Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Оптимальная глубина

В Москве прошел II конгресс «Гидротехнические сооружения и дноуглубление».

Конгресс объединил VI Международный форум дноуглубительных компаний и II техническую конференцию «Современные решения для гидротехнических работ».
Для участия в мероприятии зарегистрировались более 200 российских и иностранных специалистов.
Программа конгресса включала в себя рассмотрение современных технологий проведения дноуглубительных и гидротехнических работ в морских портах. Участие в дискуссии приняли заместитель руководителя Росморречфлота Надежда Жихарева, генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Андрей Лаврищев, заместители генерального директора предприятия и работники центрального аппарата и филиалов, представители ведомств, а также крупнейших дноуглубительных компаний.
В первый день работы конгресса Андрей Лаврищев выступил с докладом на тему: «Перспективные проекты развития морской портовой инфраструктуры, включающие строительство гидротехнических сооружений и дноуглубление». Он отметил, что на сегодняшний день морское портовое хозяйство России насчитывает свыше 892 портовых комплексов, расположенных в 67 морских портах, общей мощностью более 1 млрд тонн. Протяженность причального фронта составляет около 148 тыс. погонных метров.
В настоящее время предприятием реализуются три крупных проекта строительства морских терминалов:
– международного терминала для приема круизных и грузопассажирских судов в городе Пионерский Калининградской области;
– комплекса береговой инфраструктуры в морском порту Геленджик;
– транспортно–перегрузочного комплекса для перевалки угля в бухте Мучке.
Эти масштабные комплексные стройки включают создание оградительных, берегоукрепительных и причальных сооружений, зданий и объектов системы обеспечения безопасности мореплавания, а также дноуглубительные работы.
Ежегодно Росморпорт выполняет дноуглубительные работы с использованием 18 земснарядов, 12 грунтоотвозных шаланд и другой вспомогательной техники. За 2018 год предприятием выполнены ремонтные дноуглубительные работы в объеме порядка 8 млн куб. м на 57 объектах. Таким образом, в целом обеспечены навигационные параметры на более чем 360 подводных ГТС.
Объем дноуглубительных работ ФГУП «Росморпорт» в 2019 году по плану составит 12,1 млн куб. м, сообщил Андрей Лаврищев. По его данным, в том числе объем ремонтного дноуглубления должен составить 10,4 млн куб. м, дноуглубления при новом строительстве – 1,7 млн куб. м. При этом собственными средствами планируется провести работы в объеме 8,4 млн куб. м.
Порты, в которых будет проводиться дноуглубление в рамках реализации проектов развития: Калининград, Геленджик, Ванино, Холмск.
В тот же день более подробно о современном дноуглубительном флоте предприятия рассказал заместитель гендиректора по флоту ФГУП Росморпорт Василий Стругов. Он сообщил, что в настоящее время «Росморпорт» располагает 30 судами, выполняющими ремонтные дноуглубительные работы. Предприятие постоянно наращивает количество собственной дноуглубительной и вспомогательной техники. Если в 2015 году в составе дноуглубительного флота предприятия было 8 земснарядов, средний возраст которых составлял 29 лет, то к 2018 году флот пополнился 10 единицами земснарядов, большинство из которых являются новыми высокопроизводительными судами. Это позволило увеличить долю объемов собственной техники с 52% в 2015 году до 70% в 2018 году.
В своем докладе Василий Стругов подчеркнул, что для максимально эффективного использования собственных земснарядов организована работа дноуглубительной техники в постоянном режиме. При наступлении ледовой обстановки суда передислоцируются в незамерзающие морские порты и возвращаются в порт приписки на период летней навигации.
В 2019 году Росморпорт планирует закупить один земснаряд и две грунтоотвозные баржи. Что касается внедрения новой техники, Росморпорт намерен в скором времени испытать безэкипажную грунтоотвозную шаланду. Шаланда «Рабочая» с вместимостью трюма 900 куб. м строится на Онежском судостроительно–судоремонтном заводе и планируется к сдаче в мае.
Второй день форума был посвящен вопросам совершенствования нормативного правового регулирования в области строительства морских портов, в том числе при эксплуатации и ремонте портовых ГТС. Помимо этого участники конгресса обсудили современные технологии в области гидростроительства, а также вопросы обеспечения безопасности портовых гидротехнических сооружений.
Департамент государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России в течение двух недель проанализирует существующую нормативно–правовую базу по гидротехническим сооружениям, сообщил заместитель директора департамента Андрей Козлов. По его словам, после этого
совместно с Росморречфлотом и Ассоциацией морских торговых портов планируется составить план–график по совершенствованию этой базы.
Напомним: Президент России Владимир Путин в Послании к Федеральному собранию поставил задачу проанализировать существующую нормативную базу и оптимизировать ее.
Заместитель руководителя Росморречфлота Надежда Жихарева рассказала участникам конгресса, что документы по финансово–организационной модели концессионного соглашения по проекту сухогрузного района порта Тамань планируется передать в Правительство РФ в марте. По ее словам, ранее Минтрансу и Росморречфлоту было дано поручение дополнительно проработать данную модель с заявлявшимися ранее и новыми инвесторами.
Создание сухогрузного района морского порта Тамань предполагает строительство терминалов для перевалки балкерных и генеральных грузов. Таким образом, совокупная мощность сухогрузного района составит более 91 млн тонн в год.
Советник генерального директора ФГУП «Нацрыбресурс» Виктор Чеботаев выступил с докладом по проблемам нормативного регулирования поддержания проектных глубин акваторий морских портов и обеспечения безопасности судоходства, который вызвал большой интерес у специалистов.
Одной из системных проблем морских портов остается уменьшение глубин в прикордонной зоне причалов вследствие заносимости акваторий донными отложениями, а также их засорения продуктами хозяйственной деятельности портов. Та же проблема касается подходных каналов и операционных акваторий.
Уменьшение глубин в указанных типах акваторий ведет к невозможности использования гидротехнических сооружений для приема судов того водоизмещения, которое заявлялось при проектировании и строительстве порта. Соответственно, неизбежны финансовые потери операторов портов и всего транспортно–логистического узла в целом. И эти потери несравнимо выше затрат на регулярное проведение регламентных работ по дноуглублению соответствующих акваторий.
«Ремонтное дноуглубление в отличие от нового строительства не характеризуется значительными объемами, но требует регулярности. Речь здесь идет о необходимости извлечения нескольких сотен или тысяч кубометров грунта, но делать это нужно из года в год, регулярно», – отметил в своем выступлении Виктор Чеботаев.
Специалисты предприятия определили несколько факторов, мешающих решению данной проблемы. Это прежде всего излишне усложненная административная процедура оформления работ, вызывающая их затягивание и необоснованное удорожание. Сложную административную процедуру приходится проходить для получения возможности захоронения грунта, извлеченного в портовых акваториях. Сказывается также и отсутствие подводных отвалов для дампинга грунта в районах морских портов, а также недостаток на рынке дноуглубительных снарядов малой производительности.
Виктор Чеботаев считает, что решением описанных проблем могли бы стать системные изменения природоохранного и морского законодательства, которые бы позволяли:
– устранить требования о необходимости получения заключения государственной экологической экспертизы при подготовке проектной документации на дноуглубление, извлечение предметов, мешающих судоходству, и иную повседневную деятельность в пределах границ акватории морского порта;
– создать и эффективно использовать федеральную сеть согласованных всеми ведомствами полигонов дампинга с привязкой к морским портам. При этом поручить их администрирование службам капитанов портов. И главное – создать простые и понятные, «быстрые» регламенты оформления захоронения грунта на этих полигонах с определением и утверждением тарифов утилизационных сборов;
– создать систему государственного экологического мониторинга донных отложений в акваториях морских портов и на федеральной сети полигонов дампинга, построенную на принципах экологического зонирования, с определением и утверждением перечня тарифов компенсационных сборов;
– создать систему сбора компенсационных и утилизационных платежей при проведении дно-
углублений в пределах акватории морских портов в режиме «одного окна». ФГУП «Нацрыбресурс» готово войти в состав рабочей группы с целью совершенствования законодательства в сфере дноуглубительных и подводно–технических работ в границах морских портов.
Эти предложения были поддержаны участниками конгресса. С представителями Росморречфлота и Росморпорта был согласован механизм создания соответствующей рабочей группы.
Заслуживает внимания специалистов опыт проведения научно–исследовательских работ по освоению Арктики и по дноуглублению на примере ПАО «НОВАТЭК». Крупномасштабные проекты в области производства сжиженного природного газа (СПГ) и его морской транспортировки, которые в последние 10 лет реализует предприятие, дают исключительно богатый практический исходный материал для совершенствования научных подходов, для планирования и проведения научно–исследовательских работ (НИР) в области освоения Арктики, проектирования и строительства портовых ГТС в условиях Заполярья, а также судостроения, судовождения и дноуглубления в сложных ледовых условиях.
В качестве иллюстрации можно взять морской канал в северной части Обской губы. Канал спроектирован в виде прямой линии на основе исходных гидрологических и геоморфологических сведений с большим сроком давности и уверенности в статичном положении ледового покрова в течение зимнего периода. После нескольких лет его эксплуатации и сбора свежих данных о ледовых условиях стало ясно, что лед в этой части Обской губы подвержен дрейфу, и было бы эффективнее и безопаснее изменить конфигурацию канала. Здесь важен системный научный подход.
В качестве положительного результата применения таких подходов следует отметить введение ФГУП «Росморпорт» в 2008 году удельного показателя «средняя стоимость 1 кубометра дноуглубительных работ». Это привело к постепенному снижению стоимости ремонтного дноуглубления, к выполнению научно–исследовательской работы, которая завершилась введением государственного сметного норматива на дноуглубительные работы, а также к обоснованию и последующему строительству серии собственных земснарядов.

Вячеслав ЛОБОВ,
обозреватель «ТР»



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться