Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Глубинный смысл

Морское дноуглубление в России: проблемы и решения

Четвертый международный конгресс «Гидротехнические сооружения и дноуглубление» состоялся в Москве, в Торгово–промышленной палате РФ. Организатором конгресса выступила отраслевая медиагруппа «ПортНьюс». Мероприятие прошло при поддержке Росморречфлота, Росатома и объединило VIII Международный форум дноуглубительных компаний и IV техническую конференцию «Современные решения для гидротехнических работ». Крупнейшие заказчики и исполнители подводно–технических работ обсудили ведущие международные практики в сфере создания гидротехнических сооружений и дноуглубления, а также самые современные технологии, проекты, реализуемые в российских портах и на акваториях ВВП, проблемы и решения в строительстве технического флота.

Почему «гуляет» смета

В 2020 году прирост мощностей морских портов России составил более 32 млн тонн. Были введены в эксплуатацию новые объекты портовой инфраструктуры: Таманский терминал навалочных грузов в морском порту Тамань, мощность – 10 млн тонн; специализированный угольный перегрузочный комплекс в бухте Мучке, Хабаровский край, мощность – 12 млн тонн; морской перегрузочный комплекс СПГ в Мурманской области, мощность – 10,67 млн тонн (временный рейдовый перегрузочный комплекс).

Как рассказал начальник Управления капитального строительства и ремонта ФГУП «Росморпорт» Денис Вицнаровский, динамика перевалки грузов демонстрирует стабильный рост (за исключением 2020 года, когда объемы рухнули из–за пандемии): если в 1991 году этот показатель составлял 123 млн тонн, то в 2019–м – 840 млн тонн. В настоящее время ФГУП «Росморпорт» реализует несколько крупных проектов по строительству морских терминалов в рамках государственной программы РФ.

В 2020 году ФГУП «Росморпорт» выполнило дноуглубление в объеме 7,8 млн куб. м и обеспечило таким образом навигационные параметры акваторий и подходных каналов на 49 объектах в 22 морских портах России. Объем ремонтных дноуглубительных работ в 2021 году, согласно предварительным планам, составит порядка 8,3 млн куб. м грунта.

Однако трудности, с которыми сталкиваются специалисты Росморпорта и других компаний, занимающихся дноуглублением, – это несовершенство ценообразования.

Денис Вицнаровский сообщил, что Росморпорт планирует в 2021–2022 годах совместно с экспертными организациями и участниками рынка провести работу по уточнению сметных нормативов и расценок на выполнение дноуглубительных работ. После завершения данной работы уточненные нормативы планируется внести в Федеральный реестр сметных нормативов.

Заместитель руководителя Росморречфлота Захарий Джиоев в своем выступлении сообщил, что смета на дноуглубление подходного канала в бухте Бечевинской для проекта перегрузочного комплекса компании «НОВАТЭК» была увеличена почти в два раза – примерно до 19 млрд руб.

Инвестиционный проект по созданию морского перегрузочного комплекса (МПК) будет реализован в бухте Бечевинская Камчатского края для перегрузки сжиженного природного газа, доставляемого из морского порта Сабетта в Обской губе с танкеров–газовозов ледового класса для последующей отгрузки с восточного побережья Камчатки танкерами–газовозами без ледового усиления в страны Азиатско–Тихоокеанского региона.

Рыбный вопрос

Денис Вицнаровский в своем выступлении отметил, что существуют проблемы, связанные с экологическим обеспечением дноуглубления. В частности, невозможность оперативно реагировать на необходимость выполнения ремонтных дноуглубительных работ. Согласно действующему законодательству, срок разработки проектной документации, обосновывающей дноуглубление, и получения разрешительных документов в среднем составляет 1,5 года. Из них примерно 8 месяцев уходит на согласование проекта и получение разрешения на подводный отвал. По его словам, мировой опыт говорит о том, что прохождение подобной экологической экспертизы излишне.

Представитель Росморпорта также поднял проблемные вопросы обеспечения дноуглубительных работ, связанные с несовершенством природоохранного законодательства, в частности несоответствие стоимости мероприятий по компенсации вреда водным биоресурсам фактически нанесенному ущербу.

Северный подход

Основными направлениями деятельности ФГУП «Гидрографическое предприятие» являются строительство и эксплуатация гидротехнических сооружений и других объектов инфраструктуры в морских портах, расположенных на побережье Северного морского пути и на подходах к ним; навигационно–гидрографическое обеспечение (НГО) мореплавания; НГО в акватории СМП; НГО в акваториях морских портов СМП и на подходах к ним.

Наиболее амбициозные планы гидрографического предприятия сосредоточены в Карском море. По словам генерального директора ФГУП «Гидрографическое предприятие» Александра Бенгерта, реконструкция объекта «Морской канал» (судоходный подходной канал в Обской губе Карского моря) генерирует все компетенции мирового дноуглубления.

Необходимость этой реконструкции обусловлена увеличением грузопотока в Обской губе в связи с реализацией таких проектов, как терминал «Утренний», Обский СПГ, а также увеличением потока транзитных грузов. Стоимость проекта – 35,5 млрд руб., срок реализации – 2020–2022 годы.

В морском порту Сабетта ведется строительство терминала сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата «Утренний». Его грузооборот к 2026 году составит 21,6 млн тонн. Срок реализации – 2020–2022 годы.

Терминал сжиженного природного газа «Обский» в Сабетте, инвестором которого выступает ООО «Обский СПГ», должен быть построен в 2021–2022 годах, дноуглубительные работы проводятся для расширения существующей акватории морского порта Сабетта в объеме 850 тыс. куб. м. По объектам федеральной собственности получено положительное заключение Главгосэкспертизы, ведется подготовка конкурсных мероприятий по реализации проекта.

Значительные объемы дноуглубления гидрографическому предприятию предстоит освоить также при строительстве грузового причала Геофизического нефтегазоконденсатного месторождения, нефтяного терминала «Порт бухта Север», морского угольного терминала на базе Сырадасайского угольного месторождения.

Говоря об эксплуатации объектов инфраструктуры Северного морского пути, Александр Бенгерт подчеркнул, что картина ремонтных дноуглубительных работ пока не столь масштабная, как у Росморпорта. Ситуация будет меняться с вводом объектов СМП. Объем по Морскому каналу Обской губы будет уточнен после завершения его реконструкции в 2023 году, и эта цифра будет настолько значительной, что в компании уже есть понимание: традиционными методами его не осилить, затраты будут очень высоки.

Полностью статью «Глубинный смысл» можно прочитать в №17 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.


просмотры:

831

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться