Строительство портов и терминалов, модернизация шлюзов и гидроузлов, обеспечение судоходства на реках и безопасного плавания судов, организация ледокольного сопровождения на трассах СМП и в замерзающих портах, проведение спасательных операций на море и ликвидация аварийных разливов нефти, подготовка квалифицированных кадров и проведение научных исследований для флота – все это Росморречфлот.
Образованное десять лет назад в системе Минтранса РФ Федеральное агентство морского и речного транспорта справилось с масштабными и амбициозными задачами по выводу отрасли из кризиса.
Эта тема стала центральной в ходе расширенного заседания Совета Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного совета при Росморречфлоте, прошедшего в стенах Московской государственной академии водного транспорта (МГАВТ). На заседании также обсудили итоги работы морского и внутреннего водного транспорта в 2013 году и задачи на 2014 год и среднесрочную перспективу до 2016 года.
В работе совета приняли участие министр транспорта РФ Максим Соколов, заместитель министра Виктор Олерский, представители Федеральной службы безопасности РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства экономического развития РФ, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федеральной службы по тарифам, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, руководители подведомственных Росморречфлоту организаций, представители Республики Крым, бизнес–структур, общественных организаций и ассоциаций морского и речного транспорта.
Аплодисментами было встречено сообщение о том, что в работе расширенного заседания Росморречфлота принимают участие начальник Керченского филиала государственного предприятия «Администрация морских портов Украины» Алексей Шацких и его заместитель по экономике и финансам Денис Дворниченко. Сам по себе этот факт стал свидетельством того, что интегрирование экономики Крыма в российскую уже началось.
Во время встречи не раз подчеркивалось, что вхождение Крыма в состав России укрепило статус нашей страны как великой морской державы. «Мы являемся свидетелями великого исторического момента, когда Россия приобрела совершенно иное качественное значение в мировом масштабе», – заявил министр транспорта, выразив уверенность, что, «не взирая на брошенный деструктивными силами вызов, Россия, как мощный ледокол, преодолеет этот сложный период и выйдет в чистое море обновленной, мощной, великой страной со своей исторической миссией».
Как сказал руководитель Росморречфлота Александр Давыденко, «сегодня основным связующим звеном с Крымом является морской транспорт, что налагает на нас особую ответственность». Развитие инфраструктуры Республики Крым, где ключевым звеном для морского транспорта является паромная переправа Кавказ – Крым – Кавказ, приобретает особую актуальность. «Решением Правительства РФ создана совместная рабочая группа, которая должна изучить количественное и физическое состояние объектов инфраструктуры и транспортного флота, разработать программу их модернизации. Стоит задача интегрировать транспортную систему Крыма в российский транспортный комплекс», – заявил Александр Давыденко.
В ходе заседания состоялся телемост с участниками 27–й конференции Ассоциации морских торговых портов в Санкт–Петербурге. Приветствуя участников конференции, министр транспорта отметил, что благодаря совместной работе с АСОП, авторитетнейшим профессиональным объединением, приняты законы о поддержке судоходства и судостроения, и в целом современное законодательство стало отвечать требованиям, предъявляемым к морской отрасли. «Построенные порты – Усть–Луга, Высоцк, Приморск, новый круизный пассажирский порт в Санкт–Петербурге, строящийся порт Бронка – коренным образом изменили ситуацию на всей Атлантике, Россия вырвала, казалось бы, навсегда утраченное преимущество по перевалке грузов», – сказал Максим Соколов.
Министр подчеркнул, что «важнейшим приоритетом транспортной политики РФ является формирование современной и развитой инфраструктуры, способной обеспечить продвижение грузов и комфортное обслуживание пассажиров, снижение транспортных издержек для развития промышленной и минерально–сырьевой базы».
Важную роль в достижении внутренних и внешнеполитических целей нашей страны, несомненно, играют морской и внутренний водный транспорт. «Именно морская и речная отрасли не только содержат огромный потенциал для своего развития, но и создают мультипликативный эффект для развития других отраслей, создания новых рабочих мест, применения новых технологий, формирования благоприятных условий для развития экономики в целом», – убежден министр транспорта.
За эти годы удалось реализовать и приступить к реализации десятков крупных инвестиционных проектов по созданию портовой инфраструктуры на принципах государственно–частного партнерства. Отмечается положительная динамика прироста портовых мощностей как за счет увеличения средств из бюджета, так и за счет притока частных инвестиций.
На российских верфях спускаются на воду новые грузовые и пассажирские суда, строится ледокольный и аварийно–спасательный флот, повышаются качественные характеристики внутренних водных путей, возрождается арктическое судоходство.
Россия активизировала свою деятельность в зоне освоения Арктики, которая становится стратегическим направлением для нашего государства. Именно на трассах СМП ожидается серьезное увеличение как транзитного, так и внутреннего грузопотока.
Значительное внимание уделяется развитию внутреннего водного транспорта. В настоящее время в стадии обновления и реконструкции находятся практически все крупнейшие гидроузлы России, ведется работа по ликвидации «узких мест». Повышен уровень безопасности на судоходных гидротехнических сооружениях.
«Морская отрасль проявила себя с самой лучшей стороны во время подготовки и проведения Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи. Создан новый круизный порт на Черноморском побережье. Это залог дальнейшего развития, особенно с учетом закрепления на Черном море наших интересов», – выразил уверенность Максим Соколов.
Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко, подводя итоги года, сказал, что в отрасли произошли важные законодательные изменения, связанные прежде всего с законом о морских портах и Кодексом торгового мореплавания. Проведено реформирование администраций морских портов с разделением функций руководителей администраций и капитанов морских портов, начала свою работу Администрация Северного морского пути. Завершен самый сложный этап реформирования Госморспасслужбы России: силы и средства спасания на море интегрированы в единое учреждение с единым центром управления.
Разработанная и одобренная Правительством РФ Стратегия развития внутреннего водного транспорта позволит повысить инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность речного судоходства.
За прошедший год перевозки грузов морским флотом под российским флагом и контролируемым российскими судовладельцами выросли и составили 203 млн тонн. Транзитные перевозки по Северному морскому пути между портами иностранных государств увеличились в два раза и составили более 600 тыс. тонн, а количество заявок на плавание увеличилось более чем в 3 раза.
Морской флот в 2013 году пополнился 35 транспортными судами общим дедвейтом около миллиона тонн. В 2014 году ожидается поставка еще 8 судов общим тоннажем почти миллион тонн. Всего в 2013 году введено в строй портовых мощностей на 30,5 млн тонн. В 2014 году планируется увеличение мощностей еще на 30 млн тонн. Объем переработки грузов в морских портах возрос почти на 4% и составил около 590 млн тонн.
«Объем финансирования портовой инфраструктуры из федерального бюджета составил
28,2 млрд руб., при этом частных инвестиций было привлечено в отрасль в 4 раза больше, – сказал Александр Давыденко. – В целом к 2016–2018 годам мы планируем обеспечить перевалку грузов в объеме
740 млн тонн в год, при этом будем иметь 15%–ный резерв пропускной способности».
По словам Александра Давыденко, объем перевозок грузов на внутреннем водном транспорте в 2013 году, включая перевозки в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, несколько снизился по сравнению с 2012 годом и составил 136,9 млн тонн. При этом на отдельных направлениях наблюдался рост грузопотоков по внутренним водным путям. Вновь увеличился грузопоток по Волго–Донскому судоходному каналу: за навигацию 2013 года по нему перевезено 12,7 млн тонн грузов, что на 12% больше максимального объема перевозок, достигнутого в 1983 году.
На снижение перевозок грузов на внутреннем водном транспорте в целом повлияли сокращение потребностей строительного комплекса, корректировка программ освоения сибирских месторождений в бассейнах рек Обь и Иртыш, наводнение в Амурском и маловодность в Ленском бассейнах.
«Объем перевалки грузов в речных портах также уменьшился и составил 176 млн тонн. В текущем году мы прогнозируем восстановление объемов перевозки и перевалки грузов речным транспортом. Для достижения этих показателей разрабатывается соглашение с союзом «Национальная палата судоходства» и Ассоциацией портов и судовладельцев речного транспорта о взаимных обязательствах государства и бизнеса», – подчеркнул руководитель Росморречфлота.
Федеральное агентство уделяет особое внимание качественным характеристикам внутренних водных путей. В навигацию 2013 года на 500 км увеличена протяженность ВВП с гарантированными габаритами судовых ходов, увеличилось количество судоходных гидротехнических сооружений, имеющих нормальный уровень безопасности. Повышен уровень безопасности на 39 сооружениях. К 2016 году планируется вывести все СГТС на нормальный уровень безопасности.
На заседании совета министр транспорта РФ вручил ведомственные награды работникам предприятий морского и внутреннего водного транспорта за добросовестный и самоотверженный труд на благо отрасли. Работники подведомственных предприятий Росморречфлота и предприятий Хабаровского края и Амурской области, проявившие мужество при ликвидации последствий катастрофического наводнения на Амуре, были награждены медалями МЧС России за усердие. Заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский вручил вымпелы победителям конкурса «Лидер отрасли» в семи номинациях.
«Водная стихия закалила ваш характер, а ваша уверенность в будущем отечественного флота – залог успешного решения стоящих перед отраслью задач», – сказал в заключение Максим Соколов.
Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»
Фото Владимира БУРНОВА
27.03.2014
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.