В Архангельске прошел деловой форум «Порты Арктики»
Главными темами форума стали такие, как развитие транспортно–коммуникационной системы и портовой инфраструктуры Арктической зоны РФ; перспективные проекты модернизации, строительства терминальных и промышленно–логистических комплексов в Арктике; новые тенденции и опыт применения управленческих, операционных и технических решений; формирование новых грузопотоков; привлечение инвестиций в проекты на территории Арктической зоны РФ.
Не конкурировать, а дополнять
Выгодное географическое положение, широкий круг судовладельцев и логистических предприятий, портовая инфраструктура, обширный кадровый научный потенциал – все это делает Архангельск одной из ключевых точек на карте промышленного освоения Севера.
Правительство Архангельской области способствует структурным изменениям модернизации морских, речных терминалов, привлечению новых грузопотоков.
«Перед Архангельским транспортным узлом стоит задача поднять логистические услуги на качественно новый современный уровень. Мы активно работаем над созданием и реализацией программы комплексного развития Архангельского транспортного узла, включающей модернизацию дорожной сети, системное взаимодействие с ключевыми операторами арктических проектов, создаем единую информационную среду».
Губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.
Руководство страны уделяет большое внимание развитию Арктической зоны России. В последние несколько лет появились такие стратегически важные документы, как Указ Президента РФ «Об основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года», Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации. Разработана и внесена в Правительство РФ новая государственная программа развития региона. Масштабному реформированию подверглись законы, регулирующие арктическую предпринимательскую деятельность, благодаря чему российская Арктика стала крупнейшей в мире экономической зоной.
Активизировалась работа по развитию Северного морского пути: за последние пять лет объем перевозок по нему увеличился в 5,5 раза и в прошлом году составил 33 млн тонн. По предварительным оценкам, расходы при создании морской транспортной системы в режиме круглогодичной навигации составляют минимум 60 млрд руб.
Инфраструктурный дефицит
В силу суровых климатических условий, низкой плотности транспортной инфраструктуры, недостаточной протяженности железных дорог, автомобильных дорог с твердым покрытием морские и речные перевозки часто становятся безальтернативным вариантом доставки грузов в отдаленные северные регионы, осуществления северного завоза, вывоза добытых в Арктической зоне ресурсов.
Состояние портовой инфраструктуры в Арктике не отвечает ожидаемому росту грузопотока. Крайне высокая неравномерность завоза грузов, плохая управляемость этими проектами со стороны инвесторов часто создают критичные условия для терминалов и судовладельцев. И самый главный вопрос: как распределятся грузы между морем и рекой в региональном разрезе.
Основным связующим звеном в транспортно–логистических схемах движения грузов в Арктической зоне является Архангельский морской торговый порт (ОАО «АМТП»). Развитие Архангельского порта предполагает диверсификацию грузовой базы, строительство специализированных терминалов для различных видов грузов, усовершенствование сервисов, внедрение цифровой среды.
Большие надежды возлагаются на новый терминал в районе с. Найба. Строительство порта в Якутии позволит увеличить грузооборот к 2032 году от 18 до 23 млн тонн в год.
В долгосрочной перспективе глубоководный порт Найба, в строительстве которого заинтересованы и соседние регионы – Чукотка и Магаданская область, станет одним из ключевых портов транспортного коридора «Китай – Транссиб – БАМ – р. Лена – СМП – Европа».
«Белых пятен» станет меньше
Развитие инфраструктуры морских портов Арктики невозможно представить без навигационно–гидрографического обеспечения (НГО) мореплавания в акватории СМП. Эти задачи выполняет ФГУП «Гидрографическое предприятие».
Предприятие начинает большую программу по модернизации существующего флота. С 2021 по 2024 год будут модернизированы 3 судна на общую сумму порядка 1,5 млрд руб.
В конце марта Правительство РФ одобрило бюджетные инвестиции в размере более 7 млрд руб. в строительство головного гидрографического судна для работы в акватории СМП.
Принятое решение поможет частично удовлетворить спрос на гидрографическое сопровождение со стороны сырьевых компаний и других пользователей СМП.
Выгодно и удобно
Сегодня контейнерные перевозки по Северному морскому пути уступают по экономической эффективности транспортировке грузов через Суэцкий канал, однако имеют достаточную рентабельность, чтобы быть реализованными на принципах государственно–частного партнерства и стать основой для получения масштабной макро-экономической отдачи.
Как сказал генеральный директор ООО «Кристал Альянс» Александр Берсенев, в настоящее время на порт Архангельск нет ни одного регулярного контейнерного сервиса морем.
Для функционирования линии Архангельск – Роттердам необходим собственный контейнерный парк и суда вместимостью до 1000 TEU.
Надежный партнер
Дальнейшее развитие Ямала предполагает соединение транспортной инфраструктуры региона с уже имеющейся инфраструктурой в районах добычи и обеспечение ее выхода к морю. Значимыми перспективными проектами для ЯНАО, формирующими единую арктическую транспортную систему, является Северный широтный ход (СШХ), СШХ–2 и развитие морского порта Сабетта, отметил заместитель губернатора Ямало–Ненецкого автономного округа Александр Подорога.
Основу грузовой базы СШХ составляют растущие объемы добычи жидких углеводородов в Надым–Пур–Тазовском регионе, а также грузы освоения и снабжения полуострова Ямал, полуострова Гыдан и шельфа Карского моря. На их долю к 2035 году будет приходиться более 40% общероссийской газодобычи.
Проект СШХ–2 призван обеспечить выход континентальной железной дороги инфраструктуры Арктической зоны к трассам СМП через морской порт Сабетта с поставкой на СМП жидких углеводородов в объеме порядка 8 млн тонн.
Архангельский морской торговый порт является давним партнером Северной железной дороги. Одним из перспективных направлений является организация мультимодальных перевозок транзитных грузов из Китая, Казахстана в страны ЕС через порт Архангельск.
Татьяна ЛАРИОНОВА, обозреватель «ТР»
Полностью статью «Крайний Север: точки роста» можно прочитать в №18 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.