Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Пароходы из Якутии

Знакомим речников и моряков с «антикварными» книгами–справочниками по флоту.

Недавно, совершенно случайно, в интернете наткнулся на изображение обложек двухтомника «Морские суда СССР 1941–1991». Они там названы «антикварными», поэтому о продаже разговора не было. Стало быть, это не реклама. Книги если и остались, то лишь в единичных (авторских, подарочных) экземплярах. Тиражи разошлись, просто хочется, чтобы об этих справочниках любители флота знали.
Книга, как известно, источник знаний. Особенно это касается справочников, и особая тема – флот. Ведь что ни говори, а пароход или теплоход – это штучный товар. У них есть имена, крестные матери, для экипажей это дом родной, во многих случаях судно – это территория суверенного государства, которую приходится защищать. Гибель корабля – тоже особая история, которую без устали описывают, делают фильмы и телесериалы.
Хочу познакомить речников и моряков с несколькими «антикварными» книгами–справочниками по флоту, отпечатанными в Якутске. Все началось с Лены. В процессе изучения истории Ленского флота попутно подбирались сведения по другим рекам, которые со временем стали мне тоже интересны.
В 2014 году вышла книга «Пароходы Сибири 1844–1918», где были перечислены практически все дореволюционные пароходы, работавшие в Азиатской части России, всего порядка 1200. Было использовано довольно много фотографий из коллекций Н. Залесского, И. Зырянова, Л. Егорова, А. Трошина, Н. Тычкова, Б. Лемачко, М. Селиванова и многих других, сведения из многочисленных архивов.
До этого, в 2011 и 2012 годах, в двух томах вышел справочник «Морские суда СССР 1945–1991», где были перечислены различные вспомогательные суда, трофеи, а также суда, взятые в бербоут–чартер.
Изучив все Регистровые книги, я обратился к «Ллойдам» и «Дженам», но все эти солидные издания не дали ответов на многочисленные вопросы. Для того, чтобы справочник был достоверным, пришлось объехать все крупные портовые города России, где в службах капитанов портов хранились реестры приписного флота и архивы.
Могу с благодарностью вспомнить Владимира Карпенко, при чьем содействии я смог поработать в библиотеке Регистра судоходства, в Мурманском рыбном порту Алексей Усков выделил мне отдельный кабинет. В архангельском порту (Сергей Ястребцев) мне предоставили диван, чтобы я мог поработать после окончания рабочего дня. В Санкт–Петербурге при содействии Александра Глухова я изучил не только реестры, но и другие интересные документы. Большой «урожай» был собран в Находке (Виктор Чернов) и во Владивостокских портах (Анатолий Сидоренко и Владимир Бардык), где наверняка запомнили надолго настырного исследователя. Плодотворной была работа в Петропавловске–Камчатском (Олег Хилинский и Виктор Железняков), большое впечатление на меня произвели Музей Мирового океана и реестры Калининградского порта (Валерий Бодряков), Сочи, Тикси, Дудинка – уже из всего этого понятно, что сведения, помещенные в справочник, были уникальны. Были даны переименования, даты списания более чем на 14 тыс. судов, опубликованы схемы практически на все основные типы советских пароходов и теплоходов. Сегодня эти сведения постепенно перекочевывают на интернет–сайты.
Конечно, я как исследователь Ленского флота не мог пройти мимо «своего» бассейна. В справочнике «Ленский флот» (2015 год) описан не только самоходный флот, но и несамоходный, включая деревянные баржи, коих только Пеледуйская судоверфь (1933–1957) построила более 400 единиц грузоподъемностью до 1300 тонн. Ни в одном бассейне ничего подобного не было и нет.
В 2022 году автор сделал попытку создать справочник по флоту Северной Двины. Тираж был небольшой (так как рынок и спрос не были исследованы), и книга «Пароходы Северной Двины 1825–1918» для широкой аудитории осталась неизвестной.
Дальше – Волжский бассейн. Думаю, что полный список волжских пароходов пытались сделать многие, но все упиралось в огромное количество пароходов, в отсутствие и разбросанность информации, а в старые времена в отсутствие компьютера, без которого немыслимо обработать такую массу сведений. Ведь данные, даже в официальных списках, порой противоречили друг другу, внося путаницу.
Со всеми этими трудностями автору пришлось столкнуться, но работа эта (как всегда, на голом энтузиазме) была завершена, и в 2023 году книга «Волга. Пароходы 1815 – 1918» вышла из печати. Как и предыдущие, книга подготовлена и отпечатана в Якутске.
Тираж, увы, минимальный, поскольку спрос здесь неопределенный. Перечислены 3074 парохода, даны их переименования, технические характеристики и примечания, помещено более 700 фотографий, большая часть которых публикуется впервые. Пароходы не разделены на «волжские», «камские», «окские» и т.д., а даны единым списком.
Естественно, остается множество вопросов как по самым первым пароходам, о которых вообще мало что известно, так и, как ни странно, по судам послереволюционного периода.
Благодаря этим справочникам у любителей истории морского и речного флота появились собранные воедино, разбросанные ранее по спискам МПС, по Регистровым книгам, частичные и порой неполные сведения из интернета. Здесь не упомянуты справочники по военным флотам мира, СССР и России, которые печатались в 1991–2023 годах.

Александр ПАВЛОВ


просмотры:

708

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться