Президент России по видеосвязи принял участие в церемонии спуска на воду атомного ледокола «Чукотка».
Новый ледокол строится на Балтийском заводе по заказу госкорпорации «Росатом». Он стал пятым по счету атомоходом проекта 22220. Эти атомные ледоколы являются самыми большими и мощными в мире, их задача – обеспечение круглогодичной навигации в Арктике.
Президент России Владимир Путин поздравил всех с этим важным этапом в истории нашего современного ледокольного флота.
Глава государства отметил, что атомный ледокол «Чукотка» – уже четвертый серийный ледокол этого проекта. Кроме того, на Балтийском заводе строятся еще два корабля такого же класса: «Якутия» и «Ленинград». А в следующем году должен быть заложен ледокол «Сталинград» этой же серии. Кроме того, на дальневосточной верфи «Звезда» строится атомный ледокол нового поколения «Лидер», самый мощный.
– Создание мощных, современных судов – еще одно воплощение индустриального, научного, кадрового и технологического потенциала России. Именно так – на базе собственных технологий и прорывных научных решений – должна развиваться вся отечественная экономика, – заявил президент, подчеркнув, что от укрепления ледокольного флота страны прямо зависит реализация наших планов по обустройству арктических территорий, наращиванию грузопотока на трассах Северного морского пути.
– Здесь у нас, как известно, амбициозные цели, – отметил Владимир Путин. – Работы впереди много. С учетом этого предлагаю провести специальное совещание по этой тематике, глубоко проработать, подготовить и в комплексе обсудить все вопросы, касающиеся перспективного развития Северного морского пути, выйти при этом на конкретные, предметные решения. Именно так в свое время мы подошли к вопросам развития Восточного полигона, модернизации БАМа и Транссиба. В частности, нужно подумать над формированием более эффективных тарифов на ледокольную проводку грузов, чтобы возможность пользоваться такими услугами была у большего числа перевозчиков, отправителей. Тем более что с каждым годом интерес к этому маршруту растет – со стороны как российских, так и зарубежных компаний – и, уверен, будет расти.
В целом нам предстоит заметно нарастить безопасность и надежность судоходства в этом регионе. Для этого продолжим улучшать качество спутниковой навигации, связи, мониторинга ледовой обстановки, будем модернизировать инфраструктуру арктических портов, прокладывать к ним необходимые железнодорожные магистрали. Речь в том числе о расширении и увеличении мощностей ближних и дальних железнодорожных подходов к Мурманскому транспортному узлу, а также о строительстве Северного широтного хода с перспективными выходами к портам Ямала, Таймыра и севера Красноярского края.
На церемонии выступил министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов.
– Наши судостроители продолжают наращивать российский ледокольный флот, который является самым крупным в мире, – сказал министр. – Для использования нашей главной морской артерии с полной отдачей нужен суверенный крупнотоннажный грузовой флот, включая газовозы, балкеры, контейнеровозы, сухогрузы, нефтеналивные, СПГ–танкеры. Работа по ним ведется на верфи «Звезда». В настоящее время портфель заказов по крупному тоннажу составляет 26 судов. В дополнение к этому объему в перспективном плане загрузки «Звезды» до 2037 года для нужд Севморпути у нас учтено 92 грузовых судна ледового класса.
Чтобы обеспечить более высокий уровень локализации и технологической независимости нашего нового флота, продолжается работа по освоению производства критического судового оборудования. На это у нас нацелена отдельная субсидия, в рамках которой 47 предприятий ведут разработку 89 видов этого нового оборудования. Начиная со следующего года мы выходим на серийное производство первых таких образцов. На следующую трехлетку в бюджете у нас также запланированы средства на эти цели, и отдельно прорабатываем и забюджетировали новые механизмы стимулирования спроса на такое критическое судовое оборудование, чтобы оно было конкурентоспособно.
Президент России дал разрешение на спуск ледокола. Он еще раз поздравил всех с этим событием и отметил, что в позапрошлом году перевозили по Северному морскому пути 34 млн тонн, в 2023–м – 36, в этом году будет 37,6, а в 2030–м будет более 100 млн тонн. Это большие планы, их реализация внесет существенный вклад в развитие транспортной инфраструктуры России, сделает Северный морской путь очень привлекательным и для российских перевозчиков, и для наших партнеров за рубежом.
– Уверен, что Северный морской путь будет только набирать из года в год, и не только в связи с изменением климата, но и в связи с увеличением возможностей российского ледокольного флота, – сказал Владимир Путин.
Юрий НИКИТСКИЙ