меморандумы и соглашения о сотрудничестве и инвестиционных намерениях с правительствами Республики Башкортостан и Республики Татарстан.

По прогнозам, к 2025 году объемы агропромышленной продукции на этом логистическом маршруте должны возрасти до 200 тыс. тонн, однако уже сейчас очевидно, что будет больше.

Исследование же перспектив роста перевозок по МТК «Север – Юг», проведенное в 2021 году Евразийским банком развития и учитывающее иные промышленные грузы, показало объемы грузовой базы, возможной к привлечению на данный коридор, до 913 млн тонн и 320–660 тыс. контейнеров ДФЭ в перспективе до 2030 года.

МТК «Север – Юг» проходит по трем маршрутам: западному – через Азербайджан; центральному – через Каспий; восточному – через Казахстан и Туркменистан.

Ключевыми вопросами, влияющими на пропускную способность западного маршрута МТК «Север – Юг», а также на формирование приемлемых ценовых и временных параметров контейнерного сервиса, остаются строительство недостающего железнодорожного участка Решт – Астара в Иране и модернизация однопутной неэлектрифицированной линии Османлы – Астара в Азербайджане. Завершение этих проектов позволит сформировать прямое железнодорожное сообщение из России до иранских портов в Персидском заливе.

Согласно экспертным оценкам Иранских железных дорог, в случае строительства линии Решт – Астара перспективный объем перевозок по западной ветви МТК «Север – Юг» на начальном этапе может составить 3–4 млн тонн в год. В настоящее время годовая пропускная способность железнодорожной станции Астара (Иранская), соединенной 10–километровой линией с сетью Азербайджанских железных дорог и находящейся под их управлением, составляет порядка 250–260 тыс. тонн в год.

На транскаспийском маршруте МТК «Север – Юг» развитие перевозок видится в организации линейного судоходства с использованием российских морских портов Оля, Астрахань и Махачкала, которое также будет способствовать и эффективному использованию российской, иранской, туркменской и азербайджанской портовой инфраструктуры.

Российскими, азербайджанскими, иранскими и индийскими логистическими операторами с 2017 года ежегодно согласовываются базовые ставки на перевозки по маршруту контейнеров в составе маршрутных поездов, все стороны подтверждают готовность гарантировать конкурентоспособные сроки доставки.

Прорабатываются и варианты развития перевозок по восточному маршруту МТК «Север – Юг» – через Казахстан и Туркменистан. АО «РЖД Логистика» изучает возможность организации перевозок по данному маршруту зернобобовых, масла, нефтепродуктов, металлопроката, строительных грузов, а также продовольствия в рефрижераторных контейнерах.

В рамках визита президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова в Москву подписаны меморандум о взаимопонимании между ОАО «РЖД» и агентством «Туркмен Демиреллары» агентства транспорта и коммуникаций при кабинете министров Туркменистана и меморандум о сотрудничестве в международных транзитных и грузовых перевозках между АО «РЖД Логистика» и ОАО «Транспортно–логистический центр Туркменистана».

По восточному маршруту МТК «Север – Юг» отправлены первые контейнерные поезда из России в Индию и из Индии в Россию, ведется работа по запуску регулярного контейнерного поезда, установлены конкурентоспособные сквозные ставки с участием Иранских, Казахстанских и Туркменских железных дорог.

– Соответствует ли прогнозам развития проекта транспортная инфраструктура охваченных обновляемой логистикой регионов?

– Хороший вопрос. Инвестпрограммой ОАО «РЖД» запланировано проведение работ по развитию и обновлению инфраструктуры на подходах к портам Азово–Черноморского бассейна на период 2021–2024 годов, что позволит увеличить перевозки грузов в сообщении с Азербайджаном и странами Закавказья по западной ветви МТК «Север – Юг», а также частично направлять грузы на морские порты Грузии и линию Баку – Тбилиси – Карс (Турция).

С целью синхронизации сроков работ ОАО «РЖД» активно взаимодействует с азербайджанской стороной, которая проводит аналогичные мероприятия на линии Баку – Ялама – государственная граница РФ.

Пилотная отправка замороженных сливок из Ирана в Москву в рефконтейнерах прошла успешно – груз доставлен в отличном качестве, идет подготовка отправки пилотных партий свежей плодоовощной продукции.

– Кем будет финансироваться проект?

– Рядом крупнейших банков и фондов, включая и возможности Евразийского банка развития (ЕАБР). Поясню: в современных экономических условиях проект приобретает новый импульс к развитию, речь идет о продовольственной безопасности, развитии агропромышленного комплекса и увеличении динамики экспорта продукции для стран–участниц, многие из которых являются членами ЕАБР.

Дирекция проекта при участии заинтересованных банков и инвесторов планирует развивать логистические терминалы и агрохабы на всем протяжении маршрута, что позволит пере-

ориентировать с автомобильного на железнодорожный транспорт скоропортящиеся грузы без разрыва «холодовой цепи» и при повышении надежности и качества логистических сервисов, а также используя выходы на морские мощности, которые в настоящее время недостаточно задействованы для экспорта продукции центральноазиатских стран.

– Международная логистика – одна из составляющих экономических отношений между странами. Чем проект интересен нашим соседям в коммерческом плане?

– Потенциальные выгоды от участия экспортеров/импортеров в проекте неоспоримы. Отправители и получатели грузов извлекут немало преимуществ. Например, грузовладелец будет знать, что в конкретный день месяца/недели с конкретной точки консолидации грузов – точки ОРЦ – отправляется грузовой контейнерный поезд, на который экспортер может купить грузовой билет по конкурентной публичной и долгосрочной цене услуги. Он же получит возможность использовать для погрузки новые современные рефконтейнеры российской собственности, без затрат на приобретение дорогостоящего оборудования (стоимость 1 рефконтейнера порядка 50 тыс. долл.). Экспортеры смогут воспользоваться комплексными возможностями продвижения агропромышленных товаров на торговые рынки конкретных провинций КНР через агентские механизмы Российской торговой компании (РТК в Китае) как партнера проекта «Евразийский Агроэкспресс». А запущенный для проекта механизм «упрощенный таможенный коридор и фитосанитарный коридор», согласованный контрольными органами стран – участниц маршрута агроэкспресса, позволит обеспечить прозрачность доставки, ускорять сроки доставки товаров до 2–4 суток и снижать издержки в цене продукции.

Подчеркну, что значение совместного проекта усиливается в контексте новых вызовов по обеспечению продовольственной безопасности Союза и связности его государств–членов и с учетом сложностей, вызванных санкционным давлением.

Не случайна здесь и сама миссия проекта – обеспечить продовольственную безопасность, способствовать справедливому и взаимовыгодному распределению продовольственных товаров между странами Евразийского союза и сопредельных государств, увеличить объем экспорта и импорта продукции агропромышленного комплекса.

Беседу вел Шамиль БАЙБЕКОВ



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться