С 1 января 2025 года вступают в силу два федеральных закона, которыми режим Российского международного реестра судов (РМРС) продлевается до 2037 года. Законы предусматривают продление пониженных
тарифов страховых взносов в размере ноль процентов. Они позволят судовладельцам экономить 35–45 процентов от эксплуатационных расходов на содержание судна и принимать долгосрочные инвестиционные решения по строительству и приобретению флота под российский
флаг. Также совместными усилиями удалось найти решение по подтверждению для таможенных органов факта регистрации судов в Российском международном реестре судов.
Отмечается, что данный режим дает судовладельцам и морякам возможность работать в российской юрисдикции и быть под защитой государства.
Комментируя газете «Транспорт России» вопрос о продлении режима РМРС, президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин отметил: «У нас этот режим существует с 2011
года после принятия закона о поддержке судостроения и судоходства, который является основополагающим актом для развития российского судоходства и отечественного судостроения». Законопроекты прошли
все согласования, поддержаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально–трудовых отношений (РТК), профсоюзами и работодателями.
Алексей Клявин уверен, что продление конкурентного режима для российского судоходства позволит судовладельцам уже сейчас планировать инвестиции в обновление флота на ближайшие
годы, заказывать суда на российских верфях и быть уверенными, что с учетом периода окупаемости судна они смогут эффективно его использовать. «По большому
счету это не льготы, – пояснил он, – это поддержание конкурентоспособности флота. Прежде чем принять решение о строительстве судна, судовладельцу необходимо понимать, какими
будут основные векторы финансовой политики в среднесрочной перспективе, составить бизнес– план, ведь сроки окупаемости судна длительные – 10, 15, 20 лет.
А наличие своего флота является необходимым условием для устойчивого и динамичного развития российской экономики». Директор департамента госполитики в области морского и
внутреннего водного транспорта Минтранса России Виталий Клюев в ходе заседания Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов в сентябре 2024
года отметил: «Мы знаем, что сегодня привлечение иностранных судов – крайне затруднительная штука в связи с санкционными мероприятиями. Если применять обычный режим налогообложения и платежей, то он не выдерживает конкуренции, не способствует строительству судов на
российских верфях и привлечению судов под российский флаг». Член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб в свою очередь также отмечала,
что с момента введения такого режима количество судов РФ в Российском международном реестре судов увеличилось в два раза, а объемы перевозки грузов – в четыре.
Напомним, что в июне 2023 года, будучи министром транспорта РФ, Виталий Савельев, выступая на совещании с Президентом РФ, отметил, что Минтрансом России был разработан
проект федерального закона,предусматривающий продление до 2037 года режима Российского международного реестра судов. Как рассказал Виталий Савельев, указанный режим, действующий с 2012 года, позволил
за первые 10 лет его применения увеличить количество судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов,почти в 2,5 раза, при этом общий
дедвейт флота увеличился более чем в 4,5 раза.
Ольга ОВСЯНКИНА, обозреватель «ТР»