Использование этого маршрута уже сейчас позволяет снизить нагрузку на БАМ и Транссиб.
В августе 2022 года, то есть через несколько месяцев после введения в отношении нашей страны санкций, Правительство РФ утвердило план развития Северного морского пути до 2035 года, подчеркнув тем самым важнейшее значение СМП как единственного международного морского маршрута, находящегося в российской юрисдикции. Использование этого маршрута уже сейчас дает возможность свободно транспортировать добываемые в российской Арктической зоне нефть, природный газ, уголь и снизить нагрузку на Транссиб и БАМ. Дальнейшее развитие СМП, в особенности его восточной части, нацелено на организацию безопасной доставки российских и международных грузов, создание альтернативного международного транспортного коридора и развитие близлежащих территорий.
Согласно плану
План включает в себя более 150 мероприятий, общий объем финансирования – почти 1,8 трлн руб. В числе мероприятий: строительство в Арктической зоне новых терминалов, береговых и гидротехнических сооружений, создание и развитие транспортно–логистических узлов, баз бункеровки и технического обслуживания, а также развитие ледокольного флота.
План сформирован исходя из прогноза существующих и перспективных групп грузопотоков, включающих: грузы сырьевых проектов, реализуемых ПАО «Новатэк», ПАО «Газпром нефть», ПАО «ГМК «Норильский никель», ПАО «Роснефть», ООО «УК «ВостокУголь», ООО «ГДК «Баимская» и др. Эти компании в первую очередь инвестируют средства в арктические проекты по добыче и транспортировке ресурсов, формируют грузовую базу.
По итогам 2023 года объем перевозок по Северному морскому пути составил 36 млн тонн грузов. Введенное европейскими странами эмбарго на поставку российской нефти и нефтепродуктов открыло новое окно возможностей для появления дополнительной грузовой базы на СМП за счет перенаправления российской нефти из портов Балтики на СМП как на самый безопасный и привлекательный маршрут.
В 2024 году госкорпорация «Росатом» совместно с ПАО «НОВАТЭК» планируют запустить круглогодичную навигацию по СМП. Это важно для развития всей Арктики – как в части увеличения объемов грузоперевозок по арктической морской магистрали, так и для привлечения транзитных грузов.
Согласно плану годовой грузопоток по СМП должен составить в 2024 году 80 млн тонн, в 2030–м – 150 млн тонн, в 2035–м – 220 млн тонн.
Планируемый резкий рост грузопотока по Севморпути требует наряду с развитием флота и средств обеспечения судоходства увеличения портовых мощностей. В рамках арктической программы государством и частными инвесторами развернута масштабная работа по развитию арктических портов.
Действующие северные и дальневосточные морские порты модернизируются; строятся и развиваются новые, – вместе они составляют каркас арктического транспортного маршрута.
Громадные вложения в арктические инфраструктурные проекты экономически оправданны: их строительство максимально приближено к местам добычи полезных ископаемых – газа, нефти, угля – с расчетом загрузки согласно уже разведанным и перспективным запасам.
Контракты по экспорту угля, нефти и газа заключаются на длительный период времени. Это дает понимание, какие грузы и в каких объемах можно будет везти до 2035 года.
Важно также, что проекты, имеющие транспортную направленность, способствуют развитию территорий, улучшают качество жизни населения, то есть обеспечивают не только экономический, но и социальный эффект.
Новые объекты строятся, как правило, на основе государственно–частного партнерства. Общий объем государственных инвестиций превышает 110 млрд руб. За развитие портов в границах транспортного коридора отвечает госкорпорация «Росатом», за другие порты в Арктической зоне – Минтранс России.
Вдоль по трассе
Всего на Северном морском пути реализуются порядка десяти крупных портовых проектов, которые будут обеспечивать его грузовую базу от Мурманска до Петропавловска–Камчатского.
Мурманск – один из ключевых портов. Его мощность планируется увеличить на 18 млн тонн. В регионе будет реализовано пять инвестиционных проектов на общую сумму более 112,9 млрд руб. для создания транспортно–логистического комплекса на СМП.
Речь идет о терминалах «Тулома», «Ударник», терминалах для контейнерных грузов и перевалки сжиженного природного газа, а также о комплексе для перегрузки угля и генеральных грузов «Лавна».
Терминал «Тулома» строится в основном под нужды компании «Фосагро», производящей удобрения. Мощность терминала составит 4 млн тонн грузов в год с возможностью увеличения до 6 млн тонн.
Современный рефрижераторный терминал «Ударник» предназначен для обслуживания промысловых судов и доставки рыбопродукции на внутренний и внешний рынки. Терминал будет оказывать услуги по погрузо–разгрузочным работам, складированию и хранению замороженных и охлажденных грузов. Его планируемая мощность – 800 тыс. тонн. Строительство терминала находится на начальной стадии, запуск намечен на 2026 год.
Терминал для контейнерных грузов в Мурманской области строит логистический оператор госкорпорации «Росатом» – ООО «Русатом Карго», в задачи которого входит реализация проекта транзитного коридора по транзиту контейнерных грузов через СМП. В пилотном варианте компания нацелена на перевозку по СМП до 800 тыс. контейнеров в год, а при полномасштабной эксплуатации транспортной артерии – более 4 млн контейнеров. Строительство проекта контейнерного терминала в Мурманске стартовало в 2021 году, пилотную эксплуатацию планируется начать в 2024 году.
Комплекс для перегрузки угля и генеральных грузов «Лавна» строится в два этапа. На первом этапе его мощность составит 9 млн тонн в год, на втором, после выхода на полную мощность, – 18 млн тонн. Строящийся глубоководный причал длиной 660 м будет принимать одновременно два крупнотоннажных балкера дедвейтом от 20 тыс. до 150 тыс. тонн. Кольский залив не замерзает, поэтому терминал будет работать круглогодично без привлечения ледоколов. Инвестиции в проект составляют 34 млрд руб.
В бухте Ура, недалеко от Мурманска, компания «Новатэк» начала строительство крупнейшего в порту комплекса по перегрузке СПГ. Мощность терминала составит 41,4 млн тонн.
Эксперты обсуждают возможность переноса точки трансшипинга из Мурманска в восточном направлении: благодаря этому суда ледового класса смогли бы значительно сократить путь. Так, новые возможности для перевалки нефти по СМП откроет порт в ненецком поселке Индига на берегу Баренцева моря, сейчас ведется его проектирование.
Федеральный мегапроект включает и строительство железной дороги Индига – Сосногорск, и разработку Пижемского месторождения титановых руд и кварцевых песков в Республике Коми.
Порт в Индиге – это вторые незамерзающие глубоководные ворота Западной Арктики после Мурманска: естественные глубины позволяют принимать здесь суда до 250 тыс. тонн, а остаточное тепло Гольфстрима обеспечивает незамерзаемость акватории – лед в январе, феврале и марте, конечно, образуется, но небольшой.
На первом этапе грузооборот порта составит 8,6 млн тонн. Проект вошел в стратегию развития Арктической зоны РФ до 2030 года: он призван вовлечь в экономику страны труднодоступные и недостаточно развитые территории Ненецкого автономного округа и Республики Коми.
В Архангельске строится глубоководный район морского порта. Проект включает два специализированных терминала – для минеральных удобрений, нефтеналивных грузов и газового конденсата, а также четыре универсальных терминала общей мощностью до 38 млн тонн. Проект реализуется в два этапа. Таким образом, программа развития Архангельского порта предполагает диверсификацию грузовой базы за счет создания специализированных терминалов для различных видов грузов.
К глубоководному району планируется построить подъездные автомобильную и железную дороги. Стоимость строительства оценивается в 149,8 млрд руб.
В Архангельской области в активную фазу также вступает проект освоения Павловского месторождения свинцово–цинковых руд Новой Земли. Благодаря ему Россия сможет значительно сократить зависимость от импорта свинца, цинка и марганца – стратегически важных минералов.
Для разработки Павловского в губе Безымянной запланировано строительство нового портового терминала мощностью 365 тыс. тонн.
Пришлось вносить серьезные корректировки в реализацию проекта на Новой Земле. Так, первоначально планировалось разместить горно–обогатительный комбинат в море на понтонах, которые разрабатывали европейские партнеры (это позволило бы не тянуть коммуникации по вечной мерзлоте). Но после введения санкций планы по созданию искусственного острова пришлось оставить – сейчас подготовлена новая концепция освоения месторождения. Проект по созданию порта на Новой Земле тоже пришлось корректировать: количество причалов увеличено с двух до четырех. Разработчики учли перспективы освоения еще одной стратегически значимой территории Новой Земли – Рогачевско–Тайнинского месторождения марганцевых руд. Оно позволит заместить потребности РФ в марганцевом сырье.
На территории Ненецкого автономного округа на базе Кумжинского и Коровинского месторождений построят крупный вертикально–интегрированный газохимический комплекс, где, в частности, будет производиться метанол. Последний все чаще применяют в качестве замены традиционным видам топлива, в том числе и для арктических судов.
Для транспортировки готовой продукции предусмотрено строительство сопутствующей инфраструктуры, включая порт на Печоре с выходом на Северный морской путь, что предполагает также работы по дноуглублению канала по реке.
Это перспективный проект, который принесет налоговые отчисления в бюджет округа и новые рабочие места жителям НАО. Так, на этапе строительства и ввода в эксплуатацию до 2031 года отчисления составят от 1 до 2,5 млрд руб. в год, а при проектной мощности – 9 млрд. Комплекс создаст новые рабочие места: на этапе строительства – более 10 тыс., а в период эксплуатации на постоянной основе на объекте будут заняты до тысячи человек.
Предприятие – наукоемкое производство, требующее высококвалифицированных специалистов, которые повысят общий уровень кадрового потенциала округа. Также появится новая портовая инфраструктура, будет развиваться дорожная сеть – все это смогут использовать и местные жители. Создание новой портовой точки улучшит логистику трассы СМП.
На разных стадиях реализации находятся еще несколько ключевых инфраструктурных проектов в акватории российской Арктики, ориентированных на подтвержденную грузовую базу.
В апреле 2023 года ФГУП «Гидрографическое предприятие» получило разрешение на ввод в эксплуатацию объекта федеральной собственности – терминала сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата «Утренний» в морском порту Сабетта.
Стоимость СПГ–терминала составляет 95,7 млрд руб., проект на 70% финансируется за счет госбюджета РФ.
Строительство терминала «Утренний» позволит увеличить отгрузку углеводородов на экспорт в объеме 21,6 млн тонн в год в рамках освоения месторождения проекта «Арктик СПГ 2», который предусматривает строительство трех технологических линий по производству СПГ общей мощностью 19,8 млн тонн в год и стабильного газового конденсата до 1,6 млн тонн в год.
На полуострове Таймыр, в 40 км от поселка Диксон, компания «Роснефть» строит нефтеналивной терминал – порт бухта Север. Этот стратегически важный объект обеспечит перевалку нефти с месторождений «Восток Ойл».
Порт станет крупнейшим в России нефтеналивным терминалом с парком для приема и хранения нефти (102 резервуара к 2030 году). С использованием инфраструктуры первой очереди объем перевалки нефти через морской терминал порта планируется довести до 30 млн тонн в год с последующим поэтапным выходом на общий объем перевалки до 100 млн тонн в 2030 году.
За счет федерального финансирования будут проведены работы по углублению акватории порта, установлены средства навигации и объекты системы обеспечения безопасности мореплавания. Это даст возможность проводить морские суда ледового класса дедвейтом свыше 120 тыс. тонн. Ввод в эксплуатацию новой портовой инфраструктуры намечен на 2024 год.
Еще одним значимым арктическим проектом, находящимся в активной фазе строительства, является морской терминал «Енисей». Он создается на берегу Карского моря и является одним из ключевых объектов проекта компании «Северная звезда» по освоению Сырадасайского месторождения угля на Таймыре.
Компания реализует в регионе проект строительства Западно–Таймырского промышленного кластера по производству угольных концентратов из коксующихся углей и поставку готовой продукции на экспорт. Кластер будет включать угольный разрез открытого способа добычи, обогатительную фабрику глубокой переработки и морской терминал.
Угольный терминал мощностью 4 млн тонн в год намечено разместить на побережье Енисейского залива, в 70 км южнее поселка Диксон.
Уже проведена автомобильная дорога протяженностью свыше 50 км от будущей обогатительной фабрики до побережья Енисейского залива, построенная на скальном грунте.
Груз с Сырадасайского месторождения до терминала будет доставлять самый длинный в стране закрытый угольный конвейер – его протяженность составит почти 60 км. Не исключено, что в дальнейшем появится и железная дорога.
При реализации проекта будут использоваться новейшие технологии добычи, переработки и транспортировки продукции, исключающие экологические риски и сводящие к минимуму антропогенное воздействие на окружающую среду. В частности, планируется применять системы улавливания угольной пыли, судопогрузочную машину с закрытой системой подачи угля, построить закрытые конвейеры для транспортировки продукции, автономную электростанцию с уникальной горелкой, которая обеспечивает инсинерацию вредных веществ.
С 2026 года терминал «Енисей» обеспечит дополнительную грузовую базу СМП в объеме более 5 млн тонн в год.
На мысе Наглейнын (Чукотский автономный округ) в практическую стадию вступил проект по строительству морского терминала для отгрузки продукции Баимского горно–обогатительного комбината мощностью до 2 млн тонн в год. Баимский ГОК строится для разработки Баимского золото–медного месторождения – крупнейшего в мире неосвоенного месторождения. Суммарный ресурсный потенциал Баимской площади составляет 23 млн тонн меди и 2 тыс. тонн золота.
Специфика реализации этого проекта в том, что при разработке месторождения инвестор намерен построить комбинат, способный перерабатывать всю добытую на карьерах продукцию в регионе, полностью изолированном от энергосистемы. Чтобы обеспечить проект энергоснабжением, было принято решение о строительстве плавучих энергоблоков.
В настоящее время Росатом ведет строительство четырех модернизированных плавучих энергоблоков (МПЭБ), которые обеспечат энергоснабжение Баимской рудной зоны. МПЭБ разрабатываются на базе технических решений плавучего энергоблока «Академик Ломоносов».
На Восточном участке СМП одним из опорных пунктов является порт Тикси на севере Якутии. В порту будет построен глубоководный терминал, который планируется разместить в Хараулахской бухте в районе села Найба, где естественные глубины достигают 12–14 м. С этой целью границы порта Тикси расширят.
Прогнозируемый грузооборот порта к 2032 году по базовому сценарию составит 18,3 млн тонн грузов в год, по интенсивному – 23,1 млн тонн. Реализация проекта послужит толчком для полномасштабного освоения Арктики, а также для решения проблем, связанных с дорогостоящим северным завозом.
В самом северном морском порту России Певек, который планируется использовать также как опорный порт, есть намерения по созданию нового терминала в Чаунской губе мощностью до 2 млн тонн. Использовать его планируется с 2026 года.
Певек является одним из крупнейших портов СМП. Через него проходят более четверти объема поставок морским путем на Чукотку. Кроме того, обеспечивается завоз всех генеральных грузов для компаний, работающих в Чаун–Билибинском промышленном узле. Работу порта планируется сделать круглогодичной за счет оснащения его соответствующим портовым ледокольным флотом.
Крупнейшим проектом за пределами СМП (на Камчатке), имеющим важное значение для логистики перевозок СПГ, соответственно и для грузооборота СМП, является проект компании «Новатэк» по строительству в порту Петропавловск–Камчатский в бухте Бечевинской перегрузочного комплекса СПГ. Его мощность составит 22 млн тонн в год.
В этом же порту компания «Терминал Сероглазка», входящая в рыбопромышленный холдинг «Норебо», создаст комплекс для обслуживания рыбопромысловых судов и перевалки рефрижераторных и контейнерных грузов. Терминал рассчитан на перегрузку до 1 млн тонн грузов в год. Построить его планируется до 2027 года.
Опорные города
По решению Правительства РФ четыре города в Арктической зоне Красноярского края признаны опорными и будут поддержаны бюджетом. Все они также связаны с Северным морским путем – это Норильск, Игарка, Диксон и Дудинка.
Под термином «опорные города» подразумеваются стратегически важные для развития экономики страны населенные пункты, а потому их финансовая и организационная поддержка будет осуществляться государством на системной основе. Каждый из этих городов по–своему уникален.
Так, Дудинский морской порт в Красноярском крае, самый северный международный порт России, одновременно является и морским, и речным портом. Поэтому его значение для северного завоза трудно переоценить. Без работы этого порта невозможна реализация больших инвестиционных проектов в регионе. Он является морскими воротами для доставки грузов для системообразующего предприятия ПАО «ГМК «Норильский никель». Отсюда вывозится и готовая продукция металлургической компании. Идут грузы для таких важных для края мероприятий, как «Серная программа». Это комплексный экологический проект по снижению выбросов диоксида серы на всех предприятиях «Норникеля».
Через порт поступают необходимые материалы для развития заполярной столицы – Норильска. Наконец, без грузов, поступающих в Дудинский порт, не начались бы работы на проектах, о которых уже шла речь – «Восток Ойл» «Роснефти», нефтедобывающий проект с ресурсной базой в 6,5 млрд тонн углеводородов, разработка Сырадасайского месторождения коксующихся углей с запасами в 5,7 млрд тонн.
Освоение Арктики через развитие Северного морского пути дает мощный толчок для движения вперед всем отраслям экономики и территориям. И транспорт в этом движении играет главную роль. С этим нельзя не согласиться.
Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель «ТР», кандидат экономических наук
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.