Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Масштаб глубины

Дноуглубление сохраняет динамику развития.
В Москве состоялся IV ежегодный Международный форум дноуглубительных компаний. При содействии Минтранса России, Росморречфлота, ФГУП «Росморпорт» и Международной ассоциации дноуглубительных компаний в столице встретились представители исполнительной власти, профильных министерств и ведомств, ряда глав морских администраций зарубежных государств, международных и российских дноуглубительных компаний, инвесторы, производители дноуглубительной техники, заказчики работ и поставщики оборудования для флота. Всего в работе форума приняли участие около 200 делегатов.
Международный форум состоялся накануне открытия сезона дноуглубительных и гидротехнических работ в большинстве российских портов. Это самая горячая пора для отраслевых компаний, которые борются за новые заказы. И это придало дискуссиям особую остроту.
Программа форума была посвящена самым современным технологиям проведения дноуглубительных и гидротехнических работ. Спикеры и делегаты на примере реальных проектов рассмотрели особенности проведения подводных работ, использования соответствующего флота и техники.
Участники форума обсудили ход строительства самого северного в мире морского порта для отгрузки сжиженного природного газа Сабетта. Эксперты едины во мнении, что этот проект имеет особое значение. Он беспрецедентен не только для России, но и для всего мира, и в нынешнем году реализация проекта вступает в свою активную фазу. Дно-
углубительные работы в порту Сабетта планируется завершить до конца 2017 года.
На данный момент, как сообщил представитель компании по сопровождению дноуглубительных работ в Сабетте, продолжены работы по морскому каналу, по второму этапу его строительства, и в навигацию 2017 года планируется полностью закончить дноуглубительные работы на объекте.
Сегодня уже совершенно очевидно, что этот мегапроект опроверг все опасения скептиков. Это тот случай, когда замечательная идея нашла успешное и талантливое воплощение. Более того, специалисты указывают на новые возможности, которые открываются перед Ямалом. Как отметил представитель одной из строительных компаний, возводимые причалы подготовительного этапа сейчас нужны для того, чтобы построить завод. А в последующем они станут нужны региону в целом, потому что, как уже планируют региональные власти, их можно будет использовать в качестве портовых грузовых причалов для доставки туда различных грузов, обустройства месторождений и поселков, а также для отгрузки грузов по Северному морскому пути или дальше.
В 2017 году стартует строительство многих крупных инфраструктурных объектов на внутренних водных путях и в морских портах России. В рамках форума состоялись дискуссии по проектам строительства Городецкого и Багаевского гидроузлов, нового сухогрузного района порта Тамань, строительства грузопассажирского терминала в пос. Пионерское Калининградской области и других.
В ходе форума были представлены российские разработки дноуглубительной техники, а также рассмотрены технологии проведения дноуглубительных и гидротехнических работ, нацеленные на минимизацию их стоимости. Крупнейшие иностранные производители специализированного оборудования и флота рассказали на форуме о своих планах по возможной локализации производства в России. Зарубежные компании начинают осознавать, что российский рынок портового строительства все больше дистанцируется от иностранных подрядчиков. Поэтому дискуссии отличались конкретностью и конструктивностью.
Российские участники получили информацию из первых уст о новых мировых технологиях проведения дноуглубительных работ, а иностранные участники – информацию о перспективах и условиях сохранения своих позиций на российском дноуглубительном рынке.
Одной из наиболее важных на форуме стала сессия «Судостроение», в ходе которой темами обсуждения были инновационные решения для дноуглубительной отрасли и локализация производства в России, строительство дноуглубительных судов в России, высокие технологии дноуглубления, малые и большие многоцелевые земснаряды, многофункциональная платформа как комплексное решение для проведения подводно–технических работ на акватории морских портов и внутренних водных путей. Отмечалось, что российские заводы уже строят такие суда, включая изготовление технологического оборудования (грунтовых насосов, фрез и т. п.).
Руководитель дирекции программы «Суда река–море» АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) Сергей Итальянцев призвал к локализации производства дноуглубительного флота и оборудования в России и рассказал о конкретных шагах по локализации производства высокотехнологичной дно-
углубительной техники иностранными компаниями в нашей стране. Преимуществами локализованного иностранного продукта являются: наличие развитой сервисной базы и обеспечение запчастями за пределами РФ, сила товарного знака (бренда), наличие опыта эксплуатации используемого оборудования, сжатые сроки начала производства, возможность использования существующей производственно–испытательной базы предприятий отечественной промышленности. При этом стоимость продукта ниже стоимости импортированного изделия.
Представитель ОСК сообщил также о подготовке на верфях разделительной ведомости по оборудованию и о шагах по передаче российским верфям зарубежных технологий.
В частности, иностранная компания Damen в 2016 году поставила в Россию 16 судов. Как сообщил представитель компании, в нашу страну поставлены четыре дноуглубительных судна с объемом трюма от 1000 до 2000 куб. м, восемь судов технического и вспомогательного флота, 38 дноуглубительных насосов и другое оборудование. Для обеспечения дноуглубительных работ в акваториях портов, на каналах, реках и озерах компания разработала целый ряд дноуглубительных судов, и сегодня она объединяет 40 судостроительных и судоремонтных верфей.
Впрочем, как уже отмечалось, практически верфи ОСК готовы строить дноуглубительные суда. Прежде всего – это завод «Красное Сормово», который обеспечил строительство серии земснарядов проекта TSHD 1000. Также Хабаровский судостроительный завод имеет опыт строительства дноуглубительного флота. Среди готовых к выполнению заказов на дноуглубительные суда назывался также астраханский завод «Лотос».
Однако участники сессии отметили, что дноуглубительная отрасль находится еще в самом начале пути. Пока заказчикам поставлено крайне незначительное по сравнению с фактическими потребностями количество судов. Необходима серийная постройка и земснарядов, и их оборудования. Без серий нельзя реально обеспечить привлечение иностранных партнеров – для запуска локализованного производства им, безусловно, необходимо видеть свои перспективы, в том числе и доходы.
Один из позитивных примеров: Онежский судостроительно–судоремонтный завод (Петрозаводск, Карелия) в феврале 2017 года спустил на воду четвертый рабочий катер ST23WIМ, который получил название «Евгений Васильев». Проект судна разработан КБ компании «Морская Техника», всего планируется выпуск шести катеров данного проекта, которые предназначены для доставки лоцманов, комиссий и членов экипажей на другие суда, а также для перевозки грузов.
На форуме генеральный секретарь Международной ассоциации дноуглубительных компаний (IADC) Рене Колман передал руководителю проекта «Сабетта» компании «УСК МОСТ» Вячеславу Тюнину обновленные стандарты контракта на проведение дно-
углубительных работ Международной ассоциации инженеров–консультантов (FIDIC) на русском языке. Вячеслав Тюнин, в свою очередь, поблагодарил за «фундаментальный труд» и выразил уверенность, что документ будет использоваться в работе.
Повышенный интерес на форуме вызвал отечественный проект создания многофункциональной платформы. Большинством участников форума опыт проектирования, строительства и эксплуатации первой российской многофункциональной платформы был высоко оценен. При этом дноуглубительными компаниями проявлен интерес к покупке данной платформы, а судостроительными предприятиями – интерес к совместному строительству судов по российскому проекту.

Вячеслав ЛОБОВ,
обозреватель «ТР»


просмотры:

493

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться