Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

В фокусе – Арктика

В Архангельске прошла Арктическая форумная неделя.

Мероприятие состоялось в режиме видеоконференции, объединив три деловых форума, посвященных развитию экономического потенциала северных регионов РФ.

Организаторы – правительство Архангельской области, Агентство регионального развития Архангельской области, ассоциация «Кластер судостроения и производства морской техники Архангельской области», ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие».
Арктическая форумная неделя собрала представителей федеральных министерств и региональных органов власти, нефтегазовых операторов, крупных промышленных и транспортно–логистических компаний, судостроительных и судоремонтных заводов, экспертов, ученых.
Ключевым мероприятием стал восьмой международный форум «Арктические проекты – сегодня и завтра». Участники дискуссии говорили о реализации крупнейших инвестиционных проектов в Арктической зоне: «Ямал СПГ», «Арктик СПГ–2», освоение газового месторождения «Каменномысское–море» на Ямале, создание Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений в Мурманской области, разработка Крузенштернского и Харасавэйского месторождений, разработка Павловского свинцово–цинкового месторождения на Новой Земле и т. д.
В Архангельске в третий раз прошел форум «Судостроение в Арктике», где представители ведущих судостроительных, машиностроительных, инжиниринговых компаний обсудили проблемы и возможности развития судостроительной отрасли России в контексте освоения Арктики.
Также в рамках Арктической форумной недели состоялся «круглый стол», посвященный развитию гражданской авиации как необходимого элемента для реализации арктических проектов.
Впервые организаторы провели форум «Порты Арктики», посвященный вопросам развития портовой инфраструктуры Арктической зоны Российской Федерации, где были представлены проекты строительства и модернизации портов в Арктике, дана оценка уровню технологического развития портовой инфраструктуры Севморпути.

Столица Поморья

Архангельская область является одним из ключевых регионов российской Арктической зоны, который вносит существенный вклад в освоение полярных рубежей. Порт Архангельск – первый морской порт России, основанный в 1584 году на Северной Двине. На арктическом направлении порт является основным связующим звеном в транспортно–логистическом обеспечении.
«Архангельск исторически является одним из центров отечественного судоходства и судостроения. Круглогодичный морской порт Архангельск – главный снабженец всех без исключения арктических проектов, таких как «Арктик СПГ–2», «Ямал СПГ», «Обский СПГ», – подчеркнул директор ассоциации «Кластер судостроения и производства морской техники Архангельской области» Сергей Смирнов, открывая дискуссию.
На территории Архангельского транспортного узла (АТУ) работают 12 универсальных и специализированных терминалов. Деятельность архангельских стивидоров – Архангельский морской торговый порт, порт «Экономия», Архангельский речной порт, Соломбальский терминал (ЗАО «АКС»), архангельский траловый флот (АО «АТФ»), «МРТС терминал» – создает значительный мультипликативный эффект для всего региона. От слаженности и синхронности работы всех участников АТУ зависит реализация арктических инфраструктурных инвестиционных проектов в Арктике. «В последние годы эти терминалы были реконструированы, проведена модернизация транспортной и технической инфраструктуры. По нашей оценке, только за последние 7 лет общие инвестиции частных компаний составили порядка 25 млрд руб.», – сообщил Сергей Смирнов.
Региональный рынок судо-
владельцев сложился много лет назад и главным образом ориентирован на транспортировку грузов по СМП, обеспечение территорий Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока основными жизненно важными товарами, строительство и обустройство различных объектов и месторождений. Общее количество флота в Архангельской области составляет более 300 судов. Из них круглогодичную навигацию выполняют более 55 грузовых судов. В период с 2013 по 2020 год региональные судовладельцы приобрели 25 судов ледового класса водоизмещением от 10 до 18 тыс. тонн.
Ближайшие перспективы развития порта Архангельск связаны с наращиванием перевалки грузов для освоения арктических месторождений углеводородного сырья, привлечением новых грузовладельцев. Необходимо развитие терминалов не только для универсальных арктических грузов, но и для специализированных грузов. Такая диверсификация грузопотоков придаст морскому порту более высокую устойчивость. «Развитие архангельского порта мы связываем с контейнеризацией грузов. Сегодня погрузочно–разгрузочный терминал «Экономия» – единственный терминал в Арктической зоне, обрабатывающий контейнерные грузы. Мощности этого терминала позволяют обрабатывать до 75 тыс. 20–футовых контейнеров в год. Многие грузы могут быть контейнеризированы, это удобно для грузовладельцев, эффективно и выгодно для терминалов и судоходных компаний», – заявил Сергей Смирнов.
Еще один вектор развития порта – перевалка рыбной продукции. Уже три года компания «Доброфлот» доставляет в Архангельск рыбу по СМП. Переход с Дальнего Востока занимает менее двух недель. Рыбную продукцию принимает рыбный порт, принадлежащий Архангельскому траловому флоту. Из Архангельска продукцию направляют торговым предприятиям в центральную часть России по кратчайшему маршруту.
«Совместно с правительством Архангельской области разрабатывается концепция контейнерной линии по новым морским маршрутам с использованием Севморпути на Дальний Восток и в страны АТР. Для этого необходимо переориентировать часть контейнерного экспорта и текущего вагонного экспорта в Китай на новый морской маршрут. Морской порт Архангельск располагает всем необходимым потенциалом, освоение новых грузопотоков может быть реализовано в среднесрочной перспективе», – проинформировал Сергей Смирнов.
Директор по направлению аналитика и логистика ООО «Морстройтехнология» Александр Головизнин считает, что для организации контейнерной линии на Архангельск необходимо сразу строить флот, начиная с 5–7–10 судов, организовывать и строить точки перевалки. «Начальные инвестиции и риски очень высоки, даже если развивать проект поэтапно. Это должны быть большие суда–контейнеровозы ледового класса Arc7. Если ничего не получится, что с этим арктическим контейнерным флотом делать дальше? Он неликвиден и нецелесообразен для использования в других регионах. Нельзя попробовать чуть–чуть, надо сразу окунаться с головой», – резюмировал Александр Головизнин.

Арктическая столица Якутии

В связи с возрастающей хозяйственной деятельностью в Арктике повышается роль морских портов как транспортно–логистических центров. В устье р. Лена расположен один из таких центров – порт Тикси, один из старейших портов СМП, созданный в 30–е годы прошлого столетия.
Архангельск для Якутии всегда был входной базой по северному завозу. В советское время все продовольствие, особенно скоропорт, доставлялось через Архангельск в Тикси и далее на самолетах – по всей Арктике. В 1986 году в морском порту Тикси перерабатывались 800 тыс. тонн грузов. «В современных условиях этот маршрут станет основным для обеспечения арктических регионов Якутии. Поставлена задача до 2035 года перерабатывать в морском порту Тикси до 300 тыс. тонн грузов», – сказал постоянный представитель Республики Саха (Якутия) при Президенте РФ – первый заместитель председателя правительства РС(Я) Андрей Федотов.
Дальнейшее развитие морского порта Тикси связано с геологоразведкой и освоением месторождений углеводородов. Морской порт Тикси расширит свои границы за счет строительства специального глубоководного причала в районе с. Найба, что создаст дополнительные грузопотоки для Архангельска.
В июле 2020 года была проведена уникальная операция по перевалке крупногабаритного оборудования в порту Тикси для Иркутской нефтяной компании. Таким образом, порт Тикси получает новую роль в обеспечении уникальным оборудованием промышленных проектов в Восточной Сибири (ЯТЭК, золотодобывающие компании).
Также Тикси рассматривается как база управления восточной частью СМП, здесь будет создано аварийно–спасательное подразделение на море и на берегу.
Подсчитано, что на территории Арктической зоны РС(Я) находятся до 5 млн тонн металлолома, или 83% от общего количества металлолома в Арктике. В рамках программы «Чистая страна» весь собранный металлолом по рекам будет вывозиться в морской порт Тикси для последующей отправки по СМП на металлургические комбинаты.
Любой порт в Арктике – это центр экономического роста. В этой связи обсуждается идея организации арктического туризма по всему побережью Арктики, начиная от Мурманска до Тикси.

Преференции для развития

Директор Департамента резидентской политики АО «Корпорация развития Дальнего Востока» Сергей Скалий поделился опытом использования преференциальных режимов для развития портовой инфраструктуры Дальнего Востока и Арктики.
С начала деятельности корпорации зарегистрированы 2543 резидента, при этом 6 резидентов зарегистрированы в АЗ РФ, 338 организаций приступили к операционной деятельности. Общий объем заявленных инвестиций превышает 4,7 трлн руб. по всем проектам, порядка 1 млрд руб. уже вложено, с резидентами Арктической зоны подписаны обязывающие соглашения на 15,3 млрд руб. Созданы порядка 44,7 тыс. рабочих мест, 600 рабочих мест – в АЗ РФ. Реализуются 289 мероприятий по созданию инфраструктуры.
Сергей Скалий привел в пример крупнейшие проекты ТОР в области строительства и модернизации портовой инфраструктуры в АЗ РФ. Это ТОР «Якутия», где будет построен грузовой терминал в п. Нижний Бестях. Терминал призван облегчить проблему завоза в Заполярье жизненно важных грузов, которая стала актуальной из–за обмеления в последнее десятилетие р. Лены – одной из главных транспортных артерий Якутии. Общая мощность терминала – 2 млн тонн грузов в год. Период реализации проекта – 2020–2024 годы. Объем запланированных инвестиций – около 3195 млн руб.
ТОР «Столица Арктики» (Мурманская область) будет расположена на территориях города Мурманска и Кольского района. В рамках ТОР рассматривается реализация 4 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 127 млрд руб. и созданием более 1,5 тыс. рабочих мест. В частности, здесь будет построен современный рефрижераторный морской терминал для рыбопромышленных компаний с полным сервисом по обслуживанию рыбопромысловых судов и доставке рыбопродукции на внутренний и внешний рынки. Период реализации – 2020–2026 годы. Запланированный объем инвестиций порядка 3423 млн руб.
ТОР «Чукотка» – техническое перевооружение морского порта «Беринговский» с целью обеспечения экспорта угля в период летней навигации. Период реализации – 2016–2024 годы. Объем инвестиций – 495 млн руб.
Сегодня вся российская Арктика стала, по сути, одной большой экономической зоной. Чтобы стать резидентом АЗ РФ, минимальный порог инвестиций для входа в новый проект составляет не менее 1 млн руб., взамен предоставляются налоговые и административные преференции.
Новая редакция госпрограммы развития Арктической зоны предполагает ее финансирование в объеме 17 млрд руб. в ближайшие три года, что в 50 раз больше, чем было предусмотрено в текущем трехлетнем бюджете.
Кроме этого, в общенациональный план восстановления экономики, принятый Правительством РФ 2 октября 2020 года, включено мероприятие по формированию Фонда развития Арктики, что позволит перенаправлять 50% налоговых доходов федерального бюджета от новых инвестпроектов в Арктике на социально–экономическое развитие арктических регионов.

Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»


просмотры:

895

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться
Онлайн казино casino x - приглашает в мир азарта.