Дальнего Востока от свалок и кладбищ кораблей — задача приоритетная
По данным Минтранса России, только в акватории Дальневосточного федерального округа выявлены более 600 затонувших судов, в том числе в акватории морских портов — 258 (из них собственники известны в отношении 59 судов), на внутренних водных путях — 342 (из них собственники известны в отношении 90 судов). Очевидно, затонувшие суда создают опасность для навигации, ухудшают экологию, увеличивая техногенную нагрузку на окружающую среду, влияют на внешний вид береговой зоны.
В августе 2020 года Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин призвал расчистить акватории Дальнего Востока от свалок и кладбищ кораблей. В конце сентября 2020 года заместитель Председателя Правительства РФ — полномочный представитель Президента России в ДФО Юрий Трутнев поручил Министерству транспорта РФ изучить возможность подъема судов, затонувших в акватории Охотского моря.
Распоряжением Правительства РФ от 6 февраля 2021 года № 264-р был утвержден план мероприятий по подъему и удалению судов, затонувших в акватории Дальневосточного федерального округа. Минтрансу России поручено раз в год (с 1 марта 2022 года) направлять в правительство доклад о ситуации с расчисткой акваторий.
Заместитель Председателя Правительства РФ Виктория Абрамченко в июле 2021 года обсудила с регионами Дальневосточного федерального округа реализацию плана мероприятий по очистке морских портов от затонувших кораблей.
В ходе совещания вице-премьер поручила Минтрансу составить перечень приоритетных брошенных объектов, у которых нет собственника и для ликвидации которых требуется финансовая поддержка федерального бюджета. Если же имеется собственник затопленного имущества, он должен нести ответственность за его утилизацию.
По поручению Виктории Абрамченко администрации субъектов вместе с Минтрансом, Минприроды и Минфином России создадут единую базу затопленных кораблей, которая будет содержать характеристики объектов, собственников судов и план утилизации объектов. Такой реестр, уточнила вице-премьер, должен вестись без сложных бюрократических процедур, в упрощенном виде.
Кроме того, профильным ведомствам поручено создать единую базу наиболее эффективных решений по утилизации судов. Это позволит оптимизировать расходы бюджета и распространить лучший опыт на разные территории.
В настоящее время подъем, удаление и уничтожение имущества, затонувшего в пределах внутренних морских вод или территориального моря Российской Федерации, а также подъем, удаление и уничтожение имущества, затонувшего в акватории Северного морского пути, регулируются главой VII «Затонувшее имущество» Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.
При этом законодательство в сфере торгового мореплавания не содержит прямых запретов на сознательное оставление затопленных судов в местах, где они потерпели крушение или были выброшены на отмель, и не устанавливает обязательств собственника затонувшего имущества по его безусловному удалению. Указанные обстоятельства приводят к безнаказанному загрязнению морских акваторий Российской Федерации. Реализация мероприятий по подъему затонувших судов позволит устранить негативное влияние на экологию, сделает судоходство в акваториях более безопасным.
Российская Федерация планирует присоединиться к Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года. Тем самым будет устранен пробел в регулировании вопросов предоставления гарантий или финансового обеспечения от возможного ущерба, связанного с морским судоходством, в части удаления затонувших судов во внутренних морских водах, территориальном море РФ и исключительной экономической зоне РФ. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму.
Кроме этого, Правительством РФ внесен в ГД законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанный с учетом положений Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года.
Учитывая, что в действующем законодательстве административная ответственность собственника за невыполнение работ по подъему затонувшего имущества сейчас отсутствует, в Госдуму также внесен законопроект, устанавливающий ответственность за нарушение требований, связанных с удалением затонувшего судна, а также за умышленное затопление судна. Проектом федерального закона предлагаются размеры административных штрафов для граждан и юридических лиц, сопоставимые с финансовым ущербом, который может понести федеральный бюджет.
Так, несоблюдение собственником затонувшего судна сроков предоставления капитану морского порта сведений и документации, необходимых для удаления затонувшего судна, влечет за собой наложение административного штрафа: на граждан — в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб.; на юридических лиц — от 300 тыс. до 500 тыс. руб. При несоблюдении сроков начала удаления затонувшего имущества административный штраф составит: на граждан — от 300 тыс. до одного млн руб.; на юридических лиц — от трех млн до пяти млн руб.
Принятие проекта федерального закона позволит повысить безопасность мореплавания и судоходства на внутренних водных путях, так как предлагаемая административная ответственность будет являться весомым стимулом для судо-
владельцев осуществить подъем затонувшего судна, которое создает серьезную и непосредственную угрозу безопасности мореплавания или значительно препятствует осуществлению деятельности в морском порту и проводимым в нем работам (гидротехническим и другим), а также создает угрозу безопасности судоходства или причинения вреда окружающей среде либо препятствует деятельности на внутреннем водном транспорте, в установленные законодательством сроки.
Татьяна ЛАРИОНОВА, обозреватель «ТР»
Полностью статью «Расчистить акватории» можно прочитать в №37 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.