На мировом рынке судостроения побеждают прагматизм и дружба
В реалиях сегодняшнего дня наиболее перспективными формами международного сотрудничества в судостроении можно назвать производственную кооперацию, обмен передовыми технологиями и локализацию зарубежных компаний на российском рынке. Россия находится в партнерских взаимоотношениях в части судостроения со многими странами: взаимодействие с одними имеет глубокие корни и давнюю историю, с другими – все только начинается.
В течение года ООО «НЕВА–Интернэшнл», организатор выставки и конференции «НЕВА», в сотрудничестве с отраслевыми союзами и ассоциациями при поддержке Минпромторга России реализует программу международных морских онлайн–конференций, которые нарисовали довольно полную картину дружеских, взаимовыгодных и перспективных связей на мировом рынке судостроения.
НАВОДЯ МОСТЫ
Концепция «Девять мостов» российско–корейского торгово–экономического сотрудничества, актуализированная осенью 2020 года, включает двусторонние проекты в таких областях, как энергетика, железные дороги и инфраструктура, судостроение, порты и судоходство, здравоохранение, сельское и рыбное хозяйство, инвестиции, инновации, а также культура и туризм. Координируют реализацию концепции Министерство экономического развития РФ и Комитет по Северному экономическому сотрудничеству при президенте Республики Корея.
В настоящее время уже реализуется ряд совместных проектов, которые можно признать соответствующими мероприятиям программы «Девять мостов». В первую очередь речь идет об участии корейской стороны в реализации производственной программы судостроительного комплекса «Звезда» в качестве разработчика крупнотоннажных судов, поставщика оборудования и партнера по обучению персонала.
Российско–корейские отношения имеют большое значение для ОСК. Уже достигнуты значимые результаты по совместным программам. В настоящее время ОСК уделяет большое внимание вопросам крупноблочного строительства, и в этом отношении очень важен опыт корейских коллег.
СЕВЕРНЫЙ ПОДХОД
Финляндия занимает 14–е место в торговом обороте России и является значимым партнером в сфере ледокольного судостроения и развития Арктики. В январе 2021 года финская компания Wartsila получила контракт на поставку радио– и навигационных систем на 10 танкеров–ледоколов для перевозки сжиженного природного газа в рамках проекта «Арктик СПГ 2». Газовозы будут курсировать между полуостровом Ямал и основными портами Европейского союза. Монтаж оборудования запланирован на 2022–2024 годы.
С 1 февраля 2021 года финское Агентство развития региона Котка–Хамина Cursor Oy совместно с оператором морского порта Выборг ООО «Порт Логистик» и единым круизно–паромным оператором морских терминалов в Санкт–Петербурге АО «Пассажирский Порт Санкт–Петербург «Морской фасад» приступили к реализации проекта по организации нового круизного сообщения по маршруту Котка – Выборг – Санкт–Петербург.
Взаимный интерес России и Финляндии вызывают вопросы освоения Арктики и развития ледокольного судостроения. У обеих стран в этой сфере очень сильные компетенции и ценный опыт. Развивается сотрудничество в рамках Арктического совета. Страны являются стратегическими партнерами со значительным потенциалом для наращивания сотрудничества в области строительства ледоколов, специализированных ледокольных судов, экологически чистых судов, работающих на природном газе, а также производства систем очистки выбросов и проведения НИОКР в сфере арктического судостроения.
СУДА – РЕКАМ ВЬЕТНАМА
Вьетнам – один из ключевых партнеров Российской Федерации в Азиатско–Тихоокеанском регионе. На фоне общего сокращения мировой торговли вследствие пандемии товарооборот России и Вьетнама в 2020 году, наоборот, увеличился на 15%, до 5,67 млрд долларов. Экспорт судов, лодок и плавучих конструкций возрос на 48% (с 10 до 14,9 млн долларов), однако импорт почти прекратился, упав с 18,6 млн до 277 тыс. долларов. В настоящее время Вьетнам закупает у России суда преимущественно военного назначения, но российские предприятия готовы предложить линейку продукции гражданских судов для морских и речных перевозок. В то же время у России есть опыт заказа судов у Вьетнама. К примеру, в 2015 году на верфи Song Thu Corporation было выпущено дноуглубительное судно «Северная Двина» для Росморпорта.
Следующее перспективное направление связано с речными судами – как грузовыми, так и пассажирскими. Россия и Вьетнам сотрудничают в сфере развития морской инфраструктуры и освоения шельфовых месторождений.
НА ПЕРСПЕКТИВУ
Россия и Индия – давние стратегические партнеры, и сотрудничество в сфере судостроения имеет большой потенциал. Инициативы, которые реализует правительство Индии, включая Морскую стратегию – 2030, дают мощный импульс для выхода российско–индийского взаимодействия на новый уровень. В Индии определено около 60 приоритетов развития, и один из них касается сотрудничества с российскими компаниями, в частности с ОСК.
Индийские компании заинтересованы в закупках импортной продукции. Сотрудничество России и Испании имеет перспективы развития в первую очередь в области малого судостроения и яхтинга, в части поставок спортивных, маломерных, малотоннажных судов, яхт и катеров. Испанский рынок в этой сфере, например, объединяет около 4000 компаний.
Одним из значимых торговых партнеров для России является Германия, хотя общее сокращение мирового товарооборота вследствие пандемии затронуло и российско–германские отношения. Безусловными точками дальнейшего роста российско–германской торговли являются несырьевой экспорт и глубокая промышленная кооперация, в том числе в сфере судостроения. России есть что предложить. Например, у проектно–конструкторского бюро «Невское» есть проект научно–экспедиционного судна «Альбатрос» для Арктики и Антарктики, которое разрабатывается совместно с Адмиралтейскими верфями, где планируется его строительство, и Институтом Арктики и Антарктики, который будет его эксплуатировать. Новое судно совмещает в себе сеть функций – пассажирского, научно–исследовательского, танкера, сухогруза, контейнеровоза, вертолетоносца и ледокола.
Создание таких судов – общемировой тренд, при этом российская модель по габаритам станет крупнейшей в мире и будет иметь экспортный потенциал. В процессе строительства потребуются современные комплектующие высокого ледового класса для использования в условиях экстремально низких температур. При этом на Мекленбургском литейном производстве в Германии есть современные методики специального литья для судостроения, сопровождаемые цифровизацией процессов испытаний винтового оборудования, применением 3Д–моделирования и аддитивного производства. Таким образом, открываются широкие возможности для производственной кооперации.
На снимке: первый афрамакс «Владимир Мономах»
Полностью статью «Из России и обратно – с любовью» можно прочитать в №32 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.