Правительство РФ разработало законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с учетом положений Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года, к которой РФ планирует присоединиться.
В настоящее время подъем, удаление и уничтожение имущества, затонувшего в пределах внутренних морских вод или территориального моря Российской Федерации, а также подъем, удаление и уничтожение имущества, затонувшего в акватории Северного морского пути, регулируются главой VII «Затонувшее имущество» Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.
При этом законодательство в сфере торгового мореплавания не содержит прямых запретов на сознательное оставление затопленных судов в местах, где они потерпели крушение или были выброшены на отмель, и не устанавливает обязательств собственника затонувшего имущества по его безусловному удалению. Указанные обстоятельства приводят к безнаказанному загрязнению морских акваторий Российской Федерации. Наиболее проблемным является Дальневосточный федеральный округ.
Обязательства собственников судов осуществить подъем затопленного имущества возникают исключительно в случаях, если такое имущество создает угрозу безопасности мореплавания или причиняет ущерб морской среде загрязнением либо препятствует осуществлению рыболовства или деятельности порта. Административная ответственность собственника за невыполнение работ по подъему затонувшего имущества сейчас отсутствует.
Полномочия органов власти в лице администраций морских портов осуществить самостоятельно подъем затопленного имущества ограничиваются внутренними морскими водами и территориальным морем и только в случаях, когда затонувшее имущество создает серьезную и непосредственную угрозу безопасности мореплавания или непосредственную угрозу причинения значительного ущерба морской среде загрязнением.
Законопроектом вводятся механизмы обеспечения подъема затонувших судов их собственниками, а при неосуществлении собственниками такого подъема – администрациями морских портов или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, к побережью которых ближе всего расположено затонувшее имущество, в случаях, когда такое затонувшее имущество создает угрозу мореплавания (в том числе работы навигационного оборудования) или причинения ущерба морской среде загрязнением, препятствует осуществлению рыболовства и аквакультуры (рыбоводства), строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации гидротехнических сооружений, снижает туристическую ценность морского побережья.
Подъем затонувшего имущества осуществляется на основании документации по удалению затонувшего имущества, согласованной капитаном морского порта и Росприроднадзором.
Законопроектом также предусматривается механизм поиска собственника затонувшего имущества, в соответствии с которым информация о сроках, установленных для подачи извещения о намерении приступить к удалению затонувшего имущества, публикуется капитаном морского порта в «Извещениях мореплавателям» и размещается уполномоченными органами государственной власти на их официальных сайтах в информационно–телекоммуникационной сети Интернет.
Кроме того, законопроектом предусматривается внесение изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ) в части установления запрета на затопление судов; порядка определения финансового обеспечения мероприятий по удалению затонувшего имущества; порядка исключения затонувших судов из соответствующих реестров судов; возможности возмещения расходов, связанных с удалением затонувшего имущества; порядка издания распоряжения об удалении затонувшего имущества с указанием перечня сведений, указываемых в распоряжении.
Законопроектом также вносятся изменения в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ) в части установления запрета на затопление судов.
В связи с этим законопроект предусматривает выделение субсидий за счет средств федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по удалению и утилизации затонувшего имущества. Софинансирование планируется осуществлять в размере разницы между затратами на подъем и утилизацию затонувшего имущества и доходами от реализации указанного имущества в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ.
Принятие законопроекта позволит повысить безопасность мореплавания и судоходства на внутренних водных путях, снизить негативное воздействие на морскую среду, так как предлагаемое регулирование позволит оперативно осуществлять подъем затонувших судов, которые создают серьезную и непосредственную угрозу морской среде, безопасности мореплавания либо значительно препятствуют осуществлению деятельности в морском порту и проводимым в указанных акваториях работам (гидротехническим и другим).
Полностью статью можно прочитать в №36 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.