Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

«Умные» порты и глобальные вызовы

Будущее – за тесно связанными экосистемами «город – порт»

В Москве состоялась конференция Smart Ports Russia, в которой приняли участие руководители и владельцы российских и зарубежных портов, эксперты портовой отрасли. Организатор форума – компания «ICF – Международные конференции».

Участники обсудили факторы успеха «умных» портов в ближайшем будущем, а также глобальные вызовы в перспективе до 2030 года.

Глобальные тренды

Архитектор бизнес–приложений в индустрии транспорта САП СНГ Сергей Горайко считает, что глобальные тренды ближайшего десятилетия серьезно повлияют на трансформацию портовой и терминальной индустрии. Неуспешные порты будут «пожираться» растущей мощью городов и необходимостью использования пространств для нужд города или совместной эксплуатации. Многие терминалы, исторически располагавшиеся в черте города (сухие порты), будут смещаться за его пределы.

В мировой экономике произойдет следующий сдвиг: до 90% торговли будет осуществляться с помощью морских перевозок товаров, сырья и пр.

Факторами успеха портов в перспективе до 2030 года, по мнению эксперта, станут: использование «подключенных» устройств, повышение рентабельности, анализ данных для поддержки принятия решений (оптимизация маршрутов техники, энергоэффективность), взаимодействие между перевозчиками, между портами и другими участниками портовой экосистемы, взаимодействие с городскими агломерациями, «возобновляемые» технологии. Инвестиции в «зеленые» порты со стороны рынка будут расти.

Дроны на страже

Порт Антверпен, морской и речной порт Бельгии, расположенный на реке Шельда, в 90 км от Северного моря, способен принимать одновременно до 400 судов. Антверпен занимает более удобное расположение, чем большинство портов Северного моря: его терминалы связаны с внутренними районами страны через железнодорожный, речной и автомобильный транспорт.

В феврале 2021 года муниципалитеты бельгийских городов Антверпен и Брюгге достигли соглашения об объединении двух портов. Процесс слияния может завершиться в нынешнем году. Крупнейшими партнерами порта Антверпен в РФ являются Санкт–Петербург, Усть–Луга и Приморск.

На форуме руководитель проекта «Порт будущего» порта Антверпен Светлана Самсонова подчеркнула: в настоящее время все действия направлены на обеспечение безопасности. Тестируются несколько вариантов беспилотных полетов: управляемый пилотом, полностью автономный и дистанционно управляемый дрон.

Управляющий по развитию инноваций порта Антверпен Пит Опстаэле сообщил, что в марте 2021 года порт первым в мире создал полностью автоматизированный контроль за движением.

Симбиоз во благо

Порт Гамбург – открытый приливный порт в центре большого города. Руководитель представительства порта Гамбург в РФ Наталия Капкаева отметила, что сложная среда городского порта требует интеллектуальных и устойчивых решений за счет цифровизации.

Стратегия развития интеллектуального порта подразумевает эффективное использование энергии и инфраструктуры, то есть меньшее энергопотребление и воздействие на окружающую среду, а также оптимизированную цепочку поставок и транспортные сети. Один из стартапов – дроны, с помощью которых осматривается крановое оборудование, а также плавающие дроны, контролирующие глубину у причалов и дноуглубительные работы.

Порт Гамбург соответствует прогнозам на десятилетие не только как «городской» порт, но и как активный участник движения на восток.

«Находка» для друзей

Среди участников форума возник вопрос, можно ли использовать опыт порта Гамбург в области цифровизации в России. Наталия Капкаева ответила, что глобальные инвестиции в «умные» технологии уместны и окупаемы при определенных результатах работы. Директор по портовым и железнодорожным проектам УГМК Ирина Ольховская поддержала это мнение и подчеркнула, что УГМК учитывала объемы работы терминалов, прежде чем внедрять высокие технологии в производство.

Напомним: в ноябре прошлого года крупнейшая в России специализированная стивидорная компания с высокотехнологичной перевалкой угля АО «Восточный Порт» (Врангель, Приморский край) запустила железнодорожный парк приема груженых составов «Новый», построенный в рамках модернизации припортовой станции Находка–Восточная Дальневосточной железной дороги. Команду к приему первого состава с кузбасским углем дал премьер–министр России Михаил Мишустин.

Железнодорожный парк «Новый» является самым современным на Дальнем Востоке и построен с использованием всех последних технических решений.

На вырост

Генеральный директор ООО «Приморский УПК» Андрей Сизов, рассказывая о Приморском универсальном глубоководном портовом комплексе в Ленинградской области, сообщил, что это проект освоения прилегающей территории в рамках растущей балтийской агломерации. Общая площадь – 760 гектаров, планируемый грузооборот – 65 млн тонн в год, это более 20% от общего грузооборота российских портов на Балтике. Запуск намечен на 2024 год.

Новый портовый комплекс будет перегружать крупные грузовые партии и полностью решит вопрос с перевалкой российских грузов через иностранные государства.

В результате развития портовой зоны прогнозируется прирост населения в городе Приморске примерно на 15 тыс. человек. Запланировано строительство жилого района на 12 тыс. жителей со всей необходимой социальной, общественно–деловой, транспортной и инженерной инфраструктурой. Будет создано не менее 6 тыс. новых рабочих мест.

Подводя итоги дискуссии, участники форума были единодушны: не стоит рассчитывать на быстрый возврат инвестиций в инновационные проекты. Кроме того, разброс цифр возможных дивидендов, согласно показаниям экспертов, довольно велик. На первом этапе главное – получить одобрение и признание заявленных нематериальных ценностей, а затем уже формировать правильный бизнес–кейс.

Инга ДМИТРИЕВА, обозреватель «ТР»

На снимке: Восточный порт

Полностью статью ««Умные» порты и глобальные вызовы» можно прочитать в №20 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.


просмотры:

910

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться