Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Безграничная глубина

Необходимо устранить лимитирующие участки на Единой глубоководной системе

В хуторе Арпачин Багаевского района Ростовской области 12 мая 2021 года был подписан акт о приемке законченного строительства объектов первого, подготовительного, этапа возведения Багаевского гидроузла на реке Дон.

РАЗРУБИТЬ БАГАЕВСКИЙ УЗЕЛ

Министр транспорта РФ Виталий Савельев, выступая на итоговом заседании коллегии Минтранса России, заявил, что предстоит многое сделать для развития системы внутреннего водного транспорта России.

В первую очередь необходимо устранить имеющиеся ограничения на Единой глубоководной системе. Наша цель – обеспечить к 2024 году глубину минимум 4 метра на 91% протяженности ЕГС, к 2030 году – на 100%, подчеркнул министр. Кроме того, необходимо организовать к 2030 году круглогодичную навигацию на направлении Каспий – Азов. Вкупе с мероприятиями по обновлению флота это позволит увеличить объем грузоперевозок по внутренним водным путям на 65% к текущему уровню – до 180 млн тонн к 2030 году.

Прежде всего, конечно, речь идет о ликвидации так называемых лимитирующих участков на Единой глубоководной системе, для чего необходимо построить Багаевский и Нижегородский низконапорные гидроузлы на Нижнем Дону и Средней Волге соответственно.

Одним из главных фигурантов в этих проектах является Багаевский гидроузел. Торжественная церемония начала строительства гидроузла состоялась только в апреле 2018 года.

В ходе разработки проекта особое внимание уделено экологической составляющей, в строительстве будут применены наиболее эффективные природоохранные решения.

Летом 2020 года в рамках реализации первого этапа строительства были выполнены компенсационные мероприятия по возмещению ущерба водным биологическим ресурсам Дона.

Что касается второго этапа, в ходе которого планируется построить судоходный шлюз, верхний и нижний подходные каналы с причалонаправляющими сооружениями, водосбросную плотину, рыбопропускной шлюз, рыбоходно–нерестовый канал, подъездную дорогу, водозабор, защитные дамбы, участки берегоукрепления и другие объекты, Росморречфлот рассчитывает определить подрядчика летом нынешнего года.

К сожалению, не так оптимистично выглядит ситуация с Нижегородским гидроузлом. Как отметил на площадке Четвертого международного конгресса «Гидротехнические сооружения и дноуглубление» заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай, второй этап согласования проекта не был пройден, поскольку населением был поднят экологический вопрос, связанный с возможным подтоплением территории. Тем не менее было принято решение о промежуточном варианте.

БЕЛОМОРСКО–БАЛТИЙСКИЙ МАСШТАБ

В рамках индивидуальной программы социально–экономического развития Республики Карелия до 2024 года предусматривается разработка концепции развития Беломорско–Балтийского канала.

В частности, речь идет о разработке и обосновании предложений по развитию и модернизации инфраструктуры канала, включая строительство порта в акватории Беломорканала, предназначенного для приема крупнотоннажных транспортных судов, выполняющих арктические перевозки. На сегодняшний день развитие Северного морского пути и Арктического региона в целом дают возможность рассматривать Беломорско–Балтийский канал как полноценный объект транспортно–логистической инфраструктуры Северного морского пути, считают в правительстве республики. Объем перевозок по ББК в доковидном 2019 году составил 350 тыс. тонн, что на 38,6% превышает аналогичный показатель за 2018 год.

Первая большая модернизация на канале проводилась в 50–х годах прошлого века.

В настоящее время предусмотрена реконструкция гидросооружений Беломорканала, имеющих сниженные показатели технического состояния. В прошлом году начата реконструкция шлюза №18 по ранее разработанному проекту, а также начато проектирование комплексной реконструкции еще четырех объектов: трех шлюзов и плотины № 23. Это Шаваньская деревянная ряжевая водосливная плотина, которая выделяется своей уникальной конструкцией среди всех гидротехнических сооружений канала, но, к сожалению, имеет сегодня опасный уровень безопасности и неудовлетворительное техническое состояние.

УРОВЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ

Северо–Двинская шлюзованная система, построенная в 1828 году, соединяет бассейны двух морей – Каспийского и Белого. Не входя в Единую глубоководную систему европейской части России, Северо–Двинская система, тем не менее, играет для нее огромную роль.

Вследствие длительного периода эксплуатации, несмотря на ежегодные ремонтные работы, состояние гидротехнических сооружений постепенно ухудшалось. К началу 2000–х годов большинство находилось в аварийном состоянии. Для выведения их из этого состояния началась очередная реконструкция уже с постепенной заменой в основном деревянных и деревоземляных гидротехнических сооружений на современные конструктивные решения, средства автоматизации и материалы.

В мае 2017 года с открытием навигации обновленный шлюз № 5 начал пропуск судов в автоматизированном режиме. Были применены самые современные технические решения при реконструкции камеры, верхней и нижней головы шлюза. В сентябре 2020 года приемочной комиссией был принят в эксплуатацию после завершения реконструкции шлюз № 2.

Как сообщил в ходе Четвертой технической конференции «Современные решения для гидротехнических работ» начальник службы гидросооружений ФБУ «Администрация Северо–Двинского бассейна ВВП» Николай Неволин, согласно государственному заданию Севводпуть содержит и эксплуатирует 26 гидротехнических сооружений. Из них 15 ГТС декларируются. Наибольшее число сооружений с опасным уровнем безопасности было отмечено в 2011– 2013 годах. По мере проведения ремонтов уровень безопасности к 2020 году вырос до нормального.

Выполнение комплексных работ по реконструкции системы значительно снизило фильтрацию на ГТС, позволило стабилизировать уровневый режим в водораздельном бьефе.

Инга ДМИТРИЕВА, обозреватель «ТР»

На снимке: строительство Багаевского гидроузла (первый этап)

Полностью статью «Безграничная глубина» можно прочитать в №25 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться