Будущее Арктики — атомные ледоколы нового поколения и подводные газовозы
Для России арктический макрорегион имеет особое стратегическое значение. Прежде всего это касается обеспечения собственных экономических интересов и укрепления национальной безопасности. Сегодня наше государство активно расширяет свое присутствие в Арктике, в том числе за счет строительства флота.
СЕРЬЕЗНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО
Собственный атомный ледокольный флот — это серьезное преимущество России и мощные инвестиции в будущее. Одной из приоритетных задач судостроительной промышленности является обновление ледокольного флота, убежден заместитель генерального директора по строительству флота — руководитель представительства ФГУП «Атомфлот» в г. Санкт-Петербург Константин Князевский.
«Если головной ледокол «Арктика», а также серийные ледоколы «Сибирь» и «Урал» были построены за счет средств федерального бюджета, то ледоколы «Якутия» и «Чукотка» будут построены за счет федерального бюджета и внебюджетных средств Госкорпорации «Росатом» и ФГУП «Атомфлот», полученных за счет работы первых трех ледоколов».
Константин Князевский.
С вводом в эксплуатацию универсальных атомных ледоколов проекта 22220 главной задачей ФГУП «Атомфлот» станет обеспечение круглогодичной навигации по всему Северному морскому пути для доставки углеводородной продукции на рынки Европы и АТР.
По оценкам экспертов, к 2030 году произойдет трехкратное увеличение грузового арктического флота, таким образом, у России появится самый современный грузовой флот в мире.
Крупнейшей в мире группировкой ледокольного флота обладает ФГУП «Росморпорт». Всего в состав флота предприятия входят 36 ледоколов и ледокольных буксиров различной мощности, которые обеспечивают проводки в 15 замерзающих морских портах России.
Заместитель генерального директора по флоту ФГУП «Росморпорт» Василий Стругов привел в пример несколько коммерческих проектов ледокольного флота. Так, ФГУП «Росморпорт» является официальным партнером международного проекта MOSAiC — исследование физических процессов арктической климатической системы в Центральной Арктике. В высоких широтах Арктики ледоколы «Капитан Драницын» и «Адмирал Макаров» обеспечивали доставку снабжения, сменного экипажа и научных работников на дрейфующую станцию проекта MOSAiC.
«Основная проблема — большой возраст ледоколов, в среднем 37 лет. Строительство ледокола — очень капиталоемкое мероприятие, поэтому мы рассчитываем на помощь из федерального бюджета».
Василий Стругов
До 2030 года в рамках КПМИ запланировано строительство десяти ледоколов общей стоимостью свыше 70 млрд руб. Все ледоколы обеспечены техническими проектами, на три из них заключены контракты.
ГАРАНТИЯ БЕЗОПАСНОГО ПРОВОДА
Организация поисково-спасательных операций возложена на Федеральное агентство морского и речного транспорта. По словам руководителя Морспасслужбы Андрея Хаустова, в арктическом бассейне в период навигации присутствуют порядка 20 судов. В 2020 году были проведены шесть аварийно-спасательных учений. В 2021 году в акватории СМП будут нести службу 11 аварийно-спасательных судов.
Обеспеченность Северного морского пути судами аварийно-спасательного назначения является необходимым условием для гарантии безопасного провода грузов.
За счет средств федерального бюджета в 2020-2024 годах предусмотрено строительство аварийно-спасательного флота в количестве 16 судов за 38,7 млрд руб.
Директор департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Борис Кабаков проинформировал, что российские судостроительные предприятия, в том числе дальневосточные верфи, готовы к строительству судов для проекта «Северный морской путь».
НОВЫЙ КЛАСС
Сегодня единственным эффективным способом транспортировки СПГ с месторождений природного газа, сосредоточенных в Арктике, является морской транспорт. Современные газовозы класса Yamalmax не могут обеспечить круглогодичную навигацию и требуют ледокольного обеспечения. Одним из наиболее простых и рациональных способов увеличения перевозки СПГ морем является создание атомного подводного газовоза. Уникальный проект представил главный конструктор проекта ОАО «СПМБМ «Малахит» Олег Власов. По его словам, это будет принципиально новый класс транспортных судов, способных пройти значительную часть маршрута под водой.
Предполагается, что в основном судно будет двигаться на глубинах от 100 до 150 м со скоростью до 17 узлов, что сократит время рейса с 20 до 12 суток. Участки с глубинами менее 100 м будут преодолеваться со скоростями 5–7 узлов.
Движение по нижней поверхности ледового поля позволит газовозу лишь сминать выступающие фрагменты, не разрушая при этом лед.
Так как разрушения ледового покрова не требуется и отсутствует необходимость выдерживать сдавливание, то требование к корпусным конструкциям будут менее жесткими, чем к ледоколам.
В припортовых районах с глубинами менее 50 м, когда движение подо льдом невозможно, подводный газовоз будет способен идти в надводном положении с необходимой осадкой. Особая форма корпуса позволит двигаться и в сравнительно узких каналах. В условиях все возрастающей добычи природного газа атомный подводный газовоз может стать рациональным решением транспортного вопроса.
Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»
Полностью статью «Флот для северных широт» можно прочитать в №5 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.