Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Неустойчивость океана

«Голубые» облигации, принципы Посейдона и регуляторный прессинг — новая реальность водного мира

Обеспечение экологической безопасности находится сегодня в числе приоритетных направлений государственной политики России. Наши действия в этой сфере требуют в том числе корреляции с международным правом.

Совещание о ходе ликвидации накопленного вреда окружающей среде на территории города Усолья-Сибирского Иркутской области, проведенное Владимиром Путиным 26 ноября 2020 года в режиме видеоконференции, а также состоявшиеся в этот же день в Совете Федерации парламентские слушания на тему «Совершенствование законодательства в области экологической безопасности» показали всю остроту проблемы.

В Основах государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года определены стратегическая цель и основные задачи, стоящие в области экологической безопасности. Но для их достижения, констатировали участники слушаний, необходимо осуществить комплекс мероприятий, главные из которых — совершенствование нормативно-правового обеспечения в данной сфере, формирование эффективной системы управления, создание экономических механизмов, способствующих обеспечению экологической безопасности.

ДЕНЬГИ ПО ФАКТОРУ
Говоря о создании экономических механизмов, эксперты в первую очередь подразумевают принципы финансирования тех или иных проектов. А реальность такова, что за рубежом развивается движение финансирования в сторону устойчивых и безопасных объектов, начинает оно формироваться и у нас. ESG (комплекс факторов устойчивого развития, где Environmental — экологические, Social — социальные, Governance — управленческие) — это те факторы, по которым компании выбирают объекты для своих портфелей устойчивого финансирования.

Объекты портовой инфраструктуры, как никакие другие, подвержены климатическим, техногенным и даже политическим рискам.

В существующих на финансовом рынке «зеленых метриках» портовой инфраструктуры пока нет, в частности, в ESG-рейтинге российских компаний — 2019 от рейтингового агентства RAEX Europe портовые компании отсутствуют. Тем не менее прогресс, очевидно, движется в эту сторону. Например, группа «НМТП», в которую входят два крупнейших порта России — Новороссийск и Приморск, а также порт Балтийск в Калининградской области, строит свою работу на принципах устойчивого развития и ориентируется на требования международных стандартов в области качества, охраны окружающей среды, профессиональной безопасности и охраны труда.

НЕ КЛИМАТИТ
Вернемся к климатическим рискам для портовой инфраструктуры. В записке секретариата ЮНКТАД, конференции ООН по торговле и развитию (орган Генеральной ассамблеи ООН), «Адаптация морских портов к изменению климата в поддержку Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», опубликованной в Женеве в апреле 2020 года, отмечено следующее. Риск воздействия на порты, связанный с изменением климата, имеет широкие последствия для международной торговли и для перспектив развития наиболее уязвимых стран, особенно наименее развитых и малых островных развивающихся государств.

Согласно прогнозам к 2050 году стоимость имущества, подверженного наводнениям в портах 136 мегаполисов, будет близка к 28 трлн долл.

Среди источников финансирования адаптации в первую очередь названы многосторонние климатические фонды. Адаптационный фонд выделил на эти цели 720 млн долл. Глобальный экологический фонд на финансирование адаптации в более чем 130 странах предоставил 1,7 млрд долл. Зеленый климатический фонд: по состоянию на декабрь 2019 года стоимость принятых к финансированию проектов достигла 5,6 млрд долл., из которых 24% составляет финансирование адаптации. Фонд для наименее развитых стран: утвержденные проекты и программы адаптации достигли 148,3 млн долларов в 2018-2019 годах.

ЦВЕТА ВОДНОЙ ГЛАДИ
Источниками привлечения средств для финансирования проектов экологической направленности являются целевые финансовые инструменты: «зеленые», «голубые» облигации, а также отраслевые — сельскохозяйственные, лесные.

«Голубые» облигации не столь раскручены, как «зеленые», но уже очевидно — это весьма перспективный рынок.

«Голубые» облигации используются для привлечения средств в проекты, поддерживающие устойчивое использование ресурсов мирового океана. Их история вкратце такова: 29 октября 2018 года Сейшельские острова запускают первую в мире суверенную «голубую» облигацию на 15 млн долл.; 3 ноября 2020 года отделение Industrial Bank Co. Ltd. в Гонконге разместило трехлетние «голубые» облигации на сумму 450 млн долл. в рамках своей среднесрочной программы выпуска облигаций на сумму 5 млрд долл.; 14 сентября 2020 года Bank of China выпустил «голубые» облигации несколькими траншами, предлагая двойную валюту, на сумму 942,5 млн долл. для финансирования «зеленых» проектов, связанных с морской сферой. Кто следующий?

«ПРИНЦИПЫ ПОСЕЙДОНА»
Международное судоходство тоже не осталось в стороне от экологических проблем и связанных с ними вопросов финансирования. В июне 2019 года была образована Ассоциация Принципов Посейдона — первое в мире отраслевое самоуправляемое соглашение между финансовыми институтами, которое устанавливает общую основу для количественной оценки и раскрытия информации о том, соответствуют ли кредитные портфели финансовых учреждений климатическим целям, поставленным морским агентством ООН — Международной морской организацией (ИМО).

Стратегия ИМО предусматривает, что международное судоходство должно сократить свои ежегодные выбросы парниковых газов по крайней мере на 50% от уровня 2008 года к 2050-му.

«Принципы Посейдона», декларируют участники ассоциации, способствуют интеграции климатических соображений в решения о кредитовании, чтобы содействовать декарбонизации международного судоходства. Они применимы к кредиторам, арендодателям и финансовым гарантам во всем мире. Принципы были разработаны под руководством глобальных судоходных банков в сотрудничестве с ведущими игроками отрасли при экспертной поддержке глобального морского форума.

Совкомфлот находится в авангарде судоходной отрасли в вопросах экологии. Тем не менее, выступая на форуме «Транспорт России», генеральный директор — председатель правления ПАО «Совкомфлот» Игорь Тонковидов выразил свою озабоченность ужесточением регуляторных мер по снижению антропогенного воздействия на окружающую среду и их несбалансированностью.

Поскольку меры по инициированию снижения антропогенного воздействия морского транспорта на окружающую среду начинают приниматься регионально и перестают быть сбалансированными, России надо найти определенный формат, считает глава компании. Судоходство — это глобальная отрасль, и когда судовладелец решает построить судно, то оно должно соответствовать всем модальностям оперирования.

Полностью статью «Неустойчивость океана» можно прочитать в №2–3 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: podpiska2007@list.ru


просмотры:

564

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться