по стабилизации положения с вывозом грузов с Дальнего Востока
Глава государства в режиме видеоконференции провел совещание с членами кабинета министров. На совещании выступил министр транспорта РФ Виталий Савельев. Он доложил о ситуации с вывозом грузов с Дальнего Востока.
Глава Минтранса отметил, что в текущих экономических условиях происходит изменение логистических направлений и товарные потоки развернулись с западных направлений на восток.
– В первую очередь мы видим повышенный спрос на ввоз импортных грузов в контейнерах через морские порты Дальнего Востока. Это связано с ограничениями морских перевозок на северо–западе, ковидными локдаунами в Китае и ежегодным повышением спроса перед новогодними праздниками, – сказал министр.
По его словам, в октябре 2022 года перевалка контейнеров в портах Дальнего Востока увеличилась на 22% относительно октября 2021 года и составила 220 тыс. контейнеров ДФЭ, в том числе экспорт вырос на 32%, а импорт – на 26%.
– Для обеспечения оперативного реагирования Минтрансом совместно с РЖД в сентябре был создан штаб по организации вывоза контейнеров из портовых терминалов Дальнего Востока. Нам удалось в ноябре нарастить вывоз импорта из портов до 2722 ДФЭ в сутки, что выше среднесуточного показателя сентября текущего года на 13%, – доложил глава Минтранса.
Вместе с тем загрузка портовых терминалов остается высокой. По состоянию на 14 ноября фактически загрузка пяти портовых контейнерных терминалов составляла 117% и загрузка шести тыловых терминалов – 74%. В основном это два порта: Владивосток и Восточный. В ожидании выгрузки на понедельник, 14 ноября, находились суда с количеством примерно 15 тыс. контейнеров ДФЭ на борту.
Далее Виталий Савельев подчеркнул, что для удовлетворения повышенного спроса на импорт грузов, необходимых для российской промышленности, и прохождения приближающегося новогоднего праздника – периода спроса на товары народного потребления, а также стабилизации с вывозом контейнеров из портов необходимы следующие меры.
Первая мера – это перевозки с использованием автомобильного транспорта. В общем объеме перевозок импортных контейнеров с Дальнего Востока автомобильная достигла 9% от общего объема. По сути это тот максимум, на который можно использовать автомобильный транспорт на таком большом в общем–то плече.
Вторая мера – увеличить количество контейнерных поездов с полувагонами из терминалов морских портов Дальнего Востока с одного поезда в сутки до пяти. Это позволит вывозить до 710 контейнеров ДФЭ в сутки, или до 21 тыс. ДФЭ в месяц.
Третья мера – увеличить количество контейнерных поездов в восточном направлении на три пары в сутки сроком до конца текущего года, то есть фактически на полтора месяца, за счет снижения перевозок других товаров, в том числе угля. Данное решение, кроме импорта, позволит увеличить также вывоз экспортных грузов. При этом ожидаемый выпадающий объем отгрузок энергетического угля составит порядка 800 тыс. тонн до конца года.
В качестве четвертой меры предлагается рассмотреть возможность увеличения тарифов в 2023 году на контейнерные перевозки на восточном направлении с одновременным снижением тарифов перевозок в порты Северо–Запада. Так, при увеличении тарифа условно на 10% произойдет удорожание товара не более чем на 1%, но при этом появится возможность стимулировать спрос на вывоз контейнеров на северо–запад. Это позволит повысить конкурентоспособность всего маршрута и увеличить объемы перевозок через порты северо–запада.
В заключение министр отметил, что данные меры позволят стабилизировать ситуацию в морских портах Дальнего Востока за счет перевозки дополнительно более 45 тыс. контейнеров с импортными грузами. Озвученные предложения были рассмотрены и приняты на совещании у первого заместителя Председателя Правительства РФ Андрея Белоусова и поддержаны помощниками Президента РФ Максимом Орешкиным и Игорем Левитиным.
Виталий Савельев попросил президента также поддержать эти меры.
Фото: company.rzd.ru